Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века
книга по чтению (4 класс) по теме
В статье представлен материал о творчестве писателей и поэтов 19 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_v_tvorcheskom_sozdanii_pisateley_xix_veka_i_poetov_serebryanogo_veka.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века
Детство — сквозная тема русской литературы, тема, к которой равнодушным не оставался, пожалуй, ни один русский писатель или поэт. Как преломилась эта тема в произведениях, созданных на рубеже XIX и XX веков?
Вспомним для начала, как развивалась детская тема в русской литературе XIX века.
«Будущее человечества» — так называет детей один из героев Ф. Достоевского. Каким может предстать завтра это «будущее человечества», во многом зависит от духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира и на способности чему-то научиться у них. Об этой способности, заставляющей самосовершенствоваться людей, задумывались проницательные психологи, русские писатели.
«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! — восклицал Л. Толстой — Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Дети, замечал Достоевский в «Дневнике писателя», «учат нас многому и... делают лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». И опять, словно перекликаясь с Достоевским, Толстой напоминает не только о временном, но и об идеальном смысле словосочетания «будущее человечества»: «Во всех веках и у всех людей ребенок представляется образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».
Вспомним пробуждение Николеньки в самом начале повести «Детство». Толстой пристально вглядывается в его внутренний мир, подробно анализирует все чувства мальчика к Карлу Ивановичу. Писатель раскрывает сложную «диалектику души» ребенка, выделяя в теме детства психологический аспект.
Еще одно открытие Толстого — «двойной взгляд»: мы видим мир глазами ребенка, в то же время наблюдаем за детской душой с позиции взрослого человека.
У Н. А. Некрасова заострен социальный аспект темы, его волнует проблема детского труда, отношение общества к ребенку.
СТ. Аксаков создает еще один прекрасный детский образ. Его маленький Сережа Багров — больной ребенок. Но его сердце открыто любви, ему присуще подлинное христианское мироощущение: огромная жалость ко всему страдающему, желание жить в душевном согласии и единении со всем миром.
Совершенно по-иному решает проблему ребенка Достоевский. Он изображает детей страдающих, униженных, задумавшихся. Страдания ускоряют взросление. Писателю важен чистый, цельный, «сердечный» взгляд. Для Достоевского принципиально важно, что в детстве все происходящее запечатлевается не в событиях, а в переживаниях.
Сохранение детскости во взрослом — это, по Достоевскому, путь спасения. Движение образа Раскольникова связано с постепенным уничтожением его как теоретика и проявление в его облике детских черт, и внешних, и внутренних.
Идеи Достоевского имеют христианские основания: «Сих есть Царство Божье на земле»; «Если не будете как дети, не войдете в царство».
Тема детства позволяет оценить состояние общества. Литературу XIX века интересует социально-нравственный аспект. Поиск гармонии ведет к миру детства, ибо там цельность, чистота, гармония.
XX век внес свой вклад в развитие темы детства. Обратимся к стихотворению поэта-символиста К. Бальмонта:
...Мне хочется снова быть кротким и нежным,
Быть снова ребенком, хотя бы в другом,
Но только б упиться бездонным, безбрежным
В раю белоснежном, в раю голубом.
Ностальгией по утраченному проникнуто это стихотворение, детство выглядит у него раем. Нет каких-то бытовых деталей, поэт сосредоточен на себе, на своих впечатлениях.
И если любил я безумные ласки,
Я к ним остываю на век, навсегда.
Мне нравится вечер, и детские глазки
И тихие сказки, и снова — звезда
Детство наполнено музыкой, цветом. Поэт активно использует звукопись, лексические повороты. Детство — это некий мир мечты, противопоставленный миру действительному. Бальмонт — символист, он уходит от реальности в мир мечты. Поэт утверждает, что настоящая свобода, гармония возможны лишь в мире мечты.
Обратимся к Осипу Мандельштаму:
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин.
Касаемся крючьями малых,
Как легкая смерть, величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит.
Большая Вселенная в люльке
У маленькой вечности спит.
Мандельштам — трудный поэт, для его поэтики характерно ассоциативное сцепление образов. Мандельштам живет в мире реальном, миру взрослых он противопоставляет мир ребенка. Детское молчание — это своеобразная наивысшая форма постижения истины. То, что открыто ребенку, недоступно взрослому, чей рассудок упивается логикой, анализом.
Поэтический мир XX века живет предощущением катастрофы. В нем отразился кризис сознания, поэты признавали непостижимость мира, невозможность разгадать великую тайну бытия. Детское молчание — воплощение этой тайны, непостижимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкального салона "Природа в изображении русских поэтов 19 века"
Внеклассное меропритятие для начальной школы....
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"
Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...
Особенности изучения поэзии Серебряного века в начальной школе.
Поэзия приобретает в наше время особое значение, ведь она воспитывает вкус не только к литературе, но и к языку, бесконечно стертому и замусоренному в наших буднях. Ознакомившись с методической литера...
Конспекты уроков по теме стихотворения поэтов Серебряного века.
В данной работе изложены конспекты уроков по стихотворениям поэтов Серебряного века.Рассмотрены особенности творчества и биографии поэтов....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).
Технологическая карта предназначена для проведения урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Л.В. Занкова по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...
Урок по литературному чтению для учащихся 2 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Сергей Козлов – писатель, автор сказок и поэт. «В небе туча хмурится».
Урок литературного чтения предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Исходя из общей цели обучения по данной системе на уроке решаются следующие зада...
Проверочная работа "Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века"
Проверочная работа по литературному чтению на тему: "Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХХ века" предназначена для учеников 3 класса, обучающихся по программе "Школа Рос...