Планирование по внеурочной деятельности Путешествие по стране Геометрии" 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Планирование по внеурочной деятельности "Путешествие по стране Геометрии" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titovaputeshestvie_po_strane_geometrii_4b.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

«Путешествие по стране Геометрии»

 Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Путешествие по стране Геометрии» составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

2.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

3.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

4.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)

5.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый  Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

6.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10).

7.Учебного плана ГБОУ  СОШ  «Центр образования» пос. Варламово на 2014-2015 учебный год.

Актуальность: Программа по внеурочной деятельности «Путешествие по стране Геометрии» направлена на формирование у школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и обобщения, конкретизации. Это обеспечивается логикой построения содержания курса, методами и формами организации учебной деятельности учащихся, направленной на усвоение геометрических понятий, свойств геометрических фигур и системой заданий, выполняя которые младшие школьники осознают различные учебные задачи, овладевают способами их решения и учатся контролировать свои действия. Направленность процесса обучения пропедевтическому курсу геометрии начальных классов на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего, с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций и речи ребенка.                                                                                      

Цель: усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения.

Задачи:

  • формирование осознанных геометрических знаний;
  • формирование способности выполнять мыслительные операции с геометрическим материалом: рассуждать и делать выводы, сравнивать и анализировать, находить общее и частное, устанавливать простые закономерности.
  • Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
  • Формирование картины мира.
  • обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой.
  • становление элементов учебной самостоятельности;
  • развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
  • воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу.
  • воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.

Планируемые результаты обучения :

1-й год реализации

Прогнозируемый результат

-отличать луч, прямую, отрезок

-знать плоскостные фигуры, их свойства и отличия

- знать элементы угла, ломаной, многоугольника

Прогнозируемый эффект

- моделировать прямой угол путем сгибания листа бумаги

- строить отрезки и ломаные заданной длины

- сравнивать длины отрезков, находить длину ломаной линии, превращать незамкнутую ломаную в замкнутую

2-й год реализации

Прогнозируемый результат:

- знать понятие «правильный и неправильный многоугольник»,

-знать плоскостные фигуры, их свойства и отличия

- знать элементы угла, ломаной, многоугольника

Прогнозируемый эффект

- строить правильный многоугольник,

- строить отрезки и ломаные заданной длины

- сравнивать длины отрезков, находить длину ломаной линии, превращать незамкнутую ломаную в замкнутую

- 3-й год реализации

Прогнозируемый результат:

- знать понятия : симметрично, ось симметрии.

-знать понятия: периметр и площадь

- знать элементы угла, ломаной, многоугольника

Прогнозируемый эффект

-находить ось симметрии различных геометрических фигур практическим путем

- находить периметр геометрических фигур, затем, опираясь на свойства геометрических фигур,

- выводить формулы нахождения периметра прямоугольника, квадрата, треугольника, периметры более сложных по форме геометрических фигур.

4-й год реализации

Прогнозируемый воспитательный результат:

- умение выражать свои мысли;


- разрешение конфликтов, постановка вопросов;

- планирование совместной деятельности;


- управление поведением партнера: контроль, коррекция

Прогнозируемый воспитательный эффект

  1. грамотное выражение своих мыслей

умение ставить выполнимую задачу

построение логической цепи рассуждения.

умение  делать выводы, выявлять закономерности

Тематический план

4 класс

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Формы контроля

Геометрические тела  17 ч

17

7

10

Проектная деятельность, защита проекта

Построение углов, треугольников. 8 ч

8

1

7

Самостоятельная работа

Сетки. Координатная плоскость. ( 18 часов)

18

3

15

Диагностическая игра, проектная деятельность

Симметрия 19 ч

19

4

15           Проектная деятельность

Повторение 9 ч

9

0

9

Итого

16

52

Формы организации занятий: беседы, выставки рисунков, поделок, викторины, проектная деятельность, исследования, практикумы

Формы контроля: диагностическая игра, проектная деятельность, тесты, презентации, сообщения, самостоятельная работа

Учебно-тематический план

4 класс

Тема занятия

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

УУД

Формы организации занятий

Формы контроля

Геометрические тела  17 ч

Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
-планирование совместной деятельности;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:

- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- выделение и формулирование учебной цели;
- планирование деятельности для достижения результата.
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение логической цепи рассуждения, выявляют закономерности.

