Тренинг "УМК "Школа 21 века"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя».
Г. Галилей
УМК «Начальная школа XXI века» - это результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО.
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач.
Но такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, то есть его учат учить себя , осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.
Именно это побудило авторский коллектив УМК отказаться от репродуктивных методов обучения в пользу исследовательских и поисковых: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задач на моделирование .
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Ирма:
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые группируются в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные действия;
4) познавательные
На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково – символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечить возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать портнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля – проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Ученикам предлагаются задания для проверки, содержащие различные виды ошибок. Для решения этой учебной задачи целесообразно задать вопрос: что я должен знать, чтобы исправить ошибку?
Приведем примеры заданий УУД
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению задач, кроссвордов;
Вывод:
Личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности, посредством постановки целей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблемы в паре (в коллективе).
Эльвира:
Дифференциация обучения - ключ к сохранению индивидуальности ребенка.
Это разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее - легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую
задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:
1) базовый;
2) материал, не включенный в образовательный стандарт;
3) материал повышенной трудности.
Часть заданий отмечена специальными знаками: «работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем». Кроме того, в учебник включены различные сведения: «из истории математики»,«путешествие в прошлое», Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и арсенала новых способов рассуждений.
В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. По математике - «Дружим с математикой», «Дидактические материалы по математике».
ИРМА:
Еще одна отличительная особенность УМК «Начальная школа XXI века» - это разработанная педагогическая диагностика успешности обучения учащихся. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интеллектуальная и личностная готовность. Физическую
готовность оценивают медики, личностную – психологи, интеллектуальную - учителя.
По итогам первой диагностики можно определить, как сформированы у детей предпосылки к овладению грамотой и математикой. Это позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход при обучении.
Педагогическую диагностику успешности обучения предлагается проводить ежегодно в начале (сентябре), середине (декабре) и конце (апреле) учебного года.
Педагогическая диагностика, проводимая в начале года, должна всегда совпадать с той, которая проводилась в конце предыдущего учебного года. Это дает возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения, действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя - нуждается ли класс в подробном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше и т. д.
В середине года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение воспитанников и что нужно изменить в обучении каждого ребенка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.
И наконец, педагогическая диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.
Результаты педагогической диагностики заносятся в специ-
альную таблицу, хранятся на протяжении четырех лет обучения, позволяют отчетливо видеть динамику продвижения учеников и вовремя приходить им на помощь.
ЭЛЬВИРА:
Планируемые результаты освоения предмета
Содержание программы ориентировано на достижение выпускниками начальной школы трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы по математике:
• самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
• готовность и способность к саморазвитию;
• сформированность мотивации к обучению;
• способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
• заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
• готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
• способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
• способность к самоорганизованности;
• способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
• владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметные результаты освоения программы по математике:
• владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
• понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
• планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
• выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);
• создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
• понимание причин неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
• адекватное оценивание результатов своей деятельности;
• активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
• готовность слушать собеседника, вести диалог;
• умение работать в информационной среде.
Предметные результаты освоения программы по математике:
• владение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
• умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
• владение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
• умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Заключение.
Итак, реализация концептуальных подходов совершенствования начальной школы в программах и средствах обучения УМК «Начальная школа XXI века» позволила выйти на новый качественный уровень образования младшего школьника.
За время обучения в начальной школе по данному УМК ребенок не только прибавит в весе, вырастет, повзрослеет, больше будет знать и уметь, но и изменится его отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию.
Подытожим наш разговор об основах по-
строения УМК «Начальная школа XXI века» словами французского философа М. Монтеня: «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"
Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"
Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...
Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века
В статье представлен материал о творчестве писателей и поэтов 19 века...
"Сквозь века, в века грядущие" интеллектуальная игра для учащихся 4-5 классов.
Эта игра посвящена 200 летию Бородинского сражения....
Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»
Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:· Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...
Презентация у окружающему миру 4 класс .УМК " Школа 21 века" тема"Искусство 18 века"
Презентация содержит материал о народной музыке и скоморохах в 18 веке на Руси....
Конкурс «Портфолио учителя XXI века» Номинация «Я – учитель XXI века!»
Тема работы: «Современный педагог, как новатор и хранитель педагогических традиций и ценностей»....