Мастер- класс : "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность"
консультация на тему

Макаенко Ирина Анатольевна

Главная цель использования метода исследования в обучении- формирование у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Выполнила: Макаенко Ирина Анатольевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8»
Формирование УУД через исследовательскую деятельность в начальной школе
Метод исследования
Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи
1. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования
2. Определить УУД, формируемые в процессе исследовательской деятельности
Актуальность
Гипотеза
В сложных климатических условиях Арктики живые организмы выжить не смогут
Ожидаемые результаты в формировании УУД через исследовательскую деятельность
деятельный и активный
креативный
любознательный
инициативный
открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
коммуника- тивность
навыки самоорганизации и здорового образа жизни
исследова- тельский интерес
саморегуляция
ответственность
чувство собственного достоинства
уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
*
Программа формирования УУД
Личностныевнутренняя позициямотивациянравственно-этическая оценка
Регулятивныецелеполаганиепланирование и прогнозированиеконтроль и коррекция, оценкаволевая саморегуляция
Познавательныезнаково-символи-ческие средствалогические действия и операциипостановка и решение проблем
Коммуникативныесотрудничество и кооперацияучет чужой позицииадекватная передача информацииконтекстная речь и постановка вопросов


Предварительный просмотр:

1. Установка на работу .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия:

-обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и--оценивать учебную деятельность и ее результаты;

обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Перечень универсальных учебных действий подробно представлен в стандартах второго поколения. В качестве некоторых примеров универсальных учебных действий можно привести умение выбирать основание для классификации, умение создавать и преобразовывать модели изучаемых объектов и процессов, умение решать проблемы творческого и поискового характера.

«Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.

 На основании вышеизложенного можно утверждать, что: УУД не является новым содержанием педагогической деятельности для тех учителей, которые работают по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Общая целевая установка Стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова, так как имеют общее психолого –педагогическое основание, каким является теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося. На современном этапе совпали дидактические принципы ,характеризующие систему Л.В.Занкова и Стандарт:

-цель образования- развитие личности;

-понимание способа достижении цели посредством организации самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности

        Одним из концептуальных дидактических положений данной системы является проблематизация содержания, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, что реализуется в исследовательской деятельности.

Методологическая цель урока по системе Л.В.Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Для достижения этой цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, при которых дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.

Современная школа обновляется, а в её практику входят новые понятия, реалии. Среди них метод исследования, который является основой стандартов нового поколения, этот метод, выстроен на основе природного, врождённого стремления ребёнка к познанию окружающего.

Главная цель использования метода исследования в обучении – формирование  у обучающегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Конечно, велика роль педагога в исследовательском обучении, она существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог становится сотрудником, консультантом, помощником начинающего исследователя. Одновременно в условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него, кроме хорошей общей и предметной эрудиции, умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, – уметь заражать этим других.

2.Целеполагание.

Что бы вы хотели сегодня увидеть на мастер-классе?

Задачи:

1.Продемонстрировать участникам мастер класса  метод исследования на уроках окружающего мира по дидактической системе Л. В. Занкова;

2. Смоделировать урок окружающего мира, используя метод исследования;

3. Определить совместно с участниками мастер-класса УУД,  формируемые в процессе исследовательской работы.

3.Проблематизация.

_ Где-то на белом свете

Там , где всегда мороз, Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья, спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи –

Вертится Земля.

Что можете сказать? Посмотрите на слайд , уточните. О чем мы будем говорить?

Мы снова отправимся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда.

Как по-другому называют эту природную зону?

Почему пустыней? Как сможете доказать?

Оформить свое исследование я предлагаю с помощью таблицы. По истечении 15 минут один из представителей группы ее защищает.

4. Выступление групп

5.Рефлексия.

1. Мы заслушали несколько выступлений. Какие УУД младших школьников формируются в процессе исследовательской работы?

2. Чья идея исследовательской работы на ваш взгляд наиболее удачна? Почему?

3. Оцените работу мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность

Показан теоретический материал для формирования УУД...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Для полноценного существования в стремительно меняющейся среде сoвременному человеку все чаще прихoдится прoявлять исследoвательское поведение и рассчитывать на свои исследовательские способности. Поэ...

Развитие лингвистической компетентности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках русского языка.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского пoиска становится важнейшей задачей современного образования. Именно поэтому oпыт работы по ...

Публичное представление из опыта работы "Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность и моделирование"

Достижение современных требований к результатам образования обучающихся коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействий педагога и ребенка, направляя учителя на поиск новых...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через исследовательскую деятельность

Организуя исследовательскую деятельность младших школьников, можно эффективно формировать все группы универсальных учебных действий, прежде всего регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами о...

Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....

Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....