НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья по теме
В данной статье дается нейропсихологический анализ причин неуспеваемости по русскому языку у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neuspevaemost_po_russkomu_yazyku.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Неуспеваемость по русскому языку в начальных классах
Сколько радости бывает у каждого первоклассника и его родителей, когда он переступает порог школы. Этот праздник запоминается ребенку на всю жизнь. Но все меркнет, когда появляются первые проблемы с учебой. В первую очередь это касается русского языка и чтения. Недовольные учителя пишут отчаянные замечания, возмущенные родители лишают ребенка любимых игр, а ученики заболевают или находят другие причины, чтобы пропустить надоевшие уроки. Взрослые часто объясняют «двойки» проявлением лени или невнимательности. Конечно, надо строго дифференцировать: бывают дети, которым трудно дается предмет из-за особенностей их развития, а бывают лентяи. Как определить, к какой группе отнести неуспевающего ученика? Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь по русскому языку вашего ребенка сигнализирует: «Нужна срочная нейропсихологическая помощь».
♦ отсутствие пропусков между словами и предложениями;
♦ несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;
♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;
♦ повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;
♦ замена букв: «б» – «д» («колоДок») «ж» – «х» («муЖомор»), «и» – «у» («клУмат»), «т» – «п» («Пигр»);
♦ ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);
♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);
♦ забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);
♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).
В такой ситуации помочь ребенку может специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии. Родителям, конечно, нельзя оставаться в стороне, в такой ситуации очень важно:
♦ Знать все задания по русскому языку и тщательно следить за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегать отрицательных оценок. ♦ Растирать ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следить за тем, чтобы ребенок, правильно питался.
♦ Выделить ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией.
♦ Играть в «рифмы», сочинять и записывать стихи, завести для них специальную тетрадь. Обсуждать с ребенком совместные произведения.
♦ Помнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.
♦ Купить ребенку массажные тапочки или стельки, чтобы он ходил в них хотя бы 20 минут в день.
♦ Научиться самим и научить ребенка делать дыхательную гимнастику.
♦ Отдать ребенка в музыкальную школу, ведь игра на инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария сразу.
♦ И – читать, читать! Читать ребенку, читать вместе с ребенком, читать всей семьей!
А вот некоторые упражнения из нашей практики коррекции, которые можно использовать и в домашних условиях.
♦ Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а черточками, каждая буква – черточка.
♦ Недописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами (например, «здоровый» – «–ый»). Если ребенок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть: нужно придумать слова на предпоследнюю букву (вы говорите «слон», ребенок – слово, начинающееся на «о»).
♦ В случае если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Необходимо вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает буквы на ощупь. Можно также писать буквы в воздухе, на спине.… А, если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения, то эффект от таких занятий будет значительно выше!
Ольга Ярова
детский нейропсихолог
психологического клуба «Развитие» г.Казани
тел.: 8-937-284-32-59
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о нейропсихологических причинах неуспеваемости младшего школьника по математике. Предлагаются практические рекомендации и упражнения для родителей о том, как повысить интерес ребенка к та...
Методическая разработка урока русского языка учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны по теме: «Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки» для учащихся 3 классов.
Цельь данного урока - систематизировать знания об именах существительных....
Работа с трудными словами на уроках русского языка в начальных классах. 3 класс
Данный материал - это помощь учителю в организации работы со словарными словами на уроке...
"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальные пути решения выхода из сложившейся ситуации. При этом ученики активно вклю...
Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"
Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"...
Доклад на конференции начальных классов: "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах"
Доклад на тему "Формирование орфографической зоркости"....
Методическая разработка тематической недели по русскому языку в начальных классах «Я люблю Русский язык!»
Одним из самых эффективных средств активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение предметных недель.Предметная неделя по русскому языку позволяет продемонстрировать зна...