Родительское собрание : «Пути формирования сознательного интереса к обучению»
методическая разработка (1 класс) по теме

На данном родительском собрании учитель  кратко знакомит  родителей  с возрастными особенностями первоклассника , позволяющими формировать  сознательный интерес к обучению; с возможностями каждого  из основных учебных  предметов  в  достижении цели формирования сознательного интереса к его изучению;  с основными приемами формирования сознательного интереса к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit._sobr..doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Пути формирования сознательного интереса к обучению»

Цели :создать условия для понимания родителями необходимости формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса»

Задачи: ознакомить родителей с возрастными особенностями первоклассниками , позволяющими формировать  сознательный интерес к обучению; с возможностями каждого учебного предмета  в  достижении цели формирования сознательного интереса к его изучению;  с основными приемами формирования сознательного интереса к обучению.

                         1- Подготовительный  этап.

1)Проведение анкеты «Выявление интереса учащихся к учебным предметам»   среди детей.

2)Распечатка  теста  для проведения на родительском собрании «Читательские умения ребенка» .

3)Изготовление памятки для родителей «Читаем вместе с детьми».

                           2- Организационный этап

Сообщение темы и цели родительского собрания ,задачи, регламент проведения.

                          3- Проведение педагогического всеобуча

Каждый из родителей желает, чтобы его ребенок , придя в школу, успешно учился.  Но ребенку сначала нужно помочь  в становлении и развитии психических процессов.  Конечно, первыми  на помощь придут родители и учителя.  Чтобы помощь была оказана полноценно и квалифицированно, родителям нужно знать особенности развития мышления, внимания, восприятия детей 7-8 лет.

Учащиеся 1 класса обычно мыслят  конкретными категориями, отмечают наиболее наглядные внешние признаки, которые характеризуют  действие объекта: что делает объект? Для чего нужен этот объект?  Происходит  развитие восприятия  под воздействием роли учителя, т.к. учитель организует  деятельность учащихся по восприятию объектов , выявляя их существенные признаки.  Аналогичную работу можно проводить и дома  родителям, побуждая ребенка наблюдать и сравнивать увиденное в разные промежутки времени или в разных состояниях.

У первоклассника  лучше развито непроизвольное внимание , которое становится устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает проявление каких- либо сильных эмоций.  Но перед  учителем стоит задача не только заинтересовать ребенка внешними особенностями урока, но и приучить делать то , что его не занимает, т.е. научить делать что-то ради получения удовольствия от выполненной работы.

У первоклассника  пока сформирован интерес к самому процессу учебной деятельности, т.е. дети увлеченно и старательно выполняют какую- либо работу  , не сознавая того, что в жизни им это может пригодиться , затем формируется интерес к результату своего труда: что-то впервые выполнил самостоятельно  и очень этому обрадовался.  После этого формируются интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.  Все это происходит в период обучения в 1 классе.  Это называется сознательным  интересом к обучению.      И для развития  качества сознательного интереса к учению  нужна помощь родителей , т.е. много можно сделать в домашних условиях.

Итак, возрастные особенности учащихся 1 класса позволяют формировать сознательный интерес к обучению.  Каковы же возможности каждого учебного предмета.

                       4- Ознакомление  родителей с возможностями каждого учебного предмета для формирования сознательного интереса к обучению в целом.

Ознакомление родителей с результатами  анкеты  «Выявление интереса учащихся к учебным предметам»  (математика)

               Математика как наука изучает количественные отношения и пространственные формы окружающего мира, учебный материал  отличается конкретностью, разнообразием, быстрой сменой тем изучения.

Чтобы внешняя заинтересованность математикой сформировала сознательный интерес к обучению по данному предмету, учащимся необходимо  постоянно развивать свои интеллектуальные способности- учиться сравнивать и сопоставлять , складывать разные картинки и геометрические фигуры, искать аналоги, составлять симметричные композиции.

