"Педагогический аспект урока"
консультация по теме
Представленный материал содержит классификацию методов и приёмов, используемых педагогами в традиционном и в современной уроке, а также анализ урока по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_aspekt_uroka.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы обучения
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:
1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Классификация методов обучения
(по Бабанскому Ю.К.)
1 Методы стимулирования и мотивации учения
1.1. Методы формирования интереса к обучению
Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.
1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении
Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
2 Методы организации и осуществления учебных действий и операций
2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
словесные методы
наглядные методы
аудиовизуальные методы
практические методы
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)
2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)
2.4. Методы самоуправления учебными действиями
Лекция, рассказ, беседа и др.
Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.
Сочетание словесных и наглядных методов
Методы упражнений, выполнение заданий и др.
Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.
Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)
репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)
Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.
3 Методы контроля и самоконтроля
3.1. Методы контроля
Методы устного контроля, письменного контроля и др.
Методы самоконтроля.
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
- использование известных знаний, способов работы детей;
- формы организации учебной работы учащихся;
- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
- позиция учителя и его роль на данном этапе;
- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?
Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?
Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя?
Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
Деятельность учителя | Уровень |
1.Целеполагание | |
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и какими средствами он это делает сам | базовый |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий) | высокий |
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) | оптимальный |
2.Мотивация | |
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием | базовый |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества | высокий |
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. | оптимальный |
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) | |
Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение ) представлена обучающимися наглядно. | базовый |
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО | высокий |
Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата | оптимальный |
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся | |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе | базовый |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета | высокий |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний | оптимальный |
5.Методы обучения | |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график , диаграмму), организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам | базовый |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию | высокий |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления | оптимальный |
6.Рефлексия | |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать | базовый |
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) | высокий |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке | оптимальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в современной начальной школе
Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению ...
Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в начальной школе
Методическая разработка...
"Психолого- педагогические аспекты работы с родителями при формировании самооценки"
Методы начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе....
Психолого-педагогические аспекты тестирования
Творческий компонент обучения (творческое общение на семинаре, решение творческой задачи в докладе) таит в себе угрозу субъективизма как для ученика, так и для учителя. Эта угроза неотделима от плюсов...
Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в современной начальной школе.
Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям информационного века. ...
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...