Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО
статья на тему
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Обучающиеся должны научиться видеть, формулировать проблему, составлять план действий, следовать этому плану в процессе решения проблемы и анализировать полученный результат.
Эти задачи позволяет успешно решать исследовательская и проектная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Обучающиеся должны научиться видеть, формулировать проблему, составлять план действий, следовать этому плану в процессе решения проблемы и анализировать полученный результат.
Эти задачи позволяет успешно решать исследовательская и проектная деятельность.
При организации исследовательской деятельности в своём классе учитываю следующие условия:
– целенаправленность;
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат;
– создание творческой атмосферы;
– учет возрастных особенностей детей.
Организуя исследовательскую деятельность учащихся, придерживаюсь того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. С целью формирования исследовательских умений детей чаще использую материал уроков окружающего мира, литературного чтения, технологии. Также использую исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках уроков русского языка и математики.
В творческих заданиях по курсу «Окружающий мир» заложены темы, которые могут быть разработаны как ученические исследования и проекты. Дети совместно работали над групповыми проектами «Зеленая аптека Югры», «Лес – природное сообщество», «Устройство Вселенной», «Почему предметы падают вниз», «Птицы зимой». В процессе работы определили круг исследуемых вопросов, были представлены интересные факты.
Коллективный проект «Лес – природное сообщество» выполнялся в группах и коллективно на активированной доске.
Устойчивое развитие цивилизации неразрывно связано с преодолением экологического кризиса. Воспитание экологической культуры как результата экологического образования является актуальной задачей всех цивилизованных стран и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса.
На уроке, посвящённом охране природы, мы создавали проект «Помогая природе, помогаем себе». Работа шла по группам, у каждой группы была своя тема мини- проекта.
1 группа - мини-проект «Преобрази свой двор»
2 группа- мини-проект «Правила поведения в лесу в знаках»
3 группа- мини-проект «Стань природе другом» (стихи)
4 группа - мини-проект «Люди, не делайте этого!» (плакат)
Одним из домашних заданий было написать экологическую сказку. Свайкина Настя написала такую сказку, с которой стала лауреатом на городском конкурсе «Экологические зарисовки», а листовка Петровой Ангелины заняла 3 место.
Литература
Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. Мы работаем с иллюстрацией детской книги.
Интерес к книжной иллюстрации возникает еще в раннем детстве. Всегда привлекают книги, в которых красочные иллюстрации помогают раскрывать её содержание.
Детская книга – результат сотворчества писателя и художника - иллюстратора. «Писатель написал литературное произведение, художник «проиллюстрировал» - неточное слово, правильнее было бы сказать «превратил в книгу». Дети с их способностью к интерпретации воспринимают книжные иллюстрации как самостоятельные графические рассказы, «вставные новеллы» художника в сказочной повести».
Так возникла тема нашего проекта «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов».
Целью нашей работы является прочтение книги глазами художника, а так же подбор цветового решения к каждому произведению.
Мы поставили перед собой и решали следующую задачу:
- создать красочные иллюстрации, помогающие понять содержание произведения.
Юный читатель, воспринимающий прекрасное, размышляет и переживает вместе с героями книги, постигает через иллюстрацию литературное произведение. Иллюстрация вызывает у младших школьников целую гамму чувств, ассоциаций. Опыт восприятия во взаимосвязи иллюстрации и литературного текста сказывается на развитии творческого, образного мышления.
При изучении сказочной повести Джанни Родари «Планета Новогодних Ёлок» дети задались вопросом, какой календарь был у древнего человека. Мы изучили историю календарей, начиная с самого древнего (XXIV — VII вв. до н.э.) и выяснили, что в ходе развития человеческого общества было создано множество систем счёта времени. Многие из них не были идеальны, но способствовали созданию календаря в современном виде. Календарь в современном виде также неидеален, но в дальнейшем он, безусловно, будет усовершенствован.
Математика.
В проектной задаче «Покупка учебников родительским комитетом класса» на уроке математики была создана ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям, — требуется произвести экономический расчет и выбрать наименее затратный вариант покупки товара.
Учащимся предстояло поставить себя в позицию родителей, подготавливающих смету расходов на покупку учебников и тетрадей. Для этого им, работая в малой группе нужно было самостоятельно сформулировать условия, которые должен учитывать родительский комитет при расчете требуемых затрат, а именно, исходя из количества учащихся в классе, определить общее количество тетрадей и учебников и, используя данные о ценах учебников и тетрадей в разных магазинах, выбрать место (места) покупки и рассчитать суммарные затраты для выбранного варианта. При решении данной проектной задачи учащимся необходимо было построить математическую модель рассматриваемой ситуации, для чего они должны были проанализировать от начала до конца всю задачу, представив, какой «продукт» в результате они должны получить. Интрига заключалась в том, что экономически наиболее выгодный вариант состоял в покупке различных наименований товара в разных магазинах.
