Представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов
методическая разработка

Дроздова Валентина Александровна

Раскрытие деятельностного подхода в урочной деятельности в практике учителя начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Общие сведения

ФИО

Дроздова Валентина Александровна

Должность

учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

34 года

Квалификационная категория

первая, 30.03.2010

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема:

«Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника»

Каждый  учитель ставит перед собой определённую цель. Моя цель в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности. Эту цель я рассматриваю не только в воспитательной работе,  но и на уроках.  При  выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочется,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. Взаимное доверие и сотрудничество формируется  не только в общении учитель-ученик, но и ученик-учитель, способствует их тесному сближению и доверию между взрослыми и детьми.

Актуальность и перспективность опыта

Функция современного учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.  «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».        

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают. Встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Концептуальность

Деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс.

Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Наличие теоретической базы опыта

Учебно-методический комплект «Школа России» для начальной школы построен на технологической основе дидактической системы деятельностного метода. Он содержит теоретическую концепцию формирования у учащихся универсальных учебных действий, реализующую системно-деятельностный подход.  Проблемный характер изложения содержания обеспечивается уже на базовом уровне реализации дидактической системы «Школы России». Данный этап обучения заложен в технологию деятельностного метода  базового уровня. Технологический уровень реализации технологии деятельностного метода  позволяет осуществить переход на более высокий уровень реализации деятельностного метода, а именно: системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, когда ученики не получают знание в готовом виде, а открывают его сами под руководством учителя.

Ведущая педагогическая идея

Систематическое  применение деятельностного подхода  по развитию учебных универсальных действий в начальной школе через различные формы учебного процесса, повышающие качество образования.

Цель опыта:

 - через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника;

   - определить возможности использования деятельностного подхода на уроках в начальной школе.

 Основные задачи:

   - показать специфику применения деятельностного подхода в начальной школе;

   - раскрыть понятие деятельностного подхода, используя педагогическую и методическую литературу;

   - разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного подхода обучения.

Оптимальность и эффективность средств

При изучении нового материала дети самостоятельно «открывают» учебные понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения.

Реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и  учить детей творчеству,  воспитывать  в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Результативность опыта

Главный стимул любой деятельности – ее результативность. Результативность применения деятельностного подхода в урочной работе деятельности  находит отражение в  качестве обученности учащихся.

 

2010-2011

 уч.г.

2012-2013

уч.г.

2013-2014

уч.г.

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качество знаний

67 %

76 %

70 %

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.  У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту

Возможность тиражирования

За время работы по формированию УУД  и, опираясь на научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом ОС "Школа России", были  проведены открытые уроки, разработаны рабочие программы, проведён мастер-класс по теме «Формирование УУД младших школьников», выступление на педагогическом совете школы по теме «Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе».

 Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

За время работы были разработаны рабочие программы  по предметам для 1-го, 2-го,3-го классов.

Проведены открытые уроки для учителей школы и города, семинары.

 

Прилагаю конспект открытого урока русского языка по теме: «Различие имён существительных в именительном  и   винительном падежах».

Цели урока:

- формировать умение различать именительный и Винительный падежи имен существительных через взаимодействие в групповой работе;

- влияние организации диалога на повышение уровня взаимодействия учеников.

Задачи урока:

~ актуализировать пройденный материал по теме «Имя существительное»;

~ познакомить учащихся с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;

~ формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;

~ развивать интерес учащихся к изучению русского языка;

~ развивать  умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

~ развивать умения выступать перед аудиторией, выдвигать и доказывать гипотезу;

~ воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относится друг к другу;

~ воспитывать потребность принимать участие в поиске новых знаний.

Ожидаемый результат:

1. Ученики владеют знаниями о существительном, знают падежи.

2. Умеют определить падеж существительных, умеют определять члены предложения.

3. Смогут различать Именительный и Винительный падежи в предложениях.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Собираясь сегодня в школу, не забыли прихватить хорошее настроение? Кто чувствует в себе много жизненной энергии  и готов поделиться  со всеми товарищами и со мной? Давайте возьмёмся за руки, образуем энергетическое поле, пожелаем друг другу удачи. «Удачи»!

  1. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания.

