«Творческая педагогическая деятельность учителя»
учебно-методический материал на тему

Терещенко Елена Валентиновна
  • Систематизация теоретических знаний по теме “Творчество учителя”.
  • Определение методов работы, влияющих на повышение творческого потенциала педагогов.
  • Выявление условий для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.
  • Определение возможности использования понятия «творчество» по отношению к педагогической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей начальных классов

Март 2010

«Творческая педагогическая деятельность учителя»

«“Фердипюкс” – это слово такое. Им Сапожников предложил заменить слово “творчество”. Поскольку слово “творчество” помаленьку начинает терять всякий смысл и ощущается только престижем и похвалой. И сказать про какое-нибудь дело, что оно не творческое, значит оскорбить всех в этом деле участвующих и отвратить к нему стремящихся. Вот Сапожников и предложил заменить слово “творчество” словом “фердипюкс” ввиду его явной противности. Чтобы тот, кто не умеет или не хочет делать кое-что без предварительного чертежа, не стремился бы к этому занятию только из-за клички “творец”. Это же ясно! Одно дело сказать про человека, что он на творческой работе, а другое – объявить во всеуслышание, что он занимается фердипюксом. Кому это приятно?»...

Поэтому на сегодняшнем заседании МО нам необходимо:

  • Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”.
  • Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.
  • Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива.
  • Определить возможности использования понятия «творчество» по отношению к педагогической деятельности.

Проведем анкетирование для определения уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. (ОТПД)

Содержание вопросов.

Предлагаемые варианты ответов.

1

Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»?

1. Нет, не могу.

2. Понимаю, но затрудняюсь сформулировать.

3. Для меня это не трудно.

2

Как часто в своей педагогической практике вы обращались к педагогической теории?

1 .Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости.

2.Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета.

3. Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории.

3

В своей педагогической деятельности вы:

1 .Часто допускаете теоретические и практические ошибки.

2. Редко ошибаетесь, умеете связать теорию с практикой.

3. Умело применяете полученные в процессе обучения знания.

4

Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас?

1 .В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся у учащихся знания, умения.

 2. Репродуктивная, но с элементами творчества.

3. Творческо-репродуктивная.

5

Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально её проверить?

1.Мне это будет сделать сложно.

2. Не всегда.

З.Да, мне хватает теоретических знаний и способов практической деятельности.

6

Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов?

1 .Нет, считаю, что приду ко всему сам (а). 2. Смотря, какой педагог, это очень индивидуально.

3. Считаю это обязательным условием становление профессионализма педагога.

7

Встречаясь с интересным педагогическим опытом, вы:

1 .Наблюдали и по возможности оценивали.

2.Наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем.

3.Наблюдали, оценивали и анализировали новое, творческое с позиции возможности и необходимости применения в своей творческой деятельности.

8

В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве.

1. Пока об этом говорить рано.

2. Минимальной.

3. Чувствую в нем постоянную необходимость.

9

Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД?

1. Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятельности, а не в период повышения квалификации. 2.Повышение квалификации - начальный этап формирования ОТПД.

3.Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении.

10

Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, т.е. провести собственное педагогическое исследование?

1.Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета.

2. Мне это интересно, смог (ла) бы.

3. Я уже работаю в этом направлении.

Первый уровень (теоретический) - знание о сущности и компонентном составе ОТПД, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.

Второй уровень (теоретико-практический). Педагог не только полностью владеет теорией ОТПД, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, по образцу, известному в педагогической теории и практике. Такой процесс имеет сугубо индивидуальный характер. При этом в силу определенных барьеров, в основном психологических (неуверенность в собственных силах, скованность, излишняя самокритичность и др.), творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно. Этот уровень соответствует началу целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности.

Третий уровень (творческо-репродуктивный) характеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта с помощью наблюдений, сравнения, анализа и оценки новых педагогических явлений в педагогической деятельности других учителей. Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег, при этом  Идёт активное, целенаправленное обобщение, определение значения наблюдаемых явлений, их эффективности, перспектив использования в собственной педагогической деятельности. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.

