Проблемно - диалогическое обучение в начальной школе
статья (1 класс) на тему

Ковалева Ирина Ивановна

«Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются условия

для взаимодействия понимающих сознаний»

М. М. Бахтин

 

       В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проблемно – диалогическое обучение в начальной школе»

Учитель начальных классов

Ковалева Ирина Ивановна

МБОУ «СОШ № 5» города Обнинска

«Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются условия

для взаимодействия понимающих сознаний»

М. М. Бахтин

 

       В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.
        При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения.

       Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)
3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
        Необходимыми условиями организации учебного диалога являются:

а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;

б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;

в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.
        Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;
- учебный диалог ограничен во времени;
- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
- учебный диалог требует полных ответов;
- учебный диалог требует предварительной подготовки.

 В УМК «Начальная школа 21 века» активно используется технология проблемно-диалогического обучения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий
        
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Какие универсальные учебные действия развивает проблемный диалог?

1.     Коммуникативные – работать в диалоге

2.     Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

3.     Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной или этической оценки ситуации взаимодействия

4.     Регулятивные – умение организовывать деятельность

       Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» создание проблемной ситуации произошло на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией:
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт) 
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
- Если мы что- нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)
Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы.
        Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «
ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «
интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3.
Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
        
Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.
        
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
       Проблемно - диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором  сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.Теоретическую основу проблемно-диалогового обучения разработали А.М.Матюшкин, Г.А.Цукерман, выделив составляющие проблемно-диалогического обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема. Я считаю, главное, в проблемно-диалогическом обучении – создание проблемной ситуации, которая должна: иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для  разрешения учеником;  вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;  способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности, постановка проблемной ситуации. В своей  деятельности я использую три метода постановки проблемной ситуации. Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему. Диалогом побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему. Создавая  учебную проблему, я помогаю ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.  Для этого использую три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. При использовании побуждающего от проблемной ситуации диалога осуществляю четыре педагогических действия: - создание проблемной ситуации; - побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; - побуждение к формулированию учебной проблемы; - принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию,  я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим наблюдениям, на данном этапе помогают следующие вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?». Чтобы побудить учащихся  к осознанию противоречия проблемной ситуации, я предлагаю им вопросы: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждая ребят к формулированию учебной проблемы диалога,  я использую одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Из опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют  учебную проблему. Я никогда не реагирую  на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться  поддерживающим кивком головы и словом: «Так».  Поскольку  подобная реакция не означает  согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана  и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?». В своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать  побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся. Большое значение в проблемно-диалогическом обучении отвожу подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий: - репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»; - мыслительные: на анализ, сравнение, обобщение. Но все задания по  подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так. Кто думает иначе?». По моим наблюдениям,  подводящий  к теме диалог помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов учеников. В результате использования этого метода происходит  развитие логического мышления учащихся. Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю  тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий  внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. При проблемно-диалогическом  обучении я осмысленно иду на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Мы с  учащимися становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе  ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. Результатом усвоения при использовании данной технологии я считаю самостоятельное добывание знаний учащимися. Как показывает опыт моей педагогической деятельности, чтобы применять проблемно-диалогическое обучение,  сначала надо  научить детей работать в группах.  Я использую  памятку «Правила работы в группе». Наиболее эффективно мне удаётся  использовать проблемно-диалогическое обучение  на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Применение данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по теме «Лексическое значение глагола» в третьем классе. Используя  технологию проблемно-диалогического обучения, мне удается  на уроках формировать следующие универсальные учебные действия: - познавательные:  подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы); - личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в группе; - коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество  с учителем и сверстниками,    аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью  свои мысли;       - регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия,  планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности. Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что проблемно-диалогическое обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную активность, способствует формированию универсальных учебных действий. Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю».

Конфуций. 

        Использование проблемно- диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителем, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное.
        Таким образом, складывается сотрудничество. Мы вместе идём по одному пути. В результате дети открывают и осваивают новое знание. Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
        Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

 «Как здорово открывать новые знания вместе с детьми! И никак иначе!» Учитель.

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

В работе представлена структура проблемного урока, виды проблемных ситуаций на уроках....

Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"

организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях

Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе в современных условиях...

Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе

Работая двадцатый  год учителем начальных классов, я вижу, как изменились дети. Они стали другими: у них изменилась система интересов, ценностей, личностных ориентаций, мотивационно-потребностная...

Применения технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особог...

доклад на тему: "Технология проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Этот доклад был представлен на школьном  МО учителей начальных классов. Материалы для доклада взяты из разных сборников и также интернет ресурсов, проработаны мною, есть советы практического испо...

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе

Методическая  работа Презентация к представлению методической системы...