       Для минутки чистописания возьмём суффикс из слова работаем, безударную гласную из слова пятёрка, приставку и окончание из слова узнаю.

- О чём говорят эти буквы? (окончания существительных именительного и винительного падежей)

- Значит,  какова тема  урока? (Именительный и винительный падежи)

- Пусть девизом нашего урока будет  «Мы узнаем что-то новое и работать будем на пять»!

   2. Устная работа.

-Изучением какой части речи мы с вами занимаемся уже несколько уроков?

-  Давайте вместе выстроим «лестницу знаний», вершиной которой будет имя существительное.

- Что такое имя существительное?

- Назовите постоянные грамматические  признаки существительных.

- Как изменяются имена существительные?

- Что такое склонение?

- Назовите падежи.

III. Самоопределение деятельности

 -Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имён существительных. А загадка такая: «В золотой клубочек спрятался дубочек». Один из мальчиков рассуждал так: «Клубочек - что? Именительный падеж». А другой мальчик говорил: «Что? Это Винительный падеж». Интересно, кто из них прав?  Поможем ребятам.

- Чем же сейчас займёмся на уроке?

- Для этого нужно провести исследовательскую работу.

- Создадим творческие группы.

- Какие правила вы должны соблюдать во время работы в группе?

IV. Исследовательская работа.       

1. Работа в группах.                                          

 - Что является объектом нашего исследования?  (имена существительные)

- Для  исследования существительных нам нужно составить план действий.

- Что  вначале мы должны выполнить? (найти имена существительные)

- Следующий шаг исследования? (поставить вопрос)

- И последний пункт  плана? (сделать синтаксический разбор предложения).

2. Задания для групп.

Для каждой группе я приготовила предложения. Ваша задача: исследовать, когда имя существительное стоит в именительном падеже, а когда в винительном. Свои  выводы записать в бортовой журнал.

3.Выступление групп с исследовательскими выводами.

4.Сравним с выводом в учебнике страница105.

5. Обобщение: Вернемся к нашей проблеме. Кто же оказался из ребят прав?

 V. Закрепление.

 Давайте проверим алгоритм в действии.

1. Работа в парах.

- Определить падеж выделенных существительных, пользуясь алгоритмом. У вас две карточки жёлтого цвета - одну без ответа отдайте соседу, а с ответом оставьте себе. Выполните задание, пользуясь выведенным алгоритмом.

2. Проверка: обменяйтесь тетрадями,  сравните с правильными ответами. Исправьте ошибки.

- Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? Что вам помогло? (Новые знания, новый алгоритм)

-Кто допустил одну ошибку?

-Какое слово вызвало затруднение? (помочь разобраться)

-Пожмите друг другу руку, поблагодарите за работу.

3. Работа по картине.

- Запись предложения у доски.

Зима принесла нам стужу и мороз.

4. Словарная работа.

 Исследование слова костёр по группам.

~ лексическое значение слова;

~ образование слова костёр;

~ однокоренные слова к слову костёр;

~ составление словосочетаний;

~ составление предложения с новым словарным словом.

5. Работа по учебнику.

Страница 105, Упражнение 186.

VI. Рефлексия.

  1. Тест.
  2. Итог урока.

- Итак, ребята, давайте подведём итог нашей деятельности.

- Какое «открытие» вы сделали на уроке?

- Как не ошибиться в определении именительного и винительного падежей.

- Оцените свою работу на уроке.

- Кто вам из ребят понравился на уроке? А кто особенно отличился  при работе на уроке?

- Оцените работу учителя.

В канун Нового года нарядим ёлочку. Украшение будет конечно, со смыслом.

- Кто доволен своей работой выберите красный шарик, если не очень довольны или что-то не получилось - голубой.

Наша ёлочка- красавица говорит нам без слов, о том, что вы думаете о себе и о своей работе, о сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: провести исследование употребления одушевленных имен существительных II склонения  в родительном и винительном падежах, используя полученные на данном уроке знания и умения.



Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Общие сведения

ФИО

Дроздова Валентина Александровна

Должность

учитель начальных классов

Стаж педагогической работы

39лет

Квалификационная категория

первая,  2015

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

Тема: «Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников»

 «Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников», я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах. Поэтому работая по УМК «Планета знаний» я выбрала  эту проблему.

Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании» (2004), Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), НОИ «Наша новая школа». Суть их заключается в переходе от знаний к деятельности, ставящей во главе угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Одним из первых учебно-методических комплектов для начальной школы, который взял на вооружение метод проектов, стал УМК «Планете знаний» (под общей редакцией И.А. Петровой). Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике – с 1-го по 4-ый класс по каждой учебной дисциплине. Разворот содержит не только темы проектов, но и своеобразные подсказки, облегчающие подготовку проекта

                                  Актуальность и перспективность опыта

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно -  исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.

                                     Концептуальность

          Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, познающие, умеющие жить среди людей. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

                                    Наличие теоретической базы опыта

УМК «Планета знаний» представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединенных едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности.

Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектно-исследовательской деятельности. Данная  деятельность может выступать  как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

                                           

                                     Ведущая педагогическая идея

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.

В своей работе я основывалась на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, на Президентскую инициативу «Наша новая школа».  В качестве методологии психолого-педагогического сопровождения взяла основы, предложенные А.М. Каменским и Н.Ю. Пахомовой, А.В.Хуторского.  Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.

 

                                  Оптимальность и эффективность средств

Проектно – исследовательская  деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в проектно-исследовательская деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

-значительную роль в организации проектно - исследовательской деятельности играют не только уровни, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе данной деятельности исследовательские умения являются составной частью обще-учебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

Основополагающим моментом формулирования темы является решение проблемы выбора. Обычно, в проектной работе 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели работы, а также выбор или отработка методики проведения исследования.  1/3 - затрачивается на сбор материала во время наблюдений или при проведении опытов. И не менее 1/3 времени уходит на обработку материала, его анализ и обобщение, написание текста работы.

Поэтому в подготовительный период рекомендуется не только выбрать тему для проекта и сформулировать его задачи, но и собрать как можно больше информации о предмете изучения путём знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Всякому проекту должно предшествовать полное изучение вопроса по литературным, опросным или любым другим данным.

Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулирована цель проекта и его задачи. Цель работы должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ.  Кроме этого цель должна быть доступна для конкретного исследователя. Формулировка задач проекта - тоже довольно сложное и трудоёмкое занятие. При их постановке ученики должны чётко сформулировать, для чего делалась работа, что надо было наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть чёткими и предполагать однозначный ответ (как мы будем искать ответ на поставленный в цели вопрос).

Оформленные результаты представляются участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научно-практическую конференцию. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной  и исследовательской деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Источниками добываемой информации служат: книги; фильмы; беседы с взрослыми, наблюдения.

В 1 классе провожу  пропедевтическую  работу по развитию исследовательских умений:

  • включаю задания, направленные на овладение обще-логических умений ( анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут включаю на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира.
  • кратковременные исследования-наблюдения с описанием ( под руководством учителя).
  • урок-исследование ( в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);

В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» (автор Андриянова Т.М.) знакомятся с проектной деятельностью.  Завершив тему «Алфавит» я предлагаю несложные, но очень интересные творческие задания: «Придумай свою азбуку на пальцах», «Театр живых букв», «Составь азбуку из природных материалов» и т.д. Это посильно для ученика-семилетки.

Или же даю небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Моя семья»,  «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?» и т.д.. Каждому раздаю памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.

Все проекты в 1 классе носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

Во 2 же классе провожу работу по следующим направлениям:  знакомство с теоретическими понятиями: информация, поиск, исследование и т. д.

Так, в учебнике «Окружающий мир» (автор Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов) при завершении темы «Знание – сила» предлагаются проекты, подготовка к которым предполагает работу с серьезными справочными источниками – энциклопедиями, посещение музея и даже встречи с людьми науки. Готовясь к защите проектов по теме «Мы живем в космосе», дети должны не только подытожить знания, полученные по этой теме на уроках, но также обратиться к справочной литературе, посетить музей или планетарий, даже если формой проекта они избрали сочинение « Голубая планета», – одних только творческих способностей явно недостаточно, подключается еще и поисковая деятельность. Осуществление коллективных исследований по определенному плану по различным темам. организую совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования и  процессе которого учащиеся овладевают практическим умениями исследовательской деятельности. Например, тема исследования «Моя школа».  Проблема: противоречие между потребностью и возможностью знать историю своей школы и отсутствием знаний по этой теме. Цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами истории школы. Задачи исследования: найти информацию об истории школы, выяснить количество учеников, учителей, классов, кабинетов, изучить строение школы, ее окрестности и т.д. Методы исследования: опрос, поиск литературы, наблюдение и т.д. С целью выполнения каждой задачи назначаются группы учащихся, которые имеют право выбора наиболее интересной для них задачи.

В 3 классе работа осуществляется по направлениям:

  • продолжение знакомства с теорией исследования, методами исследований;
  • коллективные исследования на заданную тему;
  • самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений ( осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, наблюдать, составлять доклады).

Так как это наши первые шаги в проектно-исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

Вашему вниманию представляются результаты исследования на тему: «Лекарственные растения моего края.»

Природа Мордовии очень разнообразна. Она славиться лугами с их разнотравьем, густыми лесами, широкими реками. Здесь растет много растений, в том числе и лекарственных.

Лекарственные растения использовались людьми с древнейших времен. Многие из  них прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений.

Знание  лекарственных растений своего края и их использование для профилактики и лечения заболеваний обуславливает актуальность изучения данной темы.

Предмет исследования – лекарственные растения произрастающие на территории Мордовии.

Данная тема очень интересна тем, что человек болея не всегда для лечения использует лекарственные  растения, чаще использует лекарственные препараты из аптеки. Хотя известно, что многие лекарственные препараты имеют растительную основу.

Цель работы: изучить лекарственные растения Мордовии.

Задачи:

- изучить историю отношений «человек — лекарственные» растения;

- дать определение «лекарственные растения», изучить основные правила их заготовки;

- познакомиться с лекарственными растениями Мордовии;

- собрать «аптечку» лекарственных растений нашего края;

- выяснить, при каких заболевания можно использовать эти лекарственные растения.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения и «аптечки» лекарственных растений Мордовии.

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы, только уровень проведения исследовательской работы будет сложнее. Часто некоторые комнатные и декоративные цветы называют народными названиями и не знают, как же они правильно называются. Поэтому дети самостоятельно узнают из Интернета, энциклопедий, журналов и др. источников научные названия домашних декоративных и комнатных цветов. Выбранные по своему желанию растения фотографируют или срисовывают с натуры, могут составить текст – описание или придумать сказку (фантастическую историю) о выбранном растении, написать увлекательную статью (откуда привезли это растение, на кого или на что оно похоже, где и как используется, какая польза от него и т.д.). Работа большая, но интересная. Мои ученики оформили с помощью родителей презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представлялись достижения учеников, изготовили книжки – малышки, «раскладушки», оформили фото-стенд.

Так ребята проводила исследовательскую работу по русскому языку «Изучаем словарные слова». Правописание трудных слов – одно из направлений освоения русского языка. Но механическое заучивание слов не ведёт к их прочному запоминанию. Даже систематическое проведение работ над ошибками не всегда даёт положительный результат. Предложила, кто желает иметь лучшие оценки по русскому языку? Оказалось, что многие. Для всех желающих раздала красочные карточки с зашифрованными словарными словами в виде ребусов, и именно с теми словами, где ученик чаще всего ошибается. Перед детьми была поставлена проблема: отгадать это слово, найти его в орфографическом словаре, растолковать его значение с помощью толкового словаря, объяснить этимологию слова, подобрать антонимы и синонимы, однокоренные слова, фразеологические обороты (по возможности), придумать сочетаемость с другими словами, подобрать стихи, отрывки из литературных произведений или любых жанров устного народного творчества, чтобы в них использовалось это слово, а можно ещё придумать что-нибудь своё. На классном часе «Учись учиться» подвели итоги.

По темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Необходимо помнить: тема исследования должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе. Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее ее защиту. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик может получить совет для улучшения работы. В работе оцениваю познавательную ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структуру и логику работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления работы не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаю работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.

Так  Фирсова Полина выполнила исследовательскую работу «Помочь человеку просто – протяни руку» (о донорстве крови и ее компонентов) и  приняла участие в Научно-практической конференции «Школьники города – наукеXXI века» , стала победителем.

