Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»
статья на тему
«Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дузь О.П., учитель начальных классов
ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района Санкт-Петербурга
Тема выступления: «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока – математика»
«Умение расширять, совершенствовать и обновлять свою эрудицию для использования ее на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя…»
(А.Б. Перкезе)
Обучение, согласно ФГОС, больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия (УУД). Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке. Материал доклада рассматривает проектирование урока в рамках ФГОС.
Новый стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается промысливание того, что должно быть. Под проектированием урока будем предполагать деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность учеников подчиненную цели урока.
В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, задач подлежащих исследованию, верификации для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания.
Итак, если раньше учитель должен был выдать программу (содержание). Сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты обучения - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Требования к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке.
- Высокая степень речевой активности учащихся.
Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.
Деятельность ученика
Мобилизующий этап:
1. выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;
2. пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;
3. актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
Этап овладения новыми знаниями:
1. формулирует задания к упражнениям;
2. выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;
3. формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала
Рефлексия:
1. вспоминает ход урока;
2. анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;
3. формулирует свои впечатления
Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Рассматривая современный урок, мы увидели с вами, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю.
Характеризуя уровень профессионального мастерства современного педагога, учёные
выделяют следующие компетентности:
предметно-методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную,
исследовательскую в области валеологии образовательного процесса,
в сфере трансляции собственного опыта.
Но особенно значимы для учителя две компетентности:
- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса;
- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета.
Именно эти компетентности учителя раскрываются в ходе проектирования урока.
Оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования. Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
В технологической карте урока мы выделяем важные этапы урока:
- актуализация знаний, необходимая для создания для всех учащихся равных стартовых условий до начала изучения нового, т.е. выравнивание знаний по тем понятиям, которые будут необходимы на сегодняшнем уроке.
- построение учебной задачи. Это фиксирование основополагающего вопроса, проблемных вопросов, частных задач при организации учебной кооперации.
Это способствует созданию ориентировочной основы действий, которая выступает как важнейшая часть психологического механизма развития интеллекта. Это то, на что опирается ученик при работе над творческим продуктом. Это может быть создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение опорных точек, составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезаурусов, тезисного плана, тезисов ответа по методу эвристической беседы плана или алгоритма лабораторного опыта.
Главное - переход к задаче формирования общего способа. Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал, можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие над предметных умений.
Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий. Важно, чтобы учащиеся могли сформулировать основную идею, перечислить основные виды своей деятельности на уроке, ответить на вопросы: что нового узнали на занятии? Какой опыт приобрели в учебной деятельности? Что было самым трудным на уроке? Что считают наиболее важным? Что было наиболее интересным?
В условиях системно-деятельностного подхода учитель должен знать принципы построения урока, технологии, критерии результативности урока.
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”. (С.И. Гессен) То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к новым результатам образования.
Литература
Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.
Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.-
М.,Центр педагогического образования, 2011.
Кондакова А. М. , Кузнецова А. А. Концепция ФГОС общего образования/Рос. акад. об;
под ред. — М. : Просвещение, 2009. — 39 с.
Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.
Поташник М.М. Требования к современному уроку/Методическое пособие.- М.: Центр
педагогического образования, 2011.
Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Урок литературного чтения. 1 кл
Проектирование современного урока Практическая работа в рамках семинара «Организация образовательного процесса в контексте федеральног...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока русского языка.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»...
Статья «Новые результаты образования как основа проектирования современного урока литературного чтения».
В статье говорится о том, что развитие информационной грамотности у школьников является актуальной проблемой сегодняшней школы,так как человек в современном мире встречает значительные барьеры на пути...
Новые результаты образования как основа проектирования современного урока. "Литературное чтение в начальной школе».
laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь к...
Новые результаты образования как основа проектирования современного уроках литературного чтения.
В статье представлены результаты современного подхода в образовании...
Мастер-класс «Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС» (Урок «открытия» новых знаний)
Урок "открытия новыхзнаний" (структура)...
Технологические основы проектирования современного урока в начальной школе
Статья в Сборнике материалов Всероссийской НПК 5 декабря 2019 года...