В чем причина неуспеваемости.
статья на тему

Мандрикова Людмила Андреевна

Доклад на региональном семинаре учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В чем причина неуспеваемости.

Проблема неуспеваемости учащихся актуальна и имеет широкое распространение. Несмотря на работу высококвалифицированных специалистов, имеющих значительный педагогический стаж, проблему пока решить не удалось.

Практикой школы уже давно доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал. Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия.         

Существует точка зрения, что массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам.

На наш взгляд, воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника. Фактор здоровья также подлежит более глубокому исследованию.

Особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих и недисциплинированных детей. Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно те, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Учителя испытывают затруднения в работе с этими детьми, а иногда остро переживают свою беспомощность. «Трудный» – это такой школьник, который требует особого отношения, пристального внимания воспитателя и коллектива, ученик, которому необходим индивидуальный подход в воспитании.

Рассматривая неуспеваемость, выделяют различные причины этого явления. Указывают две основные группы причин неуспеваемости: объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические особенности учащихся).

Ученые считают, что учителю важно при этом уметь отличать детей умственно отсталых и детей с дефектами психического развития от учеников, которые не справляются со школьной программой в силу временных причин, не связанных с их индивидуальными дефектами. Однако грамотно это сделать, не имея специального образования психотерапевта или психолога, учитель не может.

Ученые также считают, что одна из наиболее существенных причин неудовлетворительных успехов, учащихся в школе – неблагополучие в семье.  Имеется в виду стиль семейного воспитания – деспотический, основанный на подавлении, или свободный, стиль суровый, аскетический или тепличный, изнеживающий, когда ребенка освобождают от забот и обязанностей, стиль, основанный на равнодушии и безразличии к судьбам детей.  Речь идет и о прямом неблагополучии, об уродливых отношениях в некоторых семьях, о бытовой и социальной распущенности, нечистоплотности, о семьях, где царит разлад, ссоры между родителями, а порой наблюдается и полный распад отношений между членами семьи. Таковой семьей и является семья моего неуспевающего ученика. Следовательно, «трудные» дети – это чаще всего дети «трудных» родителей.

 Исследования психологов показали, что в подавляющем большинстве случаев у школьников, отличающихся асоциальным поведением, сложилось устойчивое отрицательное отношение к школе и учению на основе отставания в учении, конфликтов с учителями. Что и происходит с моим учеником. В коллективе сверстников такие учащиеся чувствуют себя одинокими, им не интересно учиться.

Понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной обучаемостью» совпадают не полностью. Действительно, среди неуспевающих школьников имеются дети, неудовлетворительные оценки которых объясняются не пониженной обучаемостью, а иными причинами. С другой стороны, не всякий ребёнок с пониженной обучаемостью обязательно будет стойко неуспевающим.

Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на уроке, другие – в работе дома. Уже в том, как учащиеся выполняют домашние задания, выявляются их индивидуальные особенности.

Другой принцип – изучение положения школьника в коллективе. Индивидуальные особенности ученика можно выяснить через выявление отношения коллектива к ученику и ученика к коллективу. Не менее важным принципом является изучение личности в развитии.

 Таким образом, взяв за основу эти принципы, а также благодаря тесному общению с семьей учащегося, проблему неуспеваемости в моем классе мне решить удалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В данной статье дается нейропсихологический анализ причин неуспеваемости по русскому языку у младших школьников...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Статья о нейропсихологических причинах неуспеваемости младшего школьника по математике. Предлагаются практические рекомендации и упражнения для родителей о том, как повысить интерес ребенка  к та...

Причины неуспеваемости младших школьников.

Неуспеваемость- отставание в учении. при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространённому мнению...

Причины неуспеваемости младших школьников

Все причины социально-педагогического характера и биопсихические, в конечном счёте, сводятся к психологическим причинам...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников

В таблице представлены основные трудности в учебной деятельности младших школьников и их возможные психологические причины....

Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.

В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников. ...

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения

Выступление на заседании педагогического совета школы . Тема  "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.  Внешние и...


 

Комментарии

Тарасова Надежда Николаевна

Людмила Андреевна, ознакомилась с вашей статьёй "В чём причина неуспеваемости" - зачиталась! Очень интересная и познавательная статья! Было бы хорошо, если бы и родители всех ребят на планете изучили ваш материал. Очень интересно! Спасибо за информацию!

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо большое, Надежда Николаевна, за комментарий!