развитие творческих способностей учащихся
статья на тему

Чумаченко Анна Юрьевна

Моя тема по самообразованию «Развитие творческих способностей обучающихся». По данной теме перечитала много литературы, экспериментировала на своих уроках, что-то принимала, что-то не нравилось. Сегодня хочу поделиться своими находками.

Мы и наши ученики живем в 21 веке. Огромный поток информации обрушивается каждый день на нас. С ней предстоит познакомиться, обдумать ее, усвоить, а вот процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их реальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_uchashchikhsya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей обучающихся

Моя тема по самообразованию «Развитие творческих способностей обучающихся». По данной теме перечитала много литературы, экспериментировала на своих уроках, что-то принимала, что-то не нравилось. Сегодня хочу поделиться своими находками.

Мы и наши ученики живем в 21 веке. Огромный поток информации обрушивается каждый день на нас. С ней предстоит познакомиться, обдумать ее, усвоить, а вот процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной и творческой деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их реальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Возьмем случай из школьной практики. Ребенку предлагают рассмотреть предмет с непривычной стороны. Что мы видим, такие вопросы нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили.

Мой первый совет: больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны. Так, например, при изучении произведения Льва Толстого «Прыжок» мы разбираем произведение с точки зрения взгляда на события сына капитана, а на следующем уроке  это же произведение рассматривается с позиции взглядов отца. Одно и тоже содержание произведения, а два абсолютно разных урока. На первом дети действуют вместе с мальчиком, они испытывают одни чувства, переживания, а на следующем уроке взрослеют, ведь разобрать материал надо с позиции взрослого человека, а следовательно чувства и переживания испытывают совсем другие.

Возьмем еще один случай из школьной практики. Обычно творческие задания предлагаются на уроке более способным учащимся. И предлагают их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия детей, делит их на способных и неспособных. Поверьте, каждый ребенок способен, надо только раскрыть ростки его способностей, помочь ему.

Мой следующий совет: задания творческого характера должны даваться всему классу. Но не следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать следует только успех. Мы с вами должны всегда внимательно выслушивать ученика, видеть в нем индивида с особыми возможностями и дарованиями. Так, известный американский психолог Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными. Все в наших руках!

Еще один совет:  поверьте: у каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и желают познать много нового, неизведанного ими. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.  Мы с вами должны увидеть в каждом ребенке зернышко его способностей и создать условия, чтобы из этого зернышка вырос росток.

После долгих исканий, для развития творческих способностей учеников я стала использовать  базовую модель урока. Его структура включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения “обманных” заданий, чередования вопросов из разных областей знаний, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую. Использую загадки, задачи с ответами «да»-«нет», логические задачки, вопросы , требующие знаний различных предметов, и т.д.

Второй этап. Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).  

После мониторинга психолога, здесь идет работа по развитию слуховой, моторной, зрительной памяти, внимания и т.д. Например: детям зачитывается несколько слов, а затем предлагается вспомнить второе слово, слово, которое начинается с гласной, в котором три слога и т.д.

Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня. Иногда говорят, что умение творить – удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: “Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!”

Четвёртый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Второй – это задачи повышенной трудности интегрированного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Уроки развития речи, логики веду по рабочим тетрадям из серии «Юным умникам и умницам». Здесь материал урока уже разбит по этим этапам.

В качестве примера хочу предложить урок из статьи Кудряшовой А.П. «Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников».

1 этап. Разминка.

Цель: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона.

– Как можно быстрее ответьте на вопросы:

  • Непременная спутница иголки.
  • Пространство над землёй, в котором много звёзд.
  • Что получится, если дуть на мыльную пену?
  • Лепестки, какого цветка отрывают любители погадать?
  • К 5 прибавить 7 получится 11?
  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
  • Часть письменного стола, которую можно выдвинуть.
  • Её надел вместо шапки, человек рассеянный с улицы Бассейной.
  • Часть суши, со всех сторон окружённая водой.
  • Кто утверждал, что его не учили копать картошку?
  • Произведение 8 и 2 равно …
  • Бобик, Рекс, Аристофан, Чайник, Стремительный – что это?
  • Переживать или пережевать?
  • Объясните лексическое значение слов, подберите однокоренные слова.

Переживать – испытывать в жизни что-то, сильные чувства. Жизнь, поживать, пожилой, жить, дожил.

Пережевать – растирать зубами и движениями языка во рту. Жевать, разжёвывать, жующий, пожевать, жвачка.

– Хорошее слово вспомнили: ЖВАЧКА. Как правильно: ж(е, и, ы, у)вачка?

– Что скажете?   (Работа над скороговоркой: прочтение, заучивание, пальчиковая гимнастика, запись в тетрадь по памяти).

ЖУЁТ ЖВАЧКУ ЖВАЧНОЕ ЖИВОТНОЕ.

  • Кого мы называем жвачным животным? (Сообщения детей).

2 этап. Развитие психических механизмов.

Цель: формирование и усовершенствование памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

А). Найдите отличия между рисунками.

Рисунок 2

– Вы знакомы с ними? Кто это? (Корова Мурка и телёнок Гаврюша из произведения Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”)

3 этап. Решение частично-поисковых задач.

Цель: способствовать развитию детской фантазии, умения мыслить нестандартно.

а). Раскодируйте.

ВЗД   СПВТ  КРВ!

КВР, Н

БДЬ ЗДРВ!

– Что скажете? (Вставив гласные, у нас получатся строчки стихотворения)

– Кто сможет вспомнить его целиком? (“Две коровы и коровка”)

На травке у леса густого

Паслась луговая корова.
А в море водою плеская,
Ныряла корова морская.
И где-то на дереве ловко

Карабкалась божья коровка…

Везде успевают коровы!
Коровы – они будь здоровы!

б). Составьте ассоциативную цепочку со словом – корова. /Корова рыжая, как солнце; солнце круглое, как мяч; мяч яркий, как цветок; цветок нежный, как мама…/.

(Дети богаты на фантазию, собрали очень большую цепочку)

в). Решите задачу на логическое мышление. В чём смысл этих пар слов? Если вы это поймёте, то назовёте недостающее слово.  

Черное – белое = огонь – ….

Война – смерть = … – жизнь  

Рысь – кошка = волк – …

Дети – игра = взрослые – ….

4 этап. Решение творческих задач.

а). И напоследок – развивающий канон. (“РК – это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями”, по А.В. Попову. В этом задании учащимся необходимо проанализировать взаимосвязи между имеющимися элементами правой и левой половинок канона, выявить их, и по аналогии выстроить недостающую цепочку).

Рисунок 10

–Я читаю вам слова, вы запоминаете только первые буквы. У вас получится слово, запишите его в тетрадь. Машина, орех, лагерь, остров, дерево, ералаш, цилиндр.

(МОЛОДЕЦ!)

– Спасибо за урок.

Литература.

Использован материал  Кудряшовой А.П. «Развитие творческих способностей и формирование интеллектуальных умений у младших школьников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"

Модульное обобщение опыта.  Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы с применением ИКТ

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей.  Творческие  способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и в...