Использование проблемных ситуаций на уроках
статья на тему
Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cel_problemnogo_obucheniya_shirokaya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проблемных ситуаций на уроках математики и русского языка в развитии творческого мышления учащихся.
Учитель: КопинаВ.А.
Дата:02.04.10г
Цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов. Она включает ещё и формирование познавательной самостоятельности ученика и развития его творческих способностей. Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем — характерный признак этого обучения.
Стараюсь на уроках создать проблемную ситуацию, направляю учащихся на её решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся становится в позицию своего обучения, и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемную ситуацию создаю путём применения особых методических приёмов:
- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций
- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения
- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения)
- ставлю проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками)
Проводя анализ программного материала по математике, я пришла к выводу, что имеется достаточное количество понятий, правил и задач, при изучении которых можно использовать проблемное изучение. В 3 классе выделила следующие темы: табличное умножение и деление, усвоение смысла умножения, порядок действий в выражениях со скобками, внетабличные случаи умножения вида 23*4 и деления вида 48 / 3, геометрические упражнения, задачи на нахождения неизвестного множителя, задачи на нахождения неизвестного делителя (делимого), прямые и обратные задачи.
Любая составная текстовая задача ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные текстовые задачи ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, или одно только ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. Если эти условия отсутствуют, то задача уже перестала быть для него проблемной, или еще не может быть ею в связи с тем, что он не владел в достаточной степени ступенями, дающими возможности для преодоления данной трудности.
Создавая на уроке проблемную ситуацию, случалось так, что новые знания сама сообщала детям. Такой способ подачи нового материала не обеспечивал активности мыслительной деятельности большинства учащихся. Это происходило потому, что, как правило, поставленную задачу решали и раскрывали классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые только приступали к решению. Поэтому требовалось использование дифференцированного и индивидуального подхода. При организации проблемного обучения я сформулировала задания трёх уровней проблемности. Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости заданий, предложенных учащимся для решения, и степенью помощи, подсказки со стороны учителя.
Три уровня проблемности:
- высокий
- средний
- низкий
По сути дела представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, стараюсь тем самым помочь каждому ученику решить то или иное задание.
Сущность уровней проблемности заключается в следующем. Проблемная задача, сформулированная на высоком уровне, не содержит подсказки; на среднем уровне содержит одну подсказку. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу. Если учащиеся справились с заданием на высоком или среднем уровнях проблемности кроме низкого, они продолжают работу по закреплению и совершенствованию знаний. В случае, когда отдельные ученики не справляются с заданием, есть возможность определить характер затруднений и своевременно помочь.
Такая организация работы отнимает немало времени, однако она рациональна. Есть возможность выявить индивидуальные особенности мыслительной деятельности. Каждый ученик убеждается в том, что если будет внимательным, подумает, применит имеющие знания, то обязательно справится с заданием. Воспитываются такие ценные качества личности, как, способность к напряжённому умственному труду, самостоятельность, пытливость, трудолюбие. У учащихся формируется математическая зоркость и развивается творческое мышление. Задания с уровнями проблемности можно включать как в изучение нового материала, так и в этап закрепления знаний.
При изучении нового материала на уроке веду учеников по всем этапам научного творчества: через постановку проблемы и поиск её решения к выражению и реализации найденного решения. Другими словами не предлагаю знания в готовом виде, а помогаю учащимся "открыть" новый материал. Объяснение происходит в форме диалога учителя с учениками.
Приведу пример. Урок математики в 3 классе по теме "Умножение двузначного числа на однозначное". В начале прохожу с учениками этап постановки проблемы. Во время устного счёта даю задания, основанные на знании таблицы умножения, с которыми учащиеся легко справляются ( 8*9, 7*6, 5*8, 15*4 и т. д.) Пример 15*4 вызывает у детей затруднение. Возникает проблемная ситуация. Для выхода из неё разворачиваю диалог, направленный на осознание учениками своего затруднения и формулирование проблемы. Когда тема сформулирована, перехожу к следующему творческому этапу - поиску решения. Предлагаю ученикам работу в парах. Каждая пара получает лист с записью этого же примера (15*4) и пытается самостоятельно его решить (Можно использовать задание с тремя уровнями проблемности.) (Приложение №1). Затем листы с предлагаемыми вариантами вывешиваются на доску и озвучиваются одним учеником из каждой пары. В результате выводится алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Третий и четвёртый этапы творчества - выражение и реализация знаний. Предлагаю ребятам задать друг другу подобные примеры. Закрепление провожу по материалу учебника.
Элементы проблемного обучения ввожу и на уроках русского языка для изучения грамматического материала. Наибольшее понимание достигается путём использования вопросов. Вопросами побуждаю учеников осмыслить новое для них понятие, выделить в нём основные признаки и сформулировать правило. Использование наглядности позволяет яснее представить характерные особенности изучаемых понятий. Благодаря проблемному диалогу ушла пассивность, ребята с удовольствием думают и выражают свои мысли. На уроках объяснения и закрепления материала предлагаю различные задания. (Приложение №2). Проверкой осуществляется контроль над прочностью усвоения полученных знаний. Кроме контрольных и проверочных работ, провожу тестирование учащихся.(Приложение №3).
При рассмотрении особенностей проблемного обучения заметно, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных способностей учащихся, самостоятельности, развитию творческого мышления, познавательной активности и осознанности знаний, предупреждает появление бездумности, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Журнал "Начальная школа: плюс - минус". № 12, 2001.
2. Журнал "Начальная школа: плюс - минус". № 6, 2002.
3. Журова Л. Е. "Беседы с учителем 3 класса". - "Вентана-Граф", 2004.
4. Селевко Г. К. «Самовоспитание школьников». Рубрика «Школьные технологии».
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
6. Интернет.
Приложение.
№1
1) Высокий уровень: 15*4
2) Средний уровень: 15*4
Замени первый множитель суммой разрядных слагаемых.
3) Низкий уровень: 15*4=(+)*4=
Замени первый множитель суммой разрядных слагаемых. Умножай сначала десятки на 4, а потом единицы умножай на 4. Результаты сложи. Запиши ответ.
Приложение.
№2
Тема: Имя существительное. Формирование понятия рода.
Напишите словарные слова:
Берёза, деревня, заяц, лисица, орех.
Выделите окончания.
Вопрос учителя: На что заканчиваются эти слова.
А) рассмотрим с вами слово заяц. Серый заяц бежал по дороге. За серым зайц(ем) гнались собаки.
Что изменилось в слове зайц(ем).
Б) рассмотрим слово лисица.
Рыжая лисиц(а) мышковала.
Охотник увидел рыжую лисиц(у).
Что изменилось в слове лисиц(а)/(у).
Оставшиеся слова аналогично.
2. Предложу детям распределить эти слова в две группы по любому признаку.
Направить их на возможность выделения мужского и женского рода.
3. Если дети не справятся, нужно попросить детей заменить слова заяц и лисица на другие более короткие (местоимения он и она). Эти слова соотнести с понятием мужского и женского начала.
Даю слова: дерево, поле.
Предложу детям определить, являются ли эти слова мужского или женского рода.
После того, как учащиеся при соотнесении этих существительных со словами он, она не найдут им место ни в одной из этих групп, предложить выделить эти слова в отдельную группу, поставив к ним слово, оно. Эти слова среднего рода. Обратить внимание на окончание (о, е).
Задание. (Закрепление)
Составить предложения, начиная с выделенных слов. В подчёркнутых словах определить род.
Высокий уровень:
Кукушка, бору, куковала, в.
Пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми.
Парил, высоко, в, коршун, воздухе.
Солнце, небе, светит, в, яркое.
Средний уровень:
Составить предложения, начиная с выделенных слов. В подчёркнутых словах определить род (м. р.; ж. р.; ср. р).
Низкий уровень:
Составить предложения, начиная с выделенных слов. В подчёркнутых словах определить род.
Вспомни: м. р. - .
ж. р. - а, я.
ср. р. - о, е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...
Использование проблемных ситуаций на уроке как способ формирования УУД.
Технология проблемного обучения....
Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках.
Статья о том, как способ усвоения материала сменяется способом управления процессом выхода из проблемной ситтуации, а точнее процессом самостоятельного поиска и решения проблемы....
Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....
Презентация "Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей".
Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей....