Эссе "Я - учитель"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5
г. Ершова Саратовской области».
Эссе
«Я – учитель».
Учителя начальных классов
1 категории
Кунаева Азамата Жумагалиевича
2015 год.
"Плохой учитель преподносит истину, - хороший учит ее находить"
Адольф Дистервег
Начальные классы, детство - это ведь важнейший период человеческой жизни. И от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился и чему не научился, какими стали его душа и сердце, зависит, его будущее. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Начальная школа - это настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент всего воспитания будущего Человека. Это - возраст «почемучек», это - возраст зоркой и острой памяти. С какой радостью я каждый день встречаюсь со своими «почемучками» и фантазерами! И пусть порой мне с ними хлопотно, но проникать в их детский мир, слышать их – большое учительское счастье. Именно в развитии детей, их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации вижу свое предназначение как педагога, учителя, наставника. "Плохой учитель преподносит истину, - хороший учит ее находить".Этот афоризм Дистервега в своей педагогической работе я взял за аксиому. Процесс учения, разумеется, всегда сопряжен с трудностями, было бы педагогической ошибкой пытаться устранить их полностью из школьной жизни ученика. Больше того, суть развития именно в преодолении трудности. Для того, чтобы обучение стало успешным надо, чтобы желание ученика и цели обучения совпали, т. е предлагаемая учителем деятельность воспринималась и переживалась ребенком как свободно выбранная. В этом случае он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем и принимает его помощь, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания.
Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению.
Все мои ученики такие разные, каждого нужно разглядеть, до каждого дойти. Рассеянные, мечтательные и доверчивые, нуждающиеся в помощи и контроле со стороны учителя. Мы, педагоги, должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить - в этом суть педагогического мастерства. Распознать талант ребенка и указать ему самому на тот потенциал, который заложила в него природа – задача не из легких, но при удачном ее выполнении результат обещает быть потрясающим!
Профессия учителя начальных классов привлекла меня прежде всего своей гуманностью и благородством. Неподкупная, чистая детская душа фальшивить не способна, не может, еще не научилась. В неё учитель отражается таким, каким он есть. Зоркое, беспощадное зеркало. Мгновенно зафиксирует все хорошее и не очень.
Обычно, каков учитель на уроке, таков он и вне урока. Дети видят перед собой не просто учителя, а, в первую очередь, человека. Равнодушного отношения к себе дети не прощают. А когда рушится авторитет учителя, рушится и его воспитательная сила. Как только нравственное доверие потеряно, тогда то, что прежде делалось охотно и радостно, достигается уже не иначе как наказаниями и принуждениями. Учитель должен быть, прежде всего, личностью. Служить примером для учащихся. Только уважаемый им человек способен оказывать на учащихся огромное влияние.
Отношения между учителем и учеником никогда не бывают равными — сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта. Но в одном отношении равенство между ними обязательно — в степени искренности. Ребенок ищет в учителе старшего друга и наставника. Я стараюсь построить отношения со своими учениками на взаимопонимании, ведь, раскрываясь навстречу ребенку и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «я». Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, помощи ему, уважения его мнения.
Учитель должен много знать и не только свой предмет, он должен быть компетентным во многих областях. Маленькие почемучки именно к эрудированному учителю обратятся с волнующим их вопросом. И они должны получить точный ответ. Или, например, услышать такие слова: «Я не могу тебе сейчас сказать, но через некоторое время, я тебе обязательно отвечу». И ответить нужно обязательно. Потому что хороший учитель всегда сдержит данное слово, уважает себя и ученика. Никогда нельзя забывать простую истину: хороший учитель тот, у кого хотят учиться.
Мой путь в профессию продолжается, я в постоянном поиске, верю в своих бывших, сегодняшних и будущих учеников. Да, действительно правдивы слова: «Учителями славиться Россия, ученики приносят славу ей». Я очень горжусь своей профессией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...