ИКТ компетенции учителя как один из критериев оценки его профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта
методическая разработка на тему
Профстандарт учителя, документ зарегистрированный в Минюсте 06.12.2013, регламентирует все стороны деятельности школьного учителя. предъявляет ряд требованийй к компетенциям учителя, его образованию и желанию развиваться. Презентация более подробно освещает необходимость владения учителем ИКТ компетенциями, о требованиях к их совершенствованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя К.Д.Ушинский (1823 – 1870)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте 06 декабря 2013 года за № 30550 Документ применяется работодателями при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01 января 2016 года
Нормативной базой для введения стандарта являются Постановление РФ от 22.01.2013 № 23 « О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Указ президента РФ от 07.05.2012 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » Федеральный закон № 236 ФЗ от 03.12.2012 « О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 ФЗ «О техническом регулировании » Федеральный закон « Об образовании в РФ » от 29.12.2012 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы
В соответствии с порядком аттестации педагогических работников оценка профессиональной деятельности является основой для установления соответствия уровня квалификации педагога Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно-деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности Стандарт не предъявляет требований к опыту работы . Особые требования предъявляются к уровню профессиональной подготовки учителя, его способностям и желанию развиваться в профессии и жизни
Квалификация педагогических работников образовательных учреждений должна отражать: компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность , эмоциональную устойчивость
Среди необходимых умений педагога выдвигается владение ИКТ-компетентностями : общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ – компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) В разделе « Термины и определения » ИКТ-компетентность значится как квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо
Общепользовательская ИКТ-компетентность предусматривает: использование приёмов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ; устранение неполадок, обеспечение расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ; видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе; аудиовидеотекстовая коммуникация, в том числе посредством Интернет
Профессиональная ИКТ-компетентность основана на рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ- компетентности учителей», 2011 год. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта. Выявляется и оценивается экспертами в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа её фиксации в информационной среде
Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами Владение основами работы с мультимедийным оборудованием Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе) Умение конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения Согласно исследованиям профессора И.Н.Федекина информационная компетенция предполагает:
Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами 15 Владение основами работы с мультимедийным оборудованием 14 Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов 14 Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы 21 Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе) 18 Умение конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения 18 Информационная компетенция предполагает:
«Требования стандарта слишком широки и одному человеку непосильны. Нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья» Борис Михайлович Бим - Бад профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, доктор педагогических наук, действительный член РАО
Икт-компетенции необходимы учителю в связи с возникновением ряда новых направлений работы Работа с одарёнными детьми Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования Преподавание русского языка для учащихся, для которых он не является родным Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии Работа с девиантными , зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми
Инструментарий диагностики профессионально-педагогической деятельности педагога основан на исследованиях психологов, работах Раисы Викторовны Овчаровой и имеет комплекс из семи направлений Каждое направление содержит перечень вопросов, которые освещают: 1. Профессионально-демографические характеристики состава педагогов 2. Диагностику реализации педагогами основных своих профессиональных функций (компетенций) 3. Учёт объективных и субъективных факторов, определяющих характер и продуктивность профессиональной деятельности педагогов 4. Характеристику деятельности педагогов по повышению и развитию своей общекультурной и профессиональной компетентности 5. Описание деятельности педагогов по внедрению и использованию в своей повседневной профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных средств и технологий 6. Уровни творческо-исследовательской деятельности педагогов в процессе своей повседневной учебно-воспитательной работы.
Евгений Александрович Ямбург доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор центра образования № 109 («Школа Ямбурга») города Москвы «…внедрение стандарта педагога может принести неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может дать импульс движению вперёд – при умном. Очень многое зависит от того, сумеем ли мы пройти между Сциллой тотального неприятия стандарта и Харибдой его насильственного внедрения…»
Использованные ресурсы: 1. http://argumenti.ru/education/2014/11/379047 2. http://pedsovet.org/content/view/23563/249/ 3. http :// www . consultant.ru / document / cons_doc_ LAW _155553/? frame =1 4. Бим-Бад Б.М. Государственное школьное образование. Новости. Профессиональный стандарт учителя. 5. Захарова И.М., Федекин И.Н. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения //Психологическая наука и образование. 2010. № 4 6. Мелехин В.А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников //Человек и образование. 2013. № 3 (36) с. 43-48 7. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя// Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2013. - № 3. – с. 3-13. 8. http://argumenti.ru/education
Уважаемые коллеги, Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ИКТ компетенции учителя как один из критериев оценки его профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта современного педагога
Мастер-класс на областном семинаре учителей начальных классов 25.02.2015
учитель начальных классов МБОУ Прогимназия № 2
Нечепаева Светлана Анатольевна
Министерство труда и социальной защиты РФ 06 декабря 2013 года в Минюсте РФ за № 30550 зарегистрировало приказ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Документ опубликован в «Российской газете» 18 декабря 2013 года выпуск № 6261. Во изменении в данном приказе, подписанных министром М.А.Топилиным, введение его в действие отложено до 01 января 2016 года.
Нормативной базой для введения стандарта являются:
- Указ президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
- Федеральный закон № 236 ФЗ от 03.12.2012 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 ФЗ «О техническом регулировании».
- Постановление правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы.
Вышеперечисленные документы нацелены на приведение содержания и структуры профессионально – педагогического образования в соответствии с потребностями рынка труда.
Создание профессиональных стандартов педагогов базируется на исследованиях учёных и специалистов в данной области А.Г.Асмолова, В.А.Болотова, Г.А.Бордовского, Е.Ф.Зеера, В.Л.Матросова, О.Н.Олейниковой, В.П.Панасюка, И.П.Смирнова, И.И.Соколовой, Н.Ф.Талызиной, А.И.Субето, В.Д.Шадрикова и опирается на документы европейских и национальных структур квалификаций. В основе разработки профессиональных стандартов лежат концептуальные идеи – интеграции, междисциплинарности научного базиса стандарта, технологизации, взаимосвязи профессионального и образовательного стандарта. [6, с. 43]
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - говорил К.Д.Ушинский. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог постоянно должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки ФГОС. Стандарт определяет все возможные отношения в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.
Стандартом предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. д.)
Требования к педагогу у стандарта слишком широки и одному человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей нет в природе. Специалист по работе с одарёнными детьми не может быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей. По словам профессора кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, доктора педагогических наук, действительного члена РАО Бориса Михайловича Бим-Бада, нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья. От педагога нельзя требовать того, чего он никогда не учил. Поэтому введение нового профессионального стандарта неизбежно влечёт за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и центрах повышения квалификации.
Стандарт относит образовательную деятельность в разделе требований к основным видам экономической деятельности, к услугам в области основного общего и среднего (полного) общего образования (80.21.1) В разделе описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), указаны требования к образованию и обучению: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Требований к опыту работы не предъявляется. Основной упор стандарт делает на уровень образования работника. В разделе трудовые действия работника есть требование формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Одним из необходимых умений является владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
На сегодняшний день апробация стандарта идёт на добровольной основе в качестве пилотного проекта в 21 регионе 24 вуза включились в эту работу. По словам Евгения Ямбурга «…стандарт не должен унижать учителя и ухудшать его положение». Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобождён от тотального контроля. Функциональные обязанности, которые мешают учителю общаться с детьми, сегодня не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт педагога должен прийти на смену устаревшим инструкциям и раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Расширяя границы свободы педагога, стандарт повышает ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии его оценки.
Возникла необходимость наполнения стандарта новыми компетенциями, необходимыми для работы с одарёнными детьми, работы в условиях реализации программ инклюзивного образования, преподавания русского языка для учащихся, для которого он не является родным, работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии, работы с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьёзные отклонения в поведении. Здесь, как никогда необходимы ИКТ-умения. В разделе «Термины и определения» значится ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
В связи с введением стандарта остро встаёт проблема диагностики профессионально-педагогической деятельности педагога. Создан инструментарий для последующей диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогичеких работников системы общего и профессионального образования (школа – колледж – вуз). В психологической экспертизе профессиональной компетентности педагога, согласно исследованиям Овчаровой Раисы Викторовны, заведующей кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета, доктора психологических наук, профессора, действительного академика РАО, может быть использован следующий комплекс диагностических методов:
1) метод экспресс-диагностики педагогов Р.В.Овчаровой (стиль педагогического общения, профессионально важные качества педагога);
2) определение уровня педагогической деятельности по результативно-личностному и функциональному аспектам Г.И.Хозяинова;
3) мотивы обучения педагогов Р.В.Овчаровой;
4) опросник сравнения мотивировок К.В.Вербовой и Г.В.Парамей (тип психологической центрации педагогической деятельности);
5) анкеты “эффект” и “впечатление” Р.В.Овчаровой (изучение уровня принятия педагогом результатов внешней экспертизы и выявление уровня согласованности ее результатов с самоэкспертизой);
6) психологическая карта состояния педагогической деятельности учителя А.К.Марковой (для ориентации психолога в структуре и компонентах педагогической деятельности);
7) карты психологических показателей эффективности труда учителя и уровней его профессиональной компетентности А.К.Марковой (для ориентации психолога при составлении экспертного заключения о профессиональной компетентности педагога).
Инструментарий имеет семь направлений, для каждого из которых сформулирован перечень вопросов, включающих:
- профессионально-демографические характеристики состава педагогов;
- диагностику реализации педагогами основных своих профессиональных функций (компетенций);
- учёт объективных и субъективных факторов, определяющих характер и продуктивность профессиональной деятельности педагогов;
- характеристику деятельности педагогов по повышению и развитию своей общекультурной и профессиональной компетентности;
- описание деятельности педагогов по внедрению и использованию в своей повседневной профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных средств и технологий;
- уровни творческо-исследовательской деятельности педагогов в процессе своей повседневной учебно-воспитательной работы.
[6, с. 46]
Современная российская школа быстро развивается и становится цифровой. В работе учитель использует электронную почту, проектор, сотовый телефон. Во многих регионах России директивно вводится ведение учителем электронного классного журнала и дневника, обеспечивающее плавное погружение в информационную среду (ИС). Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владея этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ- компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать вопрос для поиска в Интернете. ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС. Опыт введения ФГОС 2010-2011 года показал способность основной части учителей реальность формирования профессиональной ИКТ-компетентности, состоящей из общепользовательской ИКТ-компетентности и профессиональной педагогической ИКТ-компетентности. В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в ИКТ-способности работать с необходимыми ресурсами.
Общепользовательская ИКТ-компетентность.
Использование приёмов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранение неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в школе. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость навязывания информации и неавторизованного её использования). Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Клавиатурный ввод. Аудиовидеотекстовая коммуникация (двухсторонняя связь, конференция, отложенные и мгновенные сообщения, автоматизированные коррекции текста и перевод между языками). Навыки поиска в Интернете и базе данных
Профессиональная педагогическая ИКТ- компетентность
Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 год. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта. Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа её фиксации в информационной среде.
По словам заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО (с 2000 года), директора центра образования № 109 города Москвы Евгения Александровича Ямбурга «…внедрение стандарта педагога может принести неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может дать импульс движению вперёд – при умном. Очень многое зависит от того, сумеем ли мы пройти между Сциллой тотального неприятия стандарта и Харибдой его насильственного внедрения…»
Использованная литература и источники
- http://argumenti.ru/education/2014/11/379047
- http://pedsovet.org/content/view/23563/249/
- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1
- Бим-Бад Б.М. Государственное школьное образование. Новости. Профессиональный стандарт учителя.
- Захарова И.М., Федекин И.Н. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения //Психологическая наука и образование. 2010. № 4
- Мелехин В.А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников //Человек и образование. 2013. № 3 (36) с. 43-48
- Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя// Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2013. - № 3. – с. 3-13. http://argumenti.ru/education
- Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: Изд-во Курганского Гос. ун-та, 2006. – 187 с
Термины и определения, применительно к педагогу:
- Квалификация педагога
- Профессиональная компетенция
- Профессиональный стандарт педагога
- Региональное дополнение к профстандарту
- Внутренний стандарт профессиональной организации
- Ключевые области стандарта педагога
- Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо
- Аудит
- Внутренний аудит
- Внешний аудит
Педагог должен:
- Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее образование должны быть созданы условия для его получения без отрыва от его профессиональной деятельности
- Демонстрировать знание предмета и программы обучения
- Уметь планировать, проводить уроки и анализировать их
- Владеть формами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика)
- Использовать специальные подходы к обучению (разными социальными группами детей)
- Уметь объективно оценивать знания учеников
Владеть ИКТ-компетенциями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде
В статье описаны критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы, дана характеристика уровня сформированности у педагога данной компетенции....
Анализ и оценка условий профессиональной деятельности
Анализ и оценка условий профессиональной деятельности...
критерии оценки профессиональной деятельности учителя начальных классов
Об аттестации учителей начальных классов образовательных организаций по должности «учитель» для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категория...
Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должности учитель начальных классов
Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должн...
Критерии и показатели оценки результатов профессиональной деятельности педагога. Воронеж. МБОУ "Лицей №1". Лубневская И.Л.
Предлагаю данный материал в помощь моим коллегам- аттестующимся педагогическим работникам....
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 3: Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию способностей у обучающихся
Участие в дистанционных олимпиадах, а так же во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный уровень)...
АТТЕСТАЦИЯ Критерий 3: Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию способностей у обучающихся
Участие в дистанционных олимпиадах, а так же участие во Всероссийских олимпиадах школьников (муниципальный уровень)....