Проблемная ситуация на уроках
презентация к уроку на тему
Это выступление на педсовете. в нём представлен краткий обзор создания проблемной ситуации на уроках в начальной школе. в своём выступлении я использовала материалы Мельниковой Е.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 896 КБ |
![]() | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мельникова Елена Леонидовна Лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций; провести сравнение, обобщить; сформулировать выводы из ситуации; сопоставить факты; сформулировать самим конкретные вопросы.
Урока русского языка Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Метод: Побуждающий диалог На чужой сторонушк е рад своей воронушк е . Какое возникло затруднение? Почему возникла трудность в выборе буквы? Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного? Определите тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.) Какие цели поставим? (Вывести правило, уметь применять его на практике.)
Демонстрируем прямоугольник, разделенный на квадратные сантиметры, который заранее начерчен на доске и закрываем часть прямоугольника листом бумаги. Прямой подсчет клеток становится невозможным. Как же в этом случае вычислить площадь прямоугольника? Урок математики Тема «Площадь прямоугольника». Метод: Побуждающий диалог
Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее? (вопрос на ошибку) Взвешивание на весах (предъявление факта) (Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) Что вы сказали сначала? ( Ответы детей) А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы) ( Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)) Урок математики Тема «Масса» Метод: « Побуждение к осознанию противоречия»
Учитель Ученики Спишите из упражнения слова «забег, поход, подкоп - записывают слова, Поставьте ударение. ставят ударение Подчеркните безударные гласные подчеркивают безударные Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?- О безударной гласной в корне В какой части слова находятся безударные гласные? - в приставке Значит, какая сегодня тема урока? Безударные гласные в приставках Урок русского языкаТема «Безударные гласные в приставках» Метод «Подводящий диалог»
Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением" Русский язык Школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
Окружающий мир 1 ученик: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения. 2 ученик: Грибы не зеленые, значит, они животные. Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)
Математика Тема: Порядок действий в выражениях со скобками. Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему? Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Значит, над каким вопросом подумаем? Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Русский язык Тема: Правописание суффиксов -чик- и -щик- . От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик- (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились. Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик. Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока? Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.
Математика Тема: Решение примеров на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Решите примеры. 367 - 143,534 - 216,328-174 Решите следующий пример 400 - 172 Какие получились ответы? (Побуждение к осознанию противоречия.) Я вам предложила решить одинаковый пример? А ответы получились какие? Почему? Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением" Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Математика Тема: Деление трёхзначного числа на однозначное Предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.
Русский язык Тема: Существительные с суффиксом -ник- Образуйте существительные с помощью суффикса -ник- от слов: пожар, сапог, чай, соус. (Выполнимое задание) Образуйте существительные с помощью суффикса -ник- от слов: шкаф, пол, портрет. (Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение? Какой возникает вопрос? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)
Математика Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. . (Выполнимое задание) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Метод «Яркое пятно» Сообщение темы с мотивирующим приемом. В качестве «яркого пятна» русская народная сказка «Колобок».
Решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. А какая тема урока может быть? Какие цели поставим для работы на уроке? Урок математики
Урок русского языка. Какую тему можем изучать? (Безударные гласные в корне слова) этимология слова КОЛОБОК . Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец")
Урок окружающего мира Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?
Литература: 1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 1998 г. 2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1977 3. Мельникова, Кузнецова: Я открываю знания. Пособие по технологии проблемного диалога в начальной школе (3-4 классы) 4. Мельникова Е.Л.«Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС» Пособие для учителя М., 2013. 138 с. 5. Мельникова Е.Л.Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.М., 2002. 168 с.
Предварительный просмотр:
.
Выступление на педсовете
Слайд 1
Тема: Практическое использование проблемных ситуаций на уроках
Автор этой методики, она занимается ею более чем 20 лет.
Мельникова
Елена Леонидовна
Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры начального и дошкольного
образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
Слайд 2
Типичные задания проблемного обучения:
- рассмотреть явление с различных позиций;
- провести сравнение, обобщить;
- сформулировать выводы из ситуации;
- сопоставить факты;
- сформулировать самим конкретные вопросы.
Приведу несколько примеров использования «Проблемной ситуации» на уроках в начальной школе.
Слайд 3
Урока русского языка
Тема урока:
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Метод: Побуждающий диалог
На доске записана пословица. Учитель задаёт ряд вопросов на основании, которых дети сами определяют тему урока и ставят цели.
Слайд 4
Урок математики
Тема «Площадь прямоугольника».
Метод: Побуждающий диалог
Ученики выдвигают разные гипотезы, пока не находят верную.
Слайд 5
Урок математики
Тема «Масса»
Метод: «Побуждение к осознанию противоречия»
- Перед вами математическая гиря и пуховая подушка.
- Что тяжелее? (вопрос на ошибку)
- Взвешивание на весах (предъявление факта)
(Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
- Что вы сказали сначала? ( Ответы детей)
- А как оказалось на самом деле? Побуждение к осознанию противоречия
- Какой же будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)
( Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия))
Слайд 6
Урок русского языкаТема «Безударные гласные в приставках»
Метод «Подводящий диалог»
Учитель задаёт ряд вопросов на основании, которых дети сами определяют тему урока и ставят цели.
Слайд 7
Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Русский язык
По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).
Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)
Слайд 8
Окружающий мир
1. Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
2. Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)
Слайд 9
Математика Тема: Порядок действий в выражениях со скобками.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
* Сквозные герои - дети или сказочные персонажи - активно используются в учебниках «УМК ПНШ» и помогают ученику усваивать учебный материал.
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Слайд 10
Прием 2. Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Русский язык Тема: Правописание суффиксов -чик- и -щик-
Учитель: От слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.
Слайд 11
Математика Тема: Решение примеров на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры: 367 - 143,534 - 216,328-174. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 400 - 172.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Ученики: Да, решили.
Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие? Ученики: Разные. Учитель: Почему?
Ученики: Мы еще не решали такие примеры.
Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали? Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки. Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?
Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.
Слайд 12
Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.
Слайд 13
Математика Тема: Деление трёхзначного числа на однозначное
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 2 + 2 + 2 + 2 = 8.
Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 970 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.
В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока
Слайд 14
Русский язык Тема: Существительные с суффиксом -ник-
Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание). Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.)
В чем затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)
Слайд 15
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
Математика Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.)
Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Слайд 16
Метод «Яркое пятно»
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
В качестве «яркого пятна» русская народная сказка «Колобок».
Слайд 17
Урок математики Тема: Масса
Решите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.
- А какая тема урока может быть?
- Какие цели поставим для работы на уроке?
Слайд 18
Урок русского языка
- Какую тему можем изучать?
(Безударные гласные в корне слова)
этимология слова КОЛОБОК.
Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец")
Слайд 19
Урок окружающего мира
- Кто встретился по дороге Колобку?
- Чем питаются эти звери?
Кто реально опасен для Колобка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемной ситуации на уроке и пути ее решения.
Видеоурок.http://www.fayloobmennik.net/1154521 ссылка на скачивание файла....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-44101-1485264938.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/23/picture-51106.jpg)
Использование проблемных ситуаций на уроках
Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-95228-1547015333.jpg)
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-271193-1509370924.jpg)
Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...