Планирование по внеурочной деятельности Путешествие по стране Геометрии" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Планирование по внеурочной деятельности "Путешествие по стране Геометрии" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titovaputeshestvie_po_strane_geometrii_4b.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
«Путешествие по стране Геометрии»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Геометрии» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).
7.Учебного плана ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.
Актуальность: Программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Геометрии» направлена на формирование у школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения, конкретизации. Это обеспечивается логикой построения содержания курса, методами и формами организации учебной деятельности учащихся, направленной на усвоение геометрических понятий, свойств геометрических фигур и системой заданий, выполняя которые младшие школьники осознают различные учебные задачи, овладевают способами их решения и учатся контролировать свои действия. Направленность процесса обучения пропедевтическому курсу геометрии начальных классов на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего, с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка.
Цель: усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения.
Задачи:
- формирование осознанных геометрических знаний;
- формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.
- Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
- Формирование картины мира.
- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
- становление элементов учебной самостоятельности;
- развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
- развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
- воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу.
- воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.
Планируемые результаты обучения :
1-й год реализации
Прогнозируемый результат
-отличать луч, прямую, отрезок
-знать плоскостные фигуры, их свойства и отличия
- знать элементы угла, ломаной, многоугольника
Прогнозируемый эффект
- моделировать прямой угол путем сгибания листа бумаги
- строить отрезки и ломаные заданной длины
- сравнивать длины отрезков, находить длину ломаной линии, превращать незамкнутую ломаную в замкнутую
2-й год реализации
Прогнозируемый результат:
- знать понятие «правильный и неправильный многоугольник»,
-знать плоскостные фигуры, их свойства и отличия
- знать элементы угла, ломаной, многоугольника
Прогнозируемый эффект
- строить правильный многоугольник,
- строить отрезки и ломаные заданной длины
- сравнивать длины отрезков, находить длину ломаной линии, превращать незамкнутую ломаную в замкнутую
- 3-й год реализации
Прогнозируемый результат:
- знать понятия : симметрично, ось симметрии.
-знать понятия: периметр и площадь
- знать элементы угла, ломаной, многоугольника
Прогнозируемый эффект
-находить ось симметрии различных геометрических фигур практическим путем
- находить периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур,
- выводить формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, периметры более сложных по форме геометрических фигур.
4-й год реализации
Прогнозируемый воспитательный результат:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- планирование совместной деятельности;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция
Прогнозируемый воспитательный эффект
- грамотное выражение своих мыслей
умение ставить выполнимую задачу
построение логической цепи рассуждения.
умение делать выводы, выявлять закономерности
Тематический план
4 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | Формы контроля | ||||
Геометрические тела 17 ч | 17 | 7 | 10 | Проектная деятельность, защита проекта | |||||
Построение углов, треугольников. 8 ч | 8 | 1 | 7 | Самостоятельная работа | |||||
Сетки. Координатная плоскость. ( 18 часов) | 18 | 3 | 15 | Диагностическая игра, проектная деятельность | |||||
Симметрия 19 ч | 19 | 4 | 15 Проектная деятельность | ||||||
Повторение 9 ч | 9 | 0 | 9 | ||||||
Итого | 16 | 52 |
Формы организации занятий: беседы, выставки рисунков, поделок, викторины, проектная деятельность, исследования, практикумы
Формы контроля: диагностическая игра, проектная деятельность, тесты, презентации, сообщения, самостоятельная работа
Учебно-тематический план
4 класс
№ | Тема занятия | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | УУД | Формы организации занятий | Формы контроля | ||||||||||
Геометрические тела 17 ч | Коммуникативные универсальные учебные действия: - построение логической цепи рассуждения, выявляют закономерности. | ||||||||||||||||
1-2 | Куб. | 2 | 1 | 1 | Практикум, беседа | Чертёж | |||||||||||
3-4 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда. | 2 | 1 | 1 | Практикум, беседа | Модель параллелепипеда | |||||||||||
5-6 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | 2 | 1 | 1 | Практикум, беседа | ||||||||||||
7-8 | Каркасная модель куба. Развёртка куба. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа, беседа | Модель куба из проволоки | |||||||||||
9-10 | Цилиндр. | 2 | 1 | 1 | Самостоятельная работа, беседа | Модель цилиндра из бумаги | |||||||||||
11-12 | Пирамида. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | Сообщение, презентации «Египетские пирамиды, пирамиды в Канаде» | |||||||||||
13-14 | Конус. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | Модель конуса из бумаги | |||||||||||
15-16 17 | Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни». Защита проекта «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни». | 2 1 | 2 1 | Проектная деятельность, защита проекта | Проектная деятельность, защита проекта | ||||||||||||
Построение углов, треугольников. 8 ч | |||||||||||||||||
18-19 | Измерение углов. Транспортир. | 2 | 1 | 1 | Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - перерабатывать полученную информацию; - наблюдать и делать самостоятельные выводы Регулятивные: - определять цель деятельности на занятии; - учиться планировать деятельность на занятии; - высказывать свою версию; - работать по предложенному плану, -определять успешность выполнения своего задания; Коммуникативные: донести свою позицию до других; вступать в беседу на уроке; слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Беседа, практикум | |||||||||||
20-21 | Построение углов заданной градусной меры. | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа «Построение углов заданной градусной меры.» | ||||||||||||
