Проектная деятельность в начальной школе
презентация к уроку по теме
В начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО необходимо использовать проектную деятельность. Как именно реализовывать проекты? На уроке или внеурочно? Учимся!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie-proekt.deyat-t.docx | 22.99 КБ |
proektn.deyat_._drobina_i.d._sshno22.pptx | 164.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО» (Дробина И.Д. –учитель нач.классов МБОУ СОШ №22 НГО)
Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках урока
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
• формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
• формируют и развивают УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
• нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
• реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
На долю учителя выпадает трудная задача поиска и выбора проблем для проектов, которые можно брать только из окружающей действительности. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
«Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».
Процесс работы над проектом.
1. Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.
2. Стендовая информация о проекте.
3. Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).
4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
5. Формирование групп.
6. Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними.
7. Поисковый этап.
8. Промежуточные отчеты учащихся.
9. Консультации по содержанию и оформлению проектов.
10. Обобщающий этап: оформление результатов.
11. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
12. Подготовка к публичной защите проекта.
13. Заключительный этап: публичная защита проекта.
14. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
15. Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарности участникам.
Этапы работы над проектом проектной деятельности в начальной школе:
Учитель Учащиеся
1-ый этап – погружение в проект.
Формулирует: Осуществляют:
1)проблему проекта; 1)личностное присвоение проекта;
2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию;
3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение цели и
- задач.
2-ой этап – организация деятельности.
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
4)организовать группы; 4)разбивку на группы;
5)распределить амплуа в группах; 5)распределение ролей в группе;
6)спланировать деятельность по 6)планирование работы;
решению задач проекта; 7)выбор формы и способа
7)возможные формы презентации презентации предполагаемых результатов.
3-ий этап – осуществление деятельности.
Не участвует, но: Работают самостоятельно:
8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своим
9)ненавязчиво контролирует; амплуа и сообща;
10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости;
10) «добывают» необходимые
11)репетирует с учениками знания;
презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию
4-ый этап - презентация
Принимает отчёт: Демонстрируют:
12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и
полученные результаты; задач;
13) подводит итоги; 13)умение планировать и
14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу;
слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения
мнение, толерантность. проблемы;
15) акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку деятельности и её результативности.
воспитательном моменте.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаем: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них.
Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». ИДЁМ ПОШАГОВО!!!
Первый этап ( 1 класс )
- Поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений.
- Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели.
- Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Формы и способы деятельности:
-коллективный учебный диалог, рассматривание предметов,
- создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание,
-коллективное моделирование, игры-занятия,
-совместное с ребенком определение его собственных интересов, -индивидуальное составление схем,
- выполнение моделей из различных материалов,
- экскурсии, выставки детских работ.
Второй шаг ( 2 класс )
- Развитие умений определять тему исследования,
анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
2. Поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Формы и способы деятельности:
-учебная дискуссия;
-наблюдения по плану;
-рассказы детей и учителя;
- упражнения на развитие способов мыслительной деятельности;
-мини-исследования;
-индивидуальное составление моделей и схем;
-мини-доклады;
- ролевые игры; эксперименты.
Третий шаг ( 3 – 4 класс )
- дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений
Формы и способы деятельности школьников:
-мини-исследования; групповая работа; ролевые игры; самостоятельная работа;
- коллективное выполнение и защита исследовательских работ ; составление энциклопедий;
- наблюдение; анкетирование;
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя. Tребования к учебному проекту – совершенно особые:
- наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;
- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д.
Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.
Основные виды творческих работ: поделки и мероприятия.
Формы проектной деятельности: выставка, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, макет, модель, письмо, праздник, прогноз, серия иллюстраций, компьютерная презентация, видеофильм, экскурсия.
Продукты проектной деятельности: сборник законов, новогодняя газета, новогодний праздник, различные коллективные поделки, коллективное сочинение.
Виды презентаций проектов: деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог персонажей литературных или исторических лиц, инсценировка, «научная конференция», «пресс-конференция», ролевая игра, соревнования, спектакль, экскурсия, компьютерная презентация и т.д.
Таким образом, задача педагогов заключается в том, чтобы за простым детским вопросом увидеть целую исследовательскую проблему, увлекательный процесс, который поведёт ученика по ступенькам познания к разгадыванию загадок и тайн из различных областей знания
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. ( Л. Выготский )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные понятия Проект- это комплекс взаимосвязанных действий , предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках урока.
Проектно – исследовательская деятельность: - учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования; раскрывает личностные качества; повышает самооценку, интерес к учебно деятельности; помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях; повышает адаптивные возможности и творчество. Актуальность темы.
задание для учащихся, сформулирован- ное в виде проблемы; целенаправленная деятельность детей; форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой; результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта Учебный проект это:
Учитель Учащиеся 1-ый этап – погружение в проект . Формулирует: Осуществляют: 1)проблему проекта; 1)личностное присвоение проекта; 2)сюжетную ситуацию; 2)вживание в ситуацию; 3)цель и задачи. 3)принятие и уточнение цели и задач. 2-ой этап – организация деятельности. Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: 4)организовать группы; 4)разбивку на группы; 5)распределить амплуа в группах; 5)распределение ролей в группе; 6)спланировать деятельность по 6)планирование работы; решению задач проекта; 7)выбор формы и способа 7)возможные формы презентации презентации предполагаемых результатов. Этапы работы
Учитель Ученик 3-ий этап – осуществление деятельности. Не участвует, но: Работают самостоятельно: 8)консультирует учащихся; 8)каждый в соответствии со своим 9)ненавязчиво контролирует; амплуа и сообща; 10)даёт новые знания по 9)консультируются по необходимости; необходимости; 10) «добывают» необходимые 11)репетирует с учениками знания; презентацию результатов. 11)подготавливают презентацию 4-ый этап - презентация Принимает отчёт: Демонстрируют: 12)обобщает и резюмирует 12)понимание проблемы, цели и полученные результаты; задач; 13) подводит итоги; 13)умение планировать и 14) оценивает умения: общаться, осуществлять работу; слушать, обосновывать своё 14)найденный способ решения мнение, толерантность. проблемы; 15) акцентирует внимание на 15)дают взаимооценку деятельности и её результативности. воспитательном моменте. Этапы работы
Первый шаг ( 1 класс ) 1. П оддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений. 2. Развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели. 3. Ф ормирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Ф ормы и способы деятельности: коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций , чтение-рассматривание , коллективное моделирование игры-занятия , совместное с ребенком определение его собственных интересов , индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов , экскурсии, выставки детских работ.
Второй шаг ( 2 класс ) · 1. Р азвитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; 2. П оддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Формы и способы деятельности: учебная дискуссия; наблюдения по плану; рассказы детей и учителя; упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем; мини-доклады; ролевые игры; эксперименты.
Третий шаг ( 3 – 4 класс ) · дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. ·
Формы и способы деятельности школьников: мини-исследования; · групповая работа; · ролевые игры; · самостоятельная работа; · коллективное выполнение и защита исследовательских работ ; · составление энциклопедий; · наблюдение; · анкетирование;
Рабочая тетрадь (2 класс)
Метод проектов – совокупность учебно – познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Таким образом, задача педагогов заключается в том, чтобы за простым детским вопросом увидеть целую исследовательскую проблему , увлекательный процесс, который поведёт ученика по ступенькам познания к разгадыванию загадок и тайн из различных областей знания
Источники: http://www.openclass.ru/user proshkolu.ru . http://my.webinar.ru/event
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...