Мотивация младших школьников к исследовательской деятельности в современном динамично меняющемся мире.
опыты и эксперименты на тему
Вызвать интерес у младшего школьника к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для сборника "Одиннадцатые Сократовские чтения" | 13.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация младших школьников к исследовательской деятельности в современном динамично меняющемся мире.
Москвитина В.В. , учитель начальных
классов МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1» г. Петровска-Забайкальского
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе к образовательным учреждениям. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. [1.]
Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал.[3.]
Дети – это маленькие исследователи, которые всегда хотят убедиться в том или ином своем предположении. Их любопытство многогранно и оно постоянно заставляет сознание быть в поиске ответов на многочисленные вопросы.
В младшем школьном возрасте, как правило, дети не хотят выходить за рамки учебного курса, так как им трудно связать окружающий мир с уроками. Они считают, что им вполне хватает того, что дает учитель. Поэтому, чтобы вызвать у школьника интерес к процессу исследования необходимо на уроках, как можно чаще ставить перед детьми задачи, проблемы, которые направляли бы их на самостоятельный поиск решения и, самое главное, вызывали интерес. В процессе поиска ученики высказывают свои мнения, каждый отстаивает свою точку зрения, выдвигает различные гипотезы и предположения – возникает дискуссия, спор. Чтобы разрешить конфликт, учитель предлагает найти решение с помощью исследования. Например, первая тема исследования в моей педагогической деятельности звучала так: «Нужна ли математика в торговле?» Она возникла при изучении темы «Нумерация». Учащимся был задан вопрос: для чего нам необходимы знания математики? Дети стали высказывать свои мнения и возникла проблемная ситуация: сегодня в торговле нужна математика? Мнения разделились на «да» и «нет». И одному из учеников была предложена данная тема для исследования.
Так как ребенок уже заинтересован, гипотеза выдвинута, с помощью различных средств и методов он ищет доказательство своих высказываний по итогам которых ученик сделает вывод о том, что доказал или же опроверг свое предположение (гипотезу). В нашем случае ученик сделал вывод о том, что в современном мире математика в торговле уже не так необходима, как раньше: за продавца считает техника: электронные счетные машины, электронные весы, компьютеры. В доказательство своих слов нам был представлен видеосюжет где ученик в роли продавца, стоя за прилавком магазина, обслуживал покупателей с помощью вышеперечисленной техники.
Любой исследовательский проект должен быть защищен: на уроке, классном часу или научно-практической конференции. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Ребенку важно чувствовать поддержку. И учитель и родители в ходе данной работы выступают не только консультантами, но и помощниками, соратниками, партнерами. Это повышает самооценку, интерес к исследовательской деятельности.
Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотизма у младших школьников средствами исследовательской деятельности.
К 65-летию Победы в ВОВ я представила масштабный проект «Я помню, я горжусь», к работе над которым были привлечены ветераны ВОВ, учащиеся и их родители. Итогом явился выпуск подарочного альбома....
Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"
Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности....
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...
От удивления к проекту. Формирование мотивации младших школьников к проектной деятельности.
выступление на методическом объединение о формировании устойчивой мотивации младших школьниов...
Повышение уровня мотивации обучающихся через организацию исследовательской деятельности на основе уроков окружающего мира
Из практики работы...
Статья "Формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности"
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы ...
"Развитие критического мышления младшего школьника посредством исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности"
В пособии рассматриваются показатели развития критического мышления, рассматриваются варианты интеграции приёмов критического мышления с этапами проектной деятельности....