22-23 | Построение треугольников по трём заданным сторонам. | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа «Построение треугольников по трём заданным сторонам» | ||||||||||||
24-25 | Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 2 | 2 | Беседа, практикум | 1 | Практикум | |||||||||||
Сетки. Координатная плоскость. ( 18 часов) | |||||||||||||||||
26-27 | Числовой луч. | 2 | 1 | 1 | Коммуникативные универсальные учебные действия: - построение логической цепи рассуждения\, выявляют закономерности. | Беседа, практикум | |||||||||||
28-29 | Числовой луч. (Закрепление) | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Самостоятельная работа «Построение на числовом луче» | ||||||||||||
30-31 | Сетки. Игра «Морской бой». | 2 | 2 | Диагностическая игра | Диагностическая игра | ||||||||||||
32-33 | Сетки. Координатная плоскость. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | ||||||||||||
34-35 | Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам. | 2 | 1 | 1 | Беседа, самостоятельная работа | Самостоятельная работа. «Построение фигуры по заданным точкам». | |||||||||||
36-37 | Рисуем по координатам. | 2 | 2 | Практикум | |||||||||||||
38-39 40 | Проект «Карта сказочного королевства» Защита проекта «Карта сказочного королевства» | 2 1 | 2 1 | Проектная деятельность | Проектная деятельность, защита проекта | ||||||||||||
Симметрия 19 ч | |||||||||||||||||
41-42 | Осевая симметрия. | 2 | 1 | 1 | Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - перерабатывать полученную информацию; - наблюдать и делать самостоятельные выводы Регулятивные: - определять цель деятельности на занятии; - учиться планировать деятельность на занятии; - высказывать свою версию; - работать по предложенному плану, -определять успешность выполнения своего задания; Коммуникативные: донести свою позицию до других; вступать в беседу на уроке; слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя | Беседа Практикум | |||||||||||
43-44 | Симметрия кленового листа (осевая симметрия).
| 2 | 2 | Практикум | Рисунок «Кленовый лист» | ||||||||||||
45-46 | Поворотная симметрия (движение часовой стрелки). | 2 | 1 | 1 | Беседа Практикум | ||||||||||||
47-48 | Симметрия окружности, круга, шара ( центральная симметрия) | 2 | 1 | 1 | Беседа Практикум | ||||||||||||
49-50 51 | Симметрия в орнаментах. Рисование орнамента | 3 | 1 | 2 | Самостоятельная работа | Рисунок «Орнаменты народов мира» | |||||||||||
52-53 | Рисуем по координатам. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум | ||||||||||||
54-55 | Геометрический круговой орнамент. | 2 | 2 | Самостоятельная работа | Рисунок «Круговой орнамент» | ||||||||||||
56-57, 58-59 | Проект «Орнаменты народов мира» Защита проекта «Орнаменты народов мира» | 2 2 | 2 2 | Проектная деятельность | Проектная деятельность, защита проекта | ||||||||||||
Повторение 9 ч | |||||||||||||||||
60-61 | Геометрические тела | 2 | 2 | Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - перерабатывать полученную информацию; - наблюдать и делать самостоятельные выводы Регулятивные: - определять цель деятельности на занятии; - учиться планировать деятельность на занятии; - высказывать свою версию; - работать по предложенному плану, -определять успешность выполнения своего задания; Коммуникативные: донести свою позицию до других; вступать в беседу на уроке; слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Практикум, тестирование | Тест | |||||||||||
62-63 | Построение углов, треугольников | 2 | 2 | Практикум, тестирование | Тест | ||||||||||||
64-65 | Сетки. Координатная плоскость | 2 | 2 | Практикум, тестирование | Тест | ||||||||||||
66-67 | Симметрия | 2 | 2 | Практикум, тестирование | Тест | ||||||||||||
68 | Урок – игра «В стране Геометрии» | 1 | 1 | Викторина | Диагностическая игра | ||||||||||||
Итого | 68 | 16 | 52 |
Дидактическое сопровождение
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014 Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014
|
|
Алгоритмы деятельности | Положение о конкурсах, проектах | Алгоритм оформления проектов |
Контрольно-измерительные материалы | Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014 | Аппликации, проекты,тесты |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Условия проведения | Средства технического оснащения |
Кабинет № 1, 27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест | Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет |
- Мониторинговая карта
|
| Прогнозируемый результат |
| Прогнозируемый эффект |
|
| усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения. | Знать термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник; элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов; названия простейших многоугольников; названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник; свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей; виды треугольников; термины: круг, окружность, радиус, диаметр; единицы длины и соотношения между изученными единицам длины; термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия; способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля); единицы измерения площади; | Проект «Орнаменты народов мира» Проект «Карта сказочного королевства» Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни». Рисунок «Круговой орнамент» Рисунок «Орнаменты народов мира» Рисунок «Кленовый лист» Построение моделей объемных фигур | Уметь изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур; использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий; находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника; находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне; рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки; выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу; прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие; внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке. |
Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...
Внеурочная деятельность "Путешествие по стране Этикета" 3 класс Тема: "Дружим с добрыми словами"
Занятие поможет раскрыть волшебную силу добра, доказать необходимость делать добро людям; воспитывать культуру общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Страну слов" 3-4 класс
Программа кружка по русскому языку в 3-4 классах для внеурочной деятельности...
ПРОЕКТ «Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Путешествие по стране Изящных манер».
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развит...
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Путешествие в страну Здоровье" 4 класс
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Путешествие в страну Здоовье" 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс...