ИКТ компетенции учителя как один из критериев оценки его профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта
методическая разработка на тему

Нечепаева Светлана Анатольевна

Профстандарт учителя, документ зарегистрированный в Минюсте 06.12.2013, регламентирует все стороны деятельности школьного учителя. предъявляет ряд требованийй к компетенциям учителя, его образованию и желанию развиваться. Презентация более подробно освещает необходимость владения учителем ИКТ компетенциями, о требованиях к их совершенствованию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИКТ компетенции учителя как один из критериев оценки его профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта Руководитель профессионального творческого объединения учителей начальных классов Коминтерновского района города Воронежа, учитель начальных классов МБОУ Прогимназия № 2 Нечепаева Светлана Анатольевна

Слайд 2

В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя К.Д.Ушинский (1823 – 1870)

Слайд 3

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Зарегистрирован в Минюсте 06 декабря 2013 года за № 30550 Документ применяется работодателями при формировании кадровой политики, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 01 января 2016 года

Слайд 4

Нормативной базой для введения стандарта являются Постановление РФ от 22.01.2013 № 23 « О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Указ президента РФ от 07.05.2012 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики » Федеральный закон № 236 ФЗ от 03.12.2012 « О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 ФЗ «О техническом регулировании » Федеральный закон « Об образовании в РФ » от 29.12.2012 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы

Слайд 5

В соответствии с порядком аттестации педагогических работников оценка профессиональной деятельности является основой для установления соответствия уровня квалификации педагога Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системно-деятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение основных функциональных задач педагогической деятельности Стандарт не предъявляет требований к опыту работы . Особые требования предъявляются к уровню профессиональной подготовки учителя, его способностям и желанию развиваться в профессии и жизни

Слайд 6

Квалификация педагогических работников образовательных учреждений должна отражать: компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность , эмоциональную устойчивость

Слайд 7

Среди необходимых умений педагога выдвигается владение ИКТ-компетентностями : общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ – компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) В разделе « Термины и определения » ИКТ-компетентность значится как квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо

Слайд 8

Общепользовательская ИКТ-компетентность предусматривает: использование приёмов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ; устранение неполадок, обеспечение расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности; соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ; видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе; аудиовидеотекстовая коммуникация, в том числе посредством Интернет

Слайд 9

Профессиональная ИКТ-компетентность основана на рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ- компетентности учителей», 2011 год. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта. Выявляется и оценивается экспертами в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа её фиксации в информационной среде

Слайд 10

Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами Владение основами работы с мультимедийным оборудованием Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе) Умение конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения Согласно исследованиям профессора И.Н.Федекина информационная компетенция предполагает:

Слайд 11

Владение основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами 15 Владение основами работы с мультимедийным оборудованием 14 Навыки применения существующих информационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов 14 Обоснованный (в соответствии с дидактическими целями и принципами) выбор программного учебно-методического обеспечения, включая цифровые образовательные ресурсы 21 Навыки оценивания эффективности и результатов обучения младших школьников по предмету (курсу, программе) 18 Умение конструировать и использовать на уроке дидактические материалы с применением компьютерного программного обеспечения 18 Информационная компетенция предполагает:

Слайд 12

«Требования стандарта слишком широки и одному человеку непосильны. Нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья» Борис Михайлович Бим - Бад профессор кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, доктор педагогических наук, действительный член РАО

Слайд 13

Икт-компетенции необходимы учителю в связи с возникновением ряда новых направлений работы Работа с одарёнными детьми Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования Преподавание русского языка для учащихся, для которых он не является родным Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии Работа с девиантными , зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми

Слайд 14

Инструментарий диагностики профессионально-педагогической деятельности педагога основан на исследованиях психологов, работах Раисы Викторовны Овчаровой и имеет комплекс из семи направлений Каждое направление содержит перечень вопросов, которые освещают: 1. Профессионально-демографические характеристики состава педагогов 2. Диагностику реализации педагогами основных своих профессиональных функций (компетенций) 3. Учёт объективных и субъективных факторов, определяющих характер и продуктивность профессиональной деятельности педагогов 4. Характеристику деятельности педагогов по повышению и развитию своей общекультурной и профессиональной компетентности 5. Описание деятельности педагогов по внедрению и использованию в своей повседневной профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных средств и технологий 6. Уровни творческо-исследовательской деятельности педагогов в процессе своей повседневной учебно-воспитательной работы.

Слайд 15

Евгений Александрович Ямбург доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор центра образования № 109 («Школа Ямбурга») города Москвы «…внедрение стандарта педагога может принести неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может дать импульс движению вперёд – при умном. Очень многое зависит от того, сумеем ли мы пройти между Сциллой тотального неприятия стандарта и Харибдой его насильственного внедрения…»

Слайд 16

Использованные ресурсы: 1. http://argumenti.ru/education/2014/11/379047 2. http://pedsovet.org/content/view/23563/249/ 3. http :// www . consultant.ru / document / cons_doc_ LAW _155553/? frame =1 4. Бим-Бад Б.М. Государственное школьное образование. Новости. Профессиональный стандарт учителя. 5. Захарова И.М., Федекин И.Н. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения //Психологическая наука и образование. 2010. № 4 6. Мелехин В.А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников //Человек и образование. 2013. № 3 (36) с. 43-48 7. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя// Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2013. - № 3. – с. 3-13. 8. http://argumenti.ru/education

Слайд 17

Уважаемые коллеги, Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ИКТ компетенции учителя как один из критериев оценки его профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта современного педагога

Мастер-класс на областном семинаре учителей начальных классов 25.02.2015

учитель начальных классов МБОУ Прогимназия № 2

Нечепаева Светлана Анатольевна

Министерство труда и социальной защиты РФ 06 декабря 2013 года в Минюсте РФ за № 30550 зарегистрировало приказ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Документ опубликован в «Российской газете» 18 декабря 2013 года выпуск № 6261. Во изменении в данном приказе, подписанных министром М.А.Топилиным,  введение его в действие отложено до 01 января 2016 года.

Нормативной базой для введения стандарта являются:

  1.  Указ президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  2. Федеральный закон № 236 ФЗ от 03.12.2012 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 ФЗ «О техническом регулировании».
  3. Постановление правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
  4. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы.

Вышеперечисленные документы нацелены на приведение содержания и структуры профессионально – педагогического образования в соответствии с потребностями рынка труда.

Создание профессиональных стандартов педагогов базируется на исследованиях учёных и специалистов в данной области А.Г.Асмолова, В.А.Болотова, Г.А.Бордовского, Е.Ф.Зеера, В.Л.Матросова, О.Н.Олейниковой, В.П.Панасюка, И.П.Смирнова, И.И.Соколовой, Н.Ф.Талызиной, А.И.Субето, В.Д.Шадрикова и опирается на документы европейских и национальных структур квалификаций. В основе разработки профессиональных стандартов лежат концептуальные идеи – интеграции, междисциплинарности научного базиса стандарта, технологизации, взаимосвязи профессионального и образовательного стандарта. [6, с. 43]

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», - говорил К.Д.Ушинский. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог постоянно должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и разработки ФГОС. Стандарт определяет все возможные отношения в педагогической профессии: тип, характер и содержание образования педагога; его трудоустройство, государственную аттестацию и присвоение соответствующей категории; объём трудовых договоров и даже размер будущей пенсии.

Стандартом предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. д.)

Требования к педагогу у стандарта слишком широки и одному человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей нет в природе. Специалист по работе с одарёнными детьми не может быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей. По словам профессора кафедры педагогики Московского психолого-социального университета, доктора педагогических наук, действительного члена РАО Бориса Михайловича Бим-Бада, нет таких способов, методов, технологий и приёмов мотивации к учению, чтобы охватить ими всех без разбора детей вне зависимости от природных дарований, склонностей, интересов и особенностей здоровья. От педагога нельзя требовать того, чего он никогда не учил. Поэтому введение нового профессионального стандарта неизбежно влечёт за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и центрах повышения квалификации.

Стандарт относит образовательную деятельность в разделе требований к основным видам экономической деятельности, к услугам в области основного общего и среднего (полного) общего образования (80.21.1) В разделе описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности),  указаны требования к образованию и обучению: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Требований к опыту работы не предъявляется. Основной упор стандарт делает на уровень образования работника. В разделе трудовые действия работника есть требование формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Одним из необходимых умений является владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

На сегодняшний день апробация стандарта идёт на добровольной основе в качестве пилотного проекта в 21 регионе 24 вуза включились в эту работу. По словам Евгения Ямбурга «…стандарт не должен унижать учителя и ухудшать его положение». Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобождён от тотального контроля. Функциональные обязанности, которые мешают учителю общаться с детьми, сегодня не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт педагога должен прийти на смену устаревшим инструкциям и раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Расширяя границы свободы педагога, стандарт повышает ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии его оценки.

Возникла необходимость наполнения стандарта новыми компетенциями, необходимыми для работы с одарёнными детьми, работы в условиях реализации программ инклюзивного образования, преподавания русского языка для учащихся, для которого он не является родным, работы с учащимися, имеющими проблемы в развитии, работы с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьёзные отклонения в поведении. Здесь, как никогда необходимы ИКТ-умения. В разделе «Термины и определения» значится ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.

В связи с введением стандарта остро встаёт проблема диагностики профессионально-педагогической деятельности педагога. Создан инструментарий для последующей диагностики профессионально-педагогической деятельности педагогичеких работников системы общего и профессионального образования (школа – колледж – вуз). В  психологической  экспертизе  профессиональной  компетентности педагога, согласно исследованиям Овчаровой Раисы Викторовны, заведующей кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета, доктора психологических наук, профессора, действительного академика РАО,  может  быть  использован  следующий  комплекс  диагностических методов:

1) метод  экспресс-диагностики  педагогов  Р.В.Овчаровой  (стиль педагогического общения, профессионально важные качества педагога);

2) определение  уровня  педагогической  деятельности  по  результативно-личностному и функциональному аспектам Г.И.Хозяинова;

3)  мотивы обучения педагогов Р.В.Овчаровой;

4) опросник  сравнения  мотивировок  К.В.Вербовой  и  Г.В.Парамей  (тип психологической центрации педагогической деятельности);

5) анкеты  “эффект”  и  “впечатление”  Р.В.Овчаровой  (изучение  уровня принятия  педагогом  результатов  внешней  экспертизы  и  выявление уровня согласованности ее результатов с самоэкспертизой);

6) психологическая карта состояния педагогической деятельности учителя А.К.Марковой (для ориентации психолога в структуре и компонентах педагогической деятельности);

7) карты психологических  показателей  эффективности  труда учителя и уровней  его  профессиональной  компетентности  А.К.Марковой  (для ориентации  психолога  при  составлении  экспертного  заключения  о профессиональной компетентности педагога).

Инструментарий имеет семь направлений, для каждого из которых сформулирован перечень вопросов, включающих:

  1. профессионально-демографические характеристики состава педагогов;
  2. диагностику реализации педагогами основных своих профессиональных функций (компетенций);
  3. учёт объективных и субъективных факторов, определяющих характер и продуктивность профессиональной деятельности педагогов;
  4. характеристику деятельности педагогов по повышению и развитию своей общекультурной и профессиональной компетентности;
  5. описание деятельности педагогов по внедрению и использованию в своей повседневной профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных средств и технологий;
  6. уровни творческо-исследовательской деятельности педагогов в процессе своей повседневной учебно-воспитательной работы.

[6, с. 46]

Современная российская школа быстро развивается и становится цифровой. В работе учитель использует электронную почту, проектор, сотовый телефон. Во многих регионах России директивно вводится ведение учителем электронного классного журнала и дневника, обеспечивающее плавное погружение в информационную среду (ИС). Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владея этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ- компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать вопрос для поиска в Интернете. ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС. Опыт введения ФГОС 2010-2011 года показал способность основной части учителей реальность формирования профессиональной ИКТ-компетентности, состоящей из общепользовательской ИКТ-компетентности и профессиональной педагогической ИКТ-компетентности. В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в ИКТ-способности работать с необходимыми ресурсами.

Общепользовательская ИКТ-компетентность. 

Использование приёмов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранение неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в школе. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость навязывания информации и неавторизованного её использования). Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. Клавиатурный ввод. Аудиовидеотекстовая коммуникация (двухсторонняя связь, конференция, отложенные и мгновенные сообщения, автоматизированные коррекции текста и перевод между языками). Навыки поиска в Интернете и базе данных

Профессиональная педагогическая ИКТ- компетентность

Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности  учителей», 2011 год. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта. Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа её фиксации в информационной среде.

По словам заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО (с 2000 года), директора центра образования № 109 города Москвы Евгения Александровича Ямбурга «…внедрение стандарта педагога может принести неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может дать импульс движению вперёд – при умном. Очень многое зависит от того, сумеем ли мы пройти между Сциллой тотального неприятия стандарта и Харибдой его насильственного внедрения…»

Использованная литература и источники

  1. http://argumenti.ru/education/2014/11/379047
  2. http://pedsovet.org/content/view/23563/249/
  3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/?frame=1
  4. Бим-Бад Б.М. Государственное школьное образование. Новости. Профессиональный стандарт учителя.
  5. Захарова И.М., Федекин И.Н. Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения //Психологическая наука и образование. 2010. № 4
  6. Мелехин В.А. Механизмы разработки профессиональных стандартов педагогических работников //Человек и образование. 2013. № 3 (36) с. 43-48
  7. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя// Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. - 2013. -  № 3. – с. 3-13. http://argumenti.ru/education
  8. Овчарова Р.В.  Технологии  работы  школьного  психолога  с  педагогическим коллективом.  - Курган: Изд-во Курганского Гос. ун-та, 2006. – 187 с

Термины и определения, применительно к педагогу:

  1. Квалификация педагога
  2. Профессиональная компетенция
  3. Профессиональный стандарт педагога
  4. Региональное дополнение к профстандарту
  5. Внутренний стандарт профессиональной организации
  6. Ключевые области стандарта педагога
  7. Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо
  8. Аудит
  9. Внутренний аудит
  10. Внешний аудит

Педагог должен:

  1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее образование должны быть созданы условия для его получения без отрыва от его профессиональной деятельности
  2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения
  3. Уметь планировать, проводить уроки и анализировать их
  4. Владеть формами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика)
  5. Использовать специальные подходы к обучению (разными социальными группами детей)
  6. Уметь объективно оценивать знания учеников

Владеть ИКТ-компетенциями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде

   В статье описаны критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы, дана характеристика уровня сформированности у педагога данной компетенции....

Анализ и оценка условий профессиональной деятельности

Анализ и оценка условий профессиональной деятельности...

критерии оценки профессиональной деятельности учителя начальных классов

Об аттестации учителей начальных классов образовательных организаций по должности «учитель» для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категория...

Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должности учитель начальных классов

Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должн...

Критерии и показатели оценки результатов профессиональной деятельности педагога. Воронеж. МБОУ "Лицей №1". Лубневская И.Л.

Предлагаю данный материал в помощь моим коллегам- аттестующимся педагогическим работникам....

АТТЕСТАЦИЯ Критерий 3: Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию способностей у обучающихся

Участие в дистанционных олимпиадах, а так же во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный уровень)...

АТТЕСТАЦИЯ Критерий 3: Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию способностей у обучающихся

Участие в дистанционных олимпиадах, а так же участие во Всероссийских олимпиадах школьников (муниципальный уровень)....