Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.
статья на тему
В статье рассматриваются различные подходы к проблеме неуспеваемости, её причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения.
Выступление на тему ,, Причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности. Пути преодоления неуспеваемости.” учителя начальных классов МКОУ Кондинская СОШ Ямовой И. А.
В современном обществе всё большее значение приобретает умение учиться, формирующееся ещё в детстве. Важным показателем этого умения является школьная успеваемость, которая у определённого количества детей не достигает минимального уровня. Практика показывает, что слабая успеваемость – многогранное явление, имеющее сложную структуру и происхождение. Несмотря на накопленный школой опыт уменьшения, а в ряде случаев и ликвидации отставания детей в учёбе, эта проблема остаётся актуальной в педагогике. В последнее время резко возросло число детей, сталкивающихся с трудностями в обучении. По данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 40% школьников. Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально- психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения. Школьные трудности, которые не были во время выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости.
Слайд 1.
Исследование состава неуспеваемости требует использования двух терминов: ,,неуспеваемость” и ,,отставание”. Под неуспеваемостью понимают несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, которые фиксируются по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, учебной четверти, полугодия, года. Под отставанием понимают невыполнение требований на одном из промежуточных этапов внутри этого отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения неуспеваемости.
Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями. Понятие ,, неуспеваемость ,, по - разному трактуется в педагогической и психологической литературе. В психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду её психологические причины, которыми являются, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом .
Слайд 2.
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями развития, с наследственными факторами. Существуют различные концепции и теории неуспеваемости. Представители биологизаторской теории считают, что главная причина возникновения неуспеваемости - врождённые факторы, которые не изменить обучением.
Согласно социогенетическому подходу, неуспеваемость является следствием влияния неблагоприятной среды. Сторонники социогенетического направления причиной неуспеваемости считают социальные факторы: неблагополучную семью, плохие жилищные условия, отсутствие книг и учебных пособий, переполненность классов, слабые в профессиональном отношении педагогические кадры.
В конце 60 – х гг.прошлого века на страницах ,,Учительской газеты” была развёрнута дискуссия на тему ,,Почему не успевает ваш ученик?”, в которой приняли участие опытные учителя и учёные (Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, В.Ф. Райский, Т.А. Власова и др.). В итоговом обзоре по этой проблеме среди наиболее серьёзных причин неуспеваемости были названы следующие:
Слайд 3
Среди специалистов, уделяющих внимание проблеме неуспеваемости, не существует единой точки зрения, но анализ соответствующей литературы позволил выделить три группы причин, ведущие к неуспеваемости в школе Слайд 4 : физиологические причины; социально – педагогические причины; психологические причины. На разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быть различными. В критические периоды (начало обучения в школе, период половой зрелости) будут преобладать физиологические причины Слайд 5 , психологические причины Слайд 6, в остальные периоды более значительными могут оказаться социально – педагогические причины Слайд 7.
Длительная неуспеваемость по ряду предметов оказывает влияние на формирование важнейших сторон личности ученика. В зависимости от того, какие причины вызвали неуспеваемость, формируется ряд особенностей неуспевающего ученика, «психологический склад» его личности Слайд 8. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате неуспеваемости, которое определяет его достижения в учебной работе.
Рассмотрим психолого-педагогическую типологию отставания в учебной деятельности, разработанную Ю. Гильбухом.
Слайд 9.
Тип А: дети с низкой интенсивностью учебной деятельности. Общими поведенческими признаками этого типа являются: невнимательность, отсутствующее или откровенно недисциплинированное поведение на уроках, медленное выполнение учебных заданий.
Слайд 10.
Тип Б: дети с низкой эффективностью учебной деятельности. Главный поведенческий признак данного типа : ребёнок затрачивает много усилий на учение, но с заданием не справляется.
Слайд 11.
Тип В: дети с сочетанием низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Обычно эти два признака неуспеваемости ребёнка объединены определёнными причинно – следственными связями, возможно также объединённое их проявление.
Одной из самых последних попыток учесть в педагогическом процессе не только объективные, но и субъективные факторы, вызывающие неуспеваемость ребёнка, является доучебная школьная дифференциация по уровню готовности к школе. Специальные школы и классы повышенного индивидуального внимания имеют и негативные стороны. Уже сам факт помещения ребёнка в такую школу или класс травмирует его, выводит в разряд неполноценных, лишает надежды. Ребёнок опускает руки и живёт с ощущением вечной депривации. Поэтому встаёт вопрос о нахождении способов повышения уровня коррекционной работы с задержавшимися на старте детьми в условиях обычного класса.
Слайд 12.
Многообразие подходов к проблеме эффективности обучения, множество не связанных друг с другом классификаций причин неуспеваемости, рекомендаций затрудняют процесс анализа учителем конкретных случаев неуспешности детей на уроках. Социальные и физиологические причины отставания в учении определяются учителями лучше, чем психологические. Подавляющее большинство учителей не соотносит психологические факторы неуспеваемости с направлением коррекционных воздействий. Усилия, прилагаемые учителями, чаще направлены не на причины, а на проявления неуспеваемости – ликвидацию определённых пробелов в знаниях и умениях ученика по тому или иному предмету.
Варианты поведения учителей, связанные с преодолением неуспеваемости представлены на слайде.
Таким образом, важным компонентом деятельности учителя начальных классов по преодолению слабой успеваемости учащихся является психолого – педагогическая диагностика. Качественная диагностика состояния учебной деятельности помогает выявить конкретные причины неуспешности школьника в обучении. Зная эти причины, у учителя будет возможность правильного выбора коррекционных воздействий.
В современной психолого – педагогической диагностике накоплен большой арсенал методического инструментария, позволяющего осуществлять оценку состояния различных компонентов педагогического процесса.
Чтобы добиться успеха при постановке диагноза, учителю удобно иметь в своём распоряжении заранее разработанный план. Такой план предлагает Ю.З. Гильбух . Им разработан специальный алгоритм – разветвлённое предписание о последовательности определённых шагов, требуемых для осуществления психодиагностической процедуры, названный психодиагностограммой.
Слайд 13.
Суть психодиагностограммы состоит в том, чтобы в результате обследования подвести ученика под определённый психолого – педагогический тип отставания в учебной деятельности. Первый и второй шаги психодиагностограммы осуществляются применительно ко всем отстающим. Дальнейшие шаги с третьего по шестой реализуются в зависимости от определённых поведенческих особенностей учебной деятельности отстающего ученика. При обследовании слабоуспевающих школьников я применяю вариант этой психодиагностограммы, дополнив отдельные шаги более удобными в применении тестовыми методиками.
Полная версия психодиагностограммы имеется в распечатанном виде и желающие могут с ней ознакомиться.Все опросники и тестовые методики содержатся в приложении тоже в распечатанном виде.
Следующий этап – разработка коррекционной программы, способствующей развитию тех или иных способностей, преодолению трудностей, возникающих у ребёнка в процессе адаптации его стиля интеллектуальной деятельности к условиям системы школьного образования.
В папке представлены варианты коррекционно-развивающих программ для каждого из трёх типов неуспеваемости, составленные мной для реальных детей.
Использование данной психодиагностограммы на протяжении пяти лет позволило мне работать без неуспевающих. В классе, в котором учатся мои выпускники, шестиклассники, качественная успеваемость держится на уровне 65%.
В заключении выступления хочется привести слова замечательного педагога А. С. Макаренко ,,Детям необходимо вовремя помочь, вовремя остановить их, направить. Таким образом, от нас требуется только постоянный корректив к жизни ребёнка, а вовсе не то, что называется вождением за руку.”