Проблемно - диалогическое обучение в начальной школе
статья (1 класс) на тему
«Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются условия
для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проблемно – диалогическое обучение в начальной школе»
Учитель начальных классов
Ковалева Ирина Ивановна
МБОУ «СОШ № 5» города Обнинска
«Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании создаются условия
для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.
Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
Необходимыми условиями организации учебного диалога являются:
а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.
В УМК «Начальная школа 21 века» активно используется технология проблемно-диалогического обучения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог?
1. Коммуникативные – работать в диалоге
2. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
3. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной или этической оценки ситуации взаимодействия
4. Регулятивные – умение организовывать деятельность
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией:
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт)
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
- Если мы что- нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)
Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.
Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
Проблемно - диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.Теоретическую основу проблемно-диалогового обучения разработали А.М.Матюшкин, Г.А.Цукерман, выделив составляющие проблемно-диалогического обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема. Я считаю, главное, в проблемно-диалогическом обучении – создание проблемной ситуации, которая должна: иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником; вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении; способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности, постановка проблемной ситуации. В своей деятельности я использую три метода постановки проблемной ситуации. Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему. Диалогом побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему. Создавая учебную проблему, я помогаю ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Для этого использую три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. При использовании побуждающего от проблемной ситуации диалога осуществляю четыре педагогических действия: - создание проблемной ситуации; - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; - побуждение к формулированию учебной проблемы; - принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию, я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим наблюдениям, на данном этапе помогают следующие вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?». Чтобы побудить учащихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, я предлагаю им вопросы: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждая ребят к формулированию учебной проблемы диалога, я использую одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Из опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют учебную проблему. Я никогда не реагирую на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться поддерживающим кивком головы и словом: «Так». Поскольку подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». В своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся. Большое значение в проблемно-диалогическом обучении отвожу подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: - репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»; - мыслительные: на анализ, сравнение, обобщение. Но все задания по подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так. Кто думает иначе?». По моим наблюдениям, подводящий к теме диалог помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов учеников. В результате использования этого метода происходит развитие логического мышления учащихся. Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. При проблемно-диалогическом обучении я осмысленно иду на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Мы с учащимися становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. Результатом усвоения при использовании данной технологии я считаю самостоятельное добывание знаний учащимися. Как показывает опыт моей педагогической деятельности, чтобы применять проблемно-диалогическое обучение, сначала надо научить детей работать в группах. Я использую памятку «Правила работы в группе». Наиболее эффективно мне удаётся использовать проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Применение данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по теме «Лексическое значение глагола» в третьем классе. Используя технологию проблемно-диалогического обучения, мне удается на уроках формировать следующие универсальные учебные действия: - познавательные: подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы); - личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в группе; - коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; - регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия, планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности. Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что проблемно-диалогическое обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную активность, способствует формированию универсальных учебных действий. Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Конфуций.
Использование проблемно- диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителем, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное.
Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.
«Как здорово открывать новые знания вместе с детьми! И никак иначе!» Учитель.
«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе
В работе представлена структура проблемного урока, виды проблемных ситуаций на уроках....
Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"
организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...
Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях
Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе в современных условиях...
Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе
Работая двадцатый год учителем начальных классов, я вижу, как изменились дети. Они стали другими: у них изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребностная...
Применения технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе.
При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особог...
доклад на тему: "Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе"
Этот доклад был представлен на школьном МО учителей начальных классов. Материалы для доклада взяты из разных сборников и также интернет ресурсов, проработаны мною, есть советы практического испо...
Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе
Методическая работа Презентация к представлению методической системы...