Основополагающий вопрос: Как меньше потратить денег на покупку школьных товаров?
Проблемные вопросы:
- Как рассчитать количество товара на год для учеников класса?
- Как выбрать магазин, в котором будет производиться покупка товара?
Особенность задачи состоит в том, что она имеет различные возможные варианты решения, но среди этих вариантов есть оптимальный. В соответствии с этим и оценка решения должна быть многокритериальной, охватывающей как отдельные компоненты решения, так и умение анализировать различные варианты решения и выбирает среди них наилучший. В таких условиях, когда возможно много правильных решений, крайне важным становится этап обсуждения полученных результатов. На обсуждение результатов выносится смета расходов на покупку учебников и тетрадей и обоснование предлагаемого варианта сметы.
Оценка взаимодействия учащихся внутри малой группы фиксируется в экспертом листе, в котором указываются распределение работы между учащимися внутри группы, организация дискуссий, взаимодействие учащихся в ходе работы действия членов группы при «сборке» конечного результата, а также устанавливается, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на полученный результат.
Работа над проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое.
Тема коллективного проекта: «Кукла – народная игрушка»
цель исследования:
привлечь внимание к истокам создания народной куклы и выделить ее достоинства, изготовить самостоятельно куклу по образцу народной куклы.
Во время работы над проектом собрали информацию об истории появления народной куклы (в энциклопедиях, литературе по декоративно-прикладному искусству, в Интернете), посетили Музей истории русского быта, побывали на мастер-классе, научились сами изготавливать народную куклу, провели сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства.
Дети с большим увлечением мастерят кукол из ткани, и связывают со своими «подопечными» различные игры, ситуации. Им интересно, как из простых кусочков получается кукла-закрутка, тут же соперничество: «у кого лучше получилось». В любом случае народная тряпичная кукла не ушла в прошлое.
Два года работал наш класс над социальным проектом «Покормите птиц зимой!». Мы изучили, какие бывают кормушки для птиц, какой корм они предпочитают, составили таблицу наблюдений за погодой и птицами.
В течение нескольких лет мои школьники работали над различными индивидуальными исследовательскими и проектными работами.
Ошнуров Егор
Свайкина Настя
Проект «Фигурное катание»
Зная, что совсем скоро, в 2014 году, в городе Сочи состоятся Зимние Олимпийские игры, мы решили поближе познакомиться с одним из самых популярных и красивых зимних видов спорта, входящих в программу Олимпийских Игр – фигурным катанием.
Проект разработан на основе исследовательских и творческих разработок учащихся и предназначен для всех, кто интересуется фигурным катанием, хочет побольше узнать об этом виде спорта и желает успехов нашим фигуристам в их нелёгком труде и победы на Зимней Олимпиаде в Сочи – 2014.
Темы исследования учащихся:
- История фигурного катания.
- Виды фигурного катания.
- Особенности каждого из видов.
- Интересное из жизни знаменитых фигуристов.
- Значение занятий фигурным катанием для здоровья.
Предполагаемые продукты проекта:
- сообщения,
- рисунки,
- работы из пластилина,
- ЛЕГО – макеты,
- выставка работ,
- компьютерная презентация проекта
В этом году индивидуальный проект готовит Елаева Наташа. В технике валяния она изготовила пончо. Провела мастер-класс по изготовлению в этой технике цветов.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Какие трудности ждут учителя при переходе на ФГОС второго поколения?
Работа по новым стандартам требует:
- (на первых этапах) больших временных затрат на подготовку и проведение уроков;
- тщательного изучения и соблюдения технологии;
- возрастные и психологические особенности учащихся;
Что положительного даёт учащимся реализация новых стандартов в начальной школе?
- вовлечение учеников в поисковую деятельность, направленную на развитие мыслительных способностей учащихся, приобщение их к исследовательской деятельности под руководством взрослых;
- подведение ребёнка к успеху, к умению наблюдать, анализировать, делать собственные умозаключения;
- формирование навыков самостоятельной и групповой деятельности с разными источниками, в том числе в Интернете, в компьютерных программах.
- развитие у детей умения наблюдать, сравнивать, самостоятельно делать выводы и умозаключения, проявлять творчество.
Каждый ребёнок от рождения наделён, ему одному свойственным, потенциалом развития и этот потенциал может развиться только в собственной деятельности ребёнка.
Организация учебного процесса в парадигме ФГОС второго поколения может стать качественно иной, если в своей работе учитель научится использовать технологии, нацеленные на развитие и образование учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»
В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время
Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...
«Организация проектной деятельности и исследовательской работы младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Сообщение из опыта работы учителя...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеклассной работе
Детское научное общество «Начало» входит в состав секции экологии научного общества школьников МОУСОШ №4 г. Гул...
«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)
Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроке
В данной презентации представлена система организации исследовательской деятельности на уроке....