                            Исследовательская работа

 «Помочь человеку просто – протяни руку»(о донорстве крови и ее компонентов)

В наш современный век прогресса и инновации, интернета и технологий очень трудно найти то, что не смогла бы воплотить в жизнь современная технология. Кровь! Кровь нельзя изготовить в лаборатории или добыть из земли, например, как полезное ископаемое, ею можно только поделиться. В критические для здоровья моменты мы вынуждены обращаться за помощью к другому человеку: родному или чужому, который отдаст нам частичку себя самого во имя спасения, ведь именно в дарении заключен изначальный смысл слова "донор".

Человек может задержать дыхание на несколько минут, но если на это же время остановится кровь, то он умрет. Ежегодно переливания крови нужны полутора миллионам россиян. Каждый третий житель Земли хоть раз в жизни нуждается в донорах крови. Около двух миллионов россиян четыре миллиона раз в год приходят на донорские пункты и сдают кровь и плазму для того, чтобы помочь своим больным согражданам.

Актуальность: кровь – уникальный национальный ресурс, использующийся для лечения больных людей. Она неповторима по своим свойствам, поэтому для многих – это единственный шанс выжить и выздороветь.

Цель работы: познакомиться с темой донорства крови, провести практическую работу на Станции переливания крови и изучить процесс донации  крови и дальнейшие условия ее переработки и хранения.

Гипотеза: донорская кровь является единственным лечебным средством, которое на сегодняшний день невозможно заменить другими лекарственными препаратами. Кровь – это самое ценное из того, что человек может дать другому человеку.

Задачи:        

  1. Раскрыть понятие темы донорства
  2. Изучить историю данного вопроса
  3. Изучить процесс донации крови.
  4. Практическая работа на Станции переливания крови
  5. Познакомиться и провести беседы с донорами

Методы исследования: изучение материала, наблюдение за работой на станции переливания крови, интервьюирование, фотографирование, обобщение собранного материала.

1. Что такое донорство

Каждый из нас нередко слышал выражение «протянуть руку помощи». И все понимают смысл этого высказывания – помочь словом, делом, оказать финансовую поддержку человеку, который попал в беду. Но среди нас есть люди, которые действительно оказывают помощь протянув свою руку.

Донорство крови – добровольное жертвование собственной крови или её компонентов для последующего переливания нуждающимся больным или получения медицинских препаратов. Слово донор происходит от латинского "donare" - "дарить".

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций - крупных аварий, терактов, когда в стране происходят трагические события, когда кто-то из наших родных, знакомых попадает в беду - все мы, не раздумывая, спешим на помощь. Желающие поделиться своей кровью с ранеными, больными, пострадавшими, образовывают очереди. В этот момент сотни людей, никогда ранее не дававших кровь, становятся донорами. Но нельзя забывать о том, что тысячи больных людей (в том числе и детей) постоянно нуждаются в компонентах и препаратах крови каждый день, что кроме громких трагических событий есть и повседневная жизнь и человеческие судьбы, зависящие от нашего самопожертвования и любви.

Для самообеспечения страны компонентами крови необходимо перерабатывать 1200 литров заготовленной плазмы в год. В России же заготавливается 700 тысяч литров плазмы, а перерабатывается из нее менее 200 тысяч литров. Этого недостаточно, чтобы обеспечить страну компонентами и препаратами донорской крови.

В стране должен постоянно поддерживаться неснижаемый запас компонентов крови, которого было бы достаточно и для обычных больных, и для жертв ДТП и других экстренных чрезвычайных ситуаций. Компоненты крови и препараты, приготовленные из донорской плазмы, используются при проведении хирургического лечения очень многих серьезных заболеваний. И даже если они не используются в процессе операции, любое хирургическое вмешательство разрешено только при наличии запаса подходящей пациенту крови.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проектно-исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в проектно- исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое. Результаты моей педагогической работы по обсуждаемой проблеме уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной библиотеки. Они могут самостоятельно найти любую информацию для уроков, классных часов, праздников, конкурсов. Дети участвуют во многих школьных и городских конкурсах. Планирую продолжать начатую работу, буду стараться искать новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и во внеклассной работе.

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"

В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....

Представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов

Описание собственного инновационного опыта учиетля начальных классов Асташкитной Н.А. по внедрению в практику работы УМК "Перспективная начальная школа"...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны

Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...