( Выступление родителей, занимающихся данной работой дома с детьми)

              Ознакомление родителей с результатами  анкеты  «Выявление интереса учащихся к учебным предметам»  (чтение)

           Основой формирования сознательного интереса  к чтению должно стать создание у детей отношения к слову как особому предмету работы.  Это является  исходным  условием сознательного овладения техникой чтения и письма.  Первоначально родителям нужно вспомнить , как происходило обучение ребенка чтению в дошкольный период: не относился ли ваш ребенок к категории детей, у которых полностью отсутствовал интерес к чтению, и вы насильно обучали его этому навыку.   Если овладение навыком чтения родителями было навязано , то процесс формирования сознательного интереса к чтению будет несколько осложнен.  Тем не менее, родителям стоит придерживаться  в дальнейшем таких правил: сделать процесс овладения  навыком чтения как можно незаметнее для детей и, обучая ребенка чтению, создавать предпосылки для формирования у него грамотного письма в дальнейшем.  

Приучение ребенка к чтению - длительное и кропотливое занятие.  Здесь вряд ли получиться толк, если действовать бессистемно, «наскоками».  И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка,  уровень сформированности его читательских умений.

 ( Выступление родителей, занимающихся данной работой дома с детьми)

        Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка?  Давайте выявим это путем нехитрого теста.

( Проводится тест «Читательские умения ребенка»)

                                  Обработка результатов.

                                             Если больше – да.

Ваш  ребенок готов развивать у себя навык чтения.  Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность  узнать самостоятельно много полезного  и занимательного из книг.  Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном  возрасте у него наступает как  раз сенситивный (чувствительный) период к обучению.  Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое.  Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

                                          Если больше – нет.

Пора бить тревогу!  Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получиться - сейчас есть много интересных, а главное - комплексных методик  для обучения  ребенка чтению.  Возможно, нужна консультация логопеда - даже если у ребенка все как бы замечательно, то вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков. Обучение  чтению необходимо превратить в увлекательную игру.

( выступления родителей, привившим детям интерес к чтению.)

По результатам Международного мониторинга качества чтения учащихся наша страна оказалась в 2006 году на 29 месте из 32 индустриально развитых стран. Регресс качества чтения детей будет необратимым, если не принимать мер. Одним из путей формирования сознательного интереса к чтению может стать перечитывание ранее изученных текстов.  При первичном чтении читатель следит чаще всего за сюжетом.  Подлинным чтением называют второе и последующее прочтения одной и той же книги. Но не каждую книгу детям, особенно первоклассникам, нужно рекомендовать перечитывать.  Рекомендуется - Н.Носов, В.Драгунский, Г. Андерсен, А.Линдгрен, А.Грин, В.Каверин, и др.  но перечитывание – это не самоцель, а только начало, целью которого  должно стать творчество. Творчество детей может проявиться при выполнении заданий, которые  должны отвечать принципу: от информации к творчеству через промежуточное звено  «рассуждалки».

Например: в произведениях Андерсена постоянная деталь пейзажа датских городов – флюгера и вывески.  По ним угадаешь дело, ремесло, нрав хозяев.  Попробуй придумать вывеску для своей семьи или своей комнаты или своей школы.

           И еще одна часто повторяющаяся ситуация у многих детей: его трудно усадить за книгу -  у него то болит горло, то хочет пить, то он устал . Специалисты могут поставить диагноз- «ридингфобия», то есть навязчивый страх перед чтением.  Разумеется, это крайнее проявление проблемы, но о путях ее преодоления нужно знать каждому родителю.   К, сожалению, многие родители считают ридингфобию детским капризом и пытаются бороться с ней силовыми методами: усаживают ребенка за книжку, застав-ляют читать вслух, а если отказывается - лишают прогулок, телепередач и т.д.  но подобные меры усугубляют ситуацию.  Откуда же берется эта проблема?  