1-2

Куб.

2

1

1

Практикум, беседа

Чертёж

3-4

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развёртка параллелепипеда.

2

1

1

Практикум, беседа

Модель параллелепипеда

5-6

Куб. Площадь полной поверхности куба.

2

1

1

Практикум, беседа

7-8

Каркасная модель куба. Развёртка куба.

2

1

1

Самостоятельная работа, беседа

Модель куба из проволоки

9-10

Цилиндр.

2

1

1

Самостоятельная работа, беседа

Модель цилиндра из бумаги

11-12

Пирамида.

2

1

1

Беседа, практикум

Сообщение, презентации «Египетские пирамиды, пирамиды в Канаде»

13-14

Конус.

2

1

1

Беседа, практикум

Модель конуса из бумаги

15-16

17

Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни».

Защита проекта «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни».

2

1

2

1

Проектная деятельность, защита проекта

Проектная деятельность, защита проекта

Построение углов, треугольников. 8 ч

18-19

Измерение углов. Транспортир.

2

1

1

Познавательные: 

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - перерабатывать полученную информацию;

 - наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные: -  определять цель деятельности на занятии;

- учиться планировать деятельность на занятии;

- высказывать свою версию;

 - работать по предложенному плану,

-определять успешность выполнения своего задания;

Коммуникативные: донести свою позицию до других; вступать в беседу на уроке; слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Беседа, практикум

20-21

Построение углов заданной градусной меры.

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа «Построение

 углов заданной градусной меры.»

22-23

Построение треугольников по трём заданным сторонам.

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа «Построение треугольников

по трём заданным сторонам»

24-25

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

2

2

Беседа, практикум

1

Практикум

Сетки. Координатная плоскость. ( 18 часов)

26-27

Числовой луч.

2

1

1

Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
-планирование совместной деятельности;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:

- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- выделение и формулирование учебной цели;
- планирование деятельности для достижения результата.
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение логической цепи рассуждения\, выявляют закономерности.

Беседа, практикум

28-29

Числовой луч. (Закрепление)

2

2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

«Построение на числовом луче»

30-31

Сетки. Игра «Морской бой».

2

2

Диагностическая игра

Диагностическая игра

32-33

Сетки. Координатная плоскость.

2

1

1

Беседа, практикум

34-35

Координатная плоскость. Построение фигуры по заданным точкам.

2

1

1

Беседа, самостоятельная работа

Самостоятельная работа.

«Построение фигуры по заданным точкам».

36-37

Рисуем по координатам.

2

2

Практикум

38-39

40

Проект «Карта сказочного королевства»

Защита проекта «Карта сказочного королевства»

2

1

2

1

Проектная деятельность

Проектная деятельность,

защита проекта

Симметрия 19 ч

41-42

Осевая симметрия.

2

1

1

Познавательные: 

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - перерабатывать полученную информацию;

 - наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные: -  определять цель деятельности на занятии;

- учиться планировать деятельность на занятии;

- высказывать свою версию;

 - работать по предложенному плану,

-определять успешность выполнения своего задания;

Коммуникативные: донести свою позицию до других; вступать в беседу на уроке; слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя

Беседа

Практикум

43-44

Симметрия кленового листа   (осевая  симметрия).    

           

2

2

Практикум

Рисунок «Кленовый лист»

45-46

 Поворотная симметрия   (движение часовой  стрелки).

2

1

1

Беседа

Практикум

47-48

Симметрия окружности, круга, шара ( центральная симметрия)

2

1

1

Беседа

Практикум

49-50

51

  Симметрия в орнаментах.

Рисование орнамента

3

1

2

Самостоятельная работа

Рисунок «Орнаменты народов мира»

52-53

Рисуем по координатам.

2

1

1

Беседа, практикум

54-55

Геометрический круговой орнамент.

2

2

Самостоятельная работа

Рисунок «Круговой орнамент»

56-57,

58-59

Проект «Орнаменты народов мира»

Защита проекта «Орнаменты народов мира»

2

2

2

2

Проектная деятельность

Проектная деятельность, защита проекта

Повторение 9 ч

60-61

Геометрические тела

2

2

Познавательные: 

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - перерабатывать полученную информацию;

 - наблюдать и делать самостоятельные выводы

Регулятивные: -  определять цель деятельности на занятии;

- учиться планировать деятельность на занятии;

- высказывать свою версию;

 - работать по предложенному плану,

-определять успешность выполнения своего задания;

Коммуникативные: донести свою позицию до других; вступать в беседу на уроке; слушать и понимать речь других; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Практикум, тестирование

Тест

62-63

Построение углов, треугольников

2

2

Практикум, тестирование

Тест

64-65

Сетки. Координатная плоскость

2

2

Практикум, тестирование

Тест

66-67

Симметрия

2

2

Практикум, тестирование

Тест

68

Урок – игра «В стране Геометрии»

1

1

Викторина

Диагностическая игра

Итого

68

16

52

Дидактическое сопровождение

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьника .Методический конструктор / Григорьев Д.В., Степанов П.В./- М., 2014

Планируемые результаты НОО/Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова и др.3- е издание М.,2014

  1. Программа. Математика и конструирование (С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина), Москва, Просвещение, 2014.
  2. Программа. Математика и конструирование (Г.М.Капустина), Москва, Просвещение, 2014.
  3. Программа. Технология (В.Д.Симоненко), Москва, Просвещение, 2014.
  4. Айзик Х., Эванст Д.Развитие умственных способностей школьника. Ярославль, Академия развития, 2014
  5. Андрущенко А.В. Развитие пространственного воображения на уроках математики. Москва. Владос, 2014

  1. Действер И.В. Игра «Первые шаги в Геометринске», газета «Педагогическое творчество» №4, 2014.

  1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. Учебник для 3 класса. Моделирование и конструирование. Учебная литература, Самара, 2014.

  1. Технология под редакцией В.Д.Симоненко. Учебник для 4 класса. Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2014.

Алгоритмы деятельности

Положение о конкурсах, проектах

Алгоритм   оформления проектов

Контрольно-измерительные материалы

Планируемые результаты НОО Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014

Аппликации, проекты,тесты

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Условия проведения

Средства технического оснащения

Кабинет № 1, 27 посадочных мест, медиатека – 25 посадочных мест

Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, колонки, интернет

  1.      
  2. Мониторинговая карта
  1. Класс
  1. Цель

Прогнозируемый  результат

  1. Продукт деятельности учащихся

Прогнозируемый  эффект

  1. Диагностический
  2. инструментарий
  1. 4

 усиление роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, как по содержанию и объему, так и по методам изучения.

 Знать термины прямая линия, кривая линия, параллельные прямые, перпендикулярные прямые, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, правильный и неправильный многоугольник;

элементы угла, ломаной, многоугольника, виды углов;

названия простейших многоугольников;

названия четырехугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, параллелограмм, неправильный многоугольник;

свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;

виды треугольников;

термины: круг, окружность, радиус, диаметр;

единицы длины и соотношения между изученными единицам длины;

термины периметр, площадь, центральная и осевая симметрия;

способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);

единицы измерения площади;

Проект «Орнаменты народов мира»

Проект «Карта сказочного королевства»

Проект «Макет древнерусской церкви и древнерусской колокольни».

Рисунок «Круговой орнамент»

Рисунок «Орнаменты народов мира»

Рисунок «Кленовый лист»

Построение моделей объемных фигур

Уметь изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;

использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;

находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;

находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;

рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;

выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;

прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;

внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.

  1. О.В.Узоров
  2. «300 задач и примеров по математике Москва «Астрель», 2014 г
  3. «Планируемые
  4. результаты
  5. НОО»

Л.Л.Алексееева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова под ред. Ковалевой,О.Б.Логиновой, 2-е изд. М.,Просвещение, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

Внеурочная деятельность "Путешествие по стране Этикета" 3 класс Тема: "Дружим с добрыми словами"

Занятие поможет раскрыть волшебную силу добра, доказать необходимость делать добро людям; воспитывать культуру общения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в Страну слов" 3-4 класс

Программа кружка по русскому языку в 3-4 классах для внеурочной деятельности...

ПРОЕКТ «Формирование коммуникативных УУД у учащихся 1-2 классов через реализацию программы внеурочной деятельности «Путешествие по стране Изящных манер».

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развит...

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Путешествие в страну Здоровье" 4 класс

Тематическое планирование по внеурочной деятельности "Путешествие в страну Здоовье" 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране Этики". 1 класс...