Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"
консультация на тему
Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД через исследовательскую деятельность | 2.6 МБ |
Формирование УУД через исследовательскую деятельность | 18.99 КБ |
Подписи к слайдам:
Формирование УУД через исследовательскую деятельность в начальной школе
Метод исследования
Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи
1. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования
2. Определить УУД, формируемые в процессе исследовательской деятельности
Актуальность
Гипотеза
В сложных климатических условиях Арктики живые организмы выжить не смогут
Ожидаемые результаты в формировании УУД через исследовательскую деятельность
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
коммуника- тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова- тельский интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного достоинства
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
*
Программа формирования УУД
Личностныевнутренняя позициямотивациянравственно-этическая оценка
Регулятивныецелеполаганиепланирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляция
Познавательныезнаково-символи-ческие средствалогические действия и операциипостановка и решение проблем
Коммуникативныесотрудничество и кооперацияучет чужой позицииадекватная передача информацииконтекстная речь и постановка вопросов
Предварительный просмотр:
1. Установка на работу .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия:
-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и--оценивать учебную деятельность и ее результаты;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в стандартах второго поколения. В качестве некоторых примеров универсальных учебных действий можно привести умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера.
«Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что: УУД не является новым содержанием педагогической деятельности для тех учителей, которые работают по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова, так как имеют общее психолого –педагогическое основание, каким является теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. На современном этапе совпали дидактические принципы ,характеризующие систему Л.В.Занкова и Стандарт:
-цель образования- развитие личности;
-понимание способа достижении цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности
Одним из концептуальных дидактических положений данной системы является проблематизация содержания, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, что реализуется в исследовательской деятельности.
Методологическая цель урока по системе Л.В.Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Современная школа обновляется, а в её практику входят новые понятия, реалии. Среди них метод исследования, который является основой стандартов нового поколения, этот метод, выстроен на основе природного, врождённого стремления ребёнка к познанию окружающего.
Главная цель использования метода исследования в обучении – формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Конечно, велика роль педагога в исследовательском обучении, она существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог становится сотрудником, консультантом, помощником начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь заражать этим других.
2.Целеполагание.
Что бы вы хотели сегодня увидеть на мастер-классе?
Задачи:
1.Продемонстрировать участникам мастер класса метод исследования на уроках окружающего мира по дидактической системе Л. В. Занкова;
2. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования;
3. Определить совместно с участниками мастер-класса УУД, формируемые в процессе исследовательской работы.
3.Проблематизация.
_ Где-то на белом свете
Там , где всегда мороз, Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Что можете сказать? Посмотрите на слайд , уточните. О чем мы будем говорить?
Мы снова отправимся с вами туда,
Где царство холода, снега и льда.
Как по-другому называют эту природную зону?
Почему пустыней? Как сможете доказать?
Оформить свое исследование я предлагаю с помощью таблицы. По истечении 15 минут один из представителей группы ее защищает.
4. Выступление групп
5.Рефлексия.
1. Мы заслушали несколько выступлений. Какие УУД младших школьников формируются в процессе исследовательской работы?
2. Чья идея исследовательской работы на ваш взгляд наиболее удачна? Почему?
3. Оцените работу мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность
Показан теоретический материал для формирования УУД...
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...
Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...
Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"
Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно эффективно формировать все группы универсальных учебных действий, прежде всего регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами о...
Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»
Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....
Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»
Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....