  -ребенка ежедневно заставляли читать вслух и обязательно пересказывать;

  -родители хвастались успехами ребенка гостям, а малыш запнулся и не смог рассказать стих, его упрекнули - что же ты за будущий ученик?

  -требование читать быстро, четко, правильно расставляя ударения, отчетливо выговаривая все буквы.  При неудаче упрекают, ставя в пример других ребят.

          Волнение родителей можно понять: проблемы с чтением перейдут и на другие предметы.

Как быть?

 Советы:Не паниковать  и успокоить ребенка.  Подобрать книги , интересные ребенку. Не хочет читать вслух - пусть читает про себя.  После чтения не торопитесь экзаменовать.  Возможно, он сам захочет вам рассказать о прочитанном и тогда внимательно и дружелюбно выслушайте. Так же можно задать несколько простых вопросов. При первых успехах не жалейте похвал- формируйте уверенность в себе. Не торопитесь хвастаться перед гостями успехами своего ребенка- это может привести к обратному результату.

Вам предлагается  памятка «Читаем вместе с детьми» по занятиям с ребенком по чтению.

Ознакомление родителей с результатами  анкеты  «Выявление интереса учащихся к учебным предметам» (русский язык)  

         Сознательный интерес к предмету « русский язык» может быть сформирован при условии положительного эмоционального настроя к этому предмету, понимания учащимися его значения.  Первоклассникам ввиду их незначительного жизненного опыта,  малого словарного запаса бывает трудно справиться с заданиями, требующими грамотного их выполнения.  Это написание сочинений, письменных ответов на вопросы.  Такие задания и не предусмотрены в 1 классе. Но есть задания, подготавливающие к данной работе.  Это восстановление деформированного текста, запись  предложе-ний по зрительной памяти (предлагается  текст с планом  упражнения и примерным текстом)

(Выступления родителей, до школы сумевших подготовить ребёнка к письму)

Подведение итогов родительского собрания

(запись ответов на листах)

  1. Предполагали ли вы, какой предмет для ребёнка является интересным, а какой наиболее трудным?
  2. Какие из материалов, использованных на родительском собрании, вам показались наиболее интересными?
  3. Будете ли вы формировать интерес к трудным для вашего ребёнка предметам при помощи занимательных заданий?
  4. Нужно ли вам пересмотреть занятия чтением с ребёнком, используя знания, полученные на родительском собрании?

Приложение .

Тест

«Чтение в моей семье»

Цель: выявление заинтересованности родителей в формировании читательского интереса у детей.

  1. Читают ли родители тебе книги?
  2. Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делится своими впечатлениями?
  3. Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?
  4. Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?
  5. Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин или в библиотеку?
  6. Радуешься ли ты, когда тебе дарят книгу?
  7. Какую книгу ты читаешь сейчас?

Анализ анкетирования учащихся ___ класса с целью выявления интереса к учебным предметам.

Ф.И. ученика

Любимые

учебные предметы

Самый любимый предмет

Нелюбимый предмет

Уч.предмет ,

вызывающий трудности

                                             СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь  прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

"Пути формирования сознательного интереса к обучению" (родительское собрание).

Каждый из родителей желает, чтобы его ребенок, придя в школу, успешно учился.  Но ребенку сначала нужно помочь  в становлении и развитии психических процессов.  Конечно, первыми  н...

Родительское собрание в 4 классе "Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средни...

«Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса». (родительское собрание)

Каждый из родителей желает, чтобы его ребенок , придя в школу, успешно учился.  Но ребенку сначала нужно помочь  в становлении и развитии психических процессов.  Конечно, первыми  ...

«Пути формирования сознательного интереса к обучению у учащихся 1 класса». (родительское собрание)

Каждый из родителей желает, чтобы его ребенок , придя в школу, успешно учился.  Но ребенку сначала нужно помочь  в становлении и развитии психических процессов.  Конечно, первыми  ...