Четвертые уровень (новаторский) - сформированностъ ОТПД как профессионально - личностного образования. Его отличает стремление учителя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному ОТПД.

Все перечисленные уровни связаны между собой, они скорее последовательны, непрерывны, чем дискретны, и поэтому могут иметь промежуточные позиции.

Вместе с тем выбранный нами интегративный подход к формированию ОТПД предполагает, что каждый предшествующий уровень - подготовительный по отношению к последующему, более высокому, а каждый из последующих обязательно включает в себя все предыдущие и вносит в них качественные изменения.

Эти уровни целесообразно определять с помощью следующего текста: здесь каждый вопрос позволяет учителям выбрать соответствующий их уровню сформированности ОТПД вариант ответа: они располагаются в соответствии с компонентным составом ОТПД и оцениваются 1, 2, 3 баллами соответственно. Следовательно, сумма баллов при ответе на вопрос составляет:

0-6 баллов - 1-й уровень (теоретический);

6-15 баллов - 2-й уровень (перехода к непосредственному формированию ОТПД);

15 - 24 баллов - 3-й уровень (начало целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности);

24 - 33 баллов - 4-й уровень (наваторско - исследовательский, сформированностъ ОТПД как профессионально  личностно - деятельностного образования).

«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”»  (М.М. Поташник)

«Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”» (Н. Рерих).

Меру открытия в образовательных системах установить однозначно затруднительно из-за относительности новизны. Относительности по отношению и ко времени («новое – хорошо забытое старое»), и к ресурсам (сегодня происходит не только анализ различий, но и поиск сходства разных носителей информации на основе идеи информационного поля как виртуального гипертекста), а также и по отношению к реализаторам этой новизны – учителям. Педагогический поиск, педагогическое творчество – эти понятия образуют смысловое поле, в пространстве которого каждым преподавателем формируется та мера профессиональной свободы, которая превращает профессию из ремесла в искусство. А там, где правит искусство, меры относительны…

Возникает вопрос: насколько творческой должна быть работа учителя, чтобы инициировать и поддержать развитие творческих способностей ученика.

Общее определение педагогического творчества как «активного процесса, направленного на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания учащихся», не обеспечивает однозначно определение системы мер, критериев «творческости» педагога в его профессиональной деятельности. А тем, что мы не умеем измерять, мы и управлять не можем.

Настоящее творчество по сути своей ни что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю-управленцу?..

В нашей школе учителя имеют возможность проявить свои творческие способности и педагогическое мастерство как в учебной, так и в воспитательной деятельности. Состав педагогического коллектива начальной школы говорит сам за себя: из 10 учителей – 6 с высшей категорией, 4 – с первой категорией.

Педагоги используют в своей работе такую форму, как проектная деятельность. Она в полной мере способствует реализации творческого потенциала, индивидуальных способностей и педагога, и ученика. Уроки-проекты привели к тому, что дети учатся самостоятельно добывать знания, сочиняют стихи и частушки, рисуют, делают коллажи и т.д. Учителя, занимающиеся исследовательской деятельностью, приобщают к этому и своих учеников.  

В школе работает научно-исследовательское общество «УТЯ», на занятиях которого учащиеся и учителя делятся результатами своих исследований.

Работа «от творчества учителя – к творчеству ученика» достигает своей цели в том случае, если ребенок видит результаты своего труда и чувствует позитивное отношение к себе. В школе устраиваются выставки творческих работ, ребята оформляют свои материалы в папки. Результаты своей работы – рисунки, доклады, стихи, грамоты и благодарности – учащиеся накапливают в портфолио.

Кроме того, одним из факторов, влияющих на результативность деятельности учителя, является возможность проявить себя в коллективе, поделиться опытом с коллегами и, конечно же, поощрение со стороны администрации. Стало традицией проведение предметных недель («Я в этом мире», «Испокон века книга растит человека»), фестивалей педмастерства, етыре участие в конкурсе «Учитель года». В конкурсе «Модель работы с одаренными детьми» участвовали Концевая Н.Д., Головань О.И., Романенко С.Н..

Деятельность коллектива учителей и учащихся в данном направлении привела к тому, что жизнь в школе стала намного интересней, повысилось качество проведения воспитательных классных и общешкольных мероприятий, прослеживается творческий подход к учебной и внеклассной работе. Диагностика показала, что в прошедшем учебном году повысилось качество знаний на 6%, уровень воспитанности – на 10%.

Данный подход к образовательному процессу в школе стал для всех нас нормой, а это значит, что наши выпускники, после окончания школы будут строить свою жизнь тоже творчески, «…потому что человек, который делает открытие, и вовсе неважно какое – большое или маленькое, звезду открыл или песню, травинку или соседа, пожаловавшего за табаком и солью, это все не важно, – открытие всегда приходит единственным путем: человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв.

Тихий взрыв может услышать каждый, но слышит в одиночку и, значит, один из всех. Потому что нет двух одинаковых, а есть равные. И, значит, каждому свое, и что свое, то для всех, а что только для всех, то не нужно никому, потому что дешевка, сердечный холод, второй сорт». М.Л. Анчаров. Самшитовый лес


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Фердипюкс ” или творческая педагогическая деятельность учителя. Районное методическое объединение учителей начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С.АРЗГИР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Слайд 2

“ Фердипюкс ” «– это слово такое. Им Сапожников предложил заменить слово “творчество”. Поскольку слово “творчество” помаленьку начинает терять всякий смысл и ощущается только престижем и похвалой. И сказать про какое-нибудь дело, что оно не творческое, значит оскорбить всех в этом деле участвующих и отвратить к нему стремящихся. Вот Сапожников и предложил заменить слово “творчество” словом “ фердипюкс ” ввиду его явной противности. Чтобы тот, кто не умеет или не хочет делать кое-что без предварительного чертежа, не стремился бы к этому занятию только из-за клички “творец”. Это же ясно! Одно дело сказать про человека, что он на творческой работе, а другое – объявить во всеуслышание, что он занимается фердипюксом . Кому это приятно?»... М.Л. Анчаров. Самшитовый лес

Слайд 3

Цель. Систематизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”. Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов. Выявить условия для реализации творческих возможностей педагогического коллектива. Определить возможности использования понятия «творчество» по отношению к педагогической деятельности.

Слайд 4

Определение уровня сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей. АНКЕТА № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 1 Можете ли вы дать определение понятия «педагогический опыт»? 1. Нет, не могу. 2. Понимаю, но затрудняюсь сформулировать. 3. Для меня это не трудно. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 2 Как часто в своей педагоги­ческой практике вы обращались к педагогической теории? 1 .Эпизодически, не видел (а) в этом особой необходимости. 2.Часто, но, как правило, в рамках своего учебного предмета. 3. Постоянно, использовал (а) в своей работе последние достижения педагогической теории. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 3 В своей педагогической деятельности вы: 1 .Часто допускаете теоретические и практические ошибки. 2. Редко ошибаетесь, умеете связать теорию с практикой. 3. Умело применяете полученные в процессе обучения знания. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 4 Какого вида педагогическая деятельность преобладает у вас? 1 .В основном репродуктивная, воспроизводящая, использую имеющиеся у учащихся знания, умения. 2. Репродуктивная, но с элементами творчества. 3. Творческо-репродуктивная. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 5 Если у вас возникла интересная педагогическая идея, то способны ли вы, предварительно теоретически её обосновав, экспериментально её проверить? 1.Мне это будет сделать сложно. 2. Не всегда. З.Да, мне хватает теоретических знаний и способов практической деятельности. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 6 Есть ли у вас потребность пополнять свой опыт творческим опытом других педагогов? 1 .Нет, считаю, что приду ко всему сам (а). 2. Смотря, какой педагог, это очень индивидуально. 3. Считаю это обязательным условием становление профессионализма педагога. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 7 Встречаясь с интересным педагогическим опытом, вы: 1 .Наблюдали и по возможности оценивали. 2.Наблюдали, оценивая и выделяя новое, творческое в нем. 3.Наблюдали, оценивали и анализи­ровали новое, творческое с позиции возможности и необходимости применения в своей творческой деятельности. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 8 В какой мере вы испытываете потребность в постоянном педагогическом творчестве. 1. Пока об этом говорить рано. 2. Минимальной. 3. Чувствую в нем постоянную необходимость. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 9 Каковы, на ваш взгляд, роль и место повышения квалификации в формировании у вас ОТПД? 1. Формирование ОТПД происходит в период профессиональной деятель­ности, а не в период повышения квалификации. 2.Повышение квалификации - начальный этап формирования ОТПД. 3.Очень важную роль, но большое значение имеет самостоятельная педагогическая деятельность в этом направлении. № Содержание вопросов. Предлагаемые варианты ответов. 10 Способны ли вы, обобщив результаты своей педагогической деятельности, подготовить выступление, написать творческую работу, т.е. провести собственное педагогическое исследование? 1.Наверное, но только в виде небольшого творческого выступления, отчета. 2. Мне это интересно, смог (ла) бы. 3. Я уже работаю в этом направлении.

Слайд 5

1-й уровень сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей 0-6 баллов - (теоретический) - Знание о сущности и компонентном составе ОТПД, стремление его развить и расширить, овладеть им как составляющей профессиональной культуры.

Слайд 6

2-й уровень сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей 6-15 баллов - (переход к непосредственному формированию ОТПД). Педагог не только полностью владеет теорией ОТПД, но и переходит к непосредственному формированию собственного опыта. Это происходит преимущественно на репродуктивном уровне, по образцу, известному в педагогической теории и практике. Такой процесс имеет сугубо индивидуальный характер. При этом в силу определенных барьеров, в основном психологических (неуверенность в собственных силах, скованность, излишняя самокритичность и др.), творческие элементы в опыте педагога выражены еще недостаточно. Этот уровень соответствует началу целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности.

Слайд 7

3-й уровень сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей 15 - 24 баллов - (начало целенаправленного формирования собственного опыта творческой педагогической деятельности). Х арактеризуется стремлением выйти за рамки собственного педагогического опыта с помощью наблюдений, сравнения, анализа и оценки новых педагогических явлений в педагогической деятельности других учителей. Ведется целенаправленный отбор творческих решений из опыта коллег, при этом Идёт активное, целенаправленное обобщение, определение значения наблюдаемых явлений, их эффективности, перспектив использования в собственной педагогической деятельности. Отдельные творческие элементы используются в собственной педагогической практике. Этот уровень можно рассматривать как уровень целенаправленного отбора и применения всего нового, творческого в собственной деятельности.

Слайд 8

4-й уровень сформированности опыта творческой педагогической деятельности учителей 24 - 33 баллов - (наваторско - исследовательский, сформированностъ ОТПД как профессионально личностно - деятельностного образования). Его отличает стремление учителя не только апробировать, внедрять в свою деятельность творческие, инновационные, оригинальные решения, но и корректировать, расширять и углублять своп педагогический опыт за счет его постоянного и целенаправленного обогащения новыми элементами - самыми эффективными, перспективами; у педагога вырабатывается позиция исследователя по отношению к собственному ОТПД.

Слайд 9

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Слайд 10

Смотр – конкурс МК.

Слайд 11

Участники: Левченко Л.И, Смольникова Л.Г., Терещенко Е.В. Проект «На пути к сказу»…

Слайд 12

Конкурс «Моя малая Родина»

Слайд 13

Предметные недели. «Испокон века книга растит человека» 1. «Приглашение к чтению» - Кучерова С.И. 2. «Открытие книги» Т ерещенко Е.В 3. «Почитай мне!» Головань О.И. 4. «Книга в кругу читателей» Скребец В.Н. Концевая Н.Д. 5. «Литературная игра» . Романенко С.Н 6. «Со страниц на сцену» Смольникова Л.Г. и Левченко Л.И 7. «Послушайте!» конкурс на лучшего чтеца произведений С.Маршака. «Я в этом мире» «Я в мире истории» Концевая Н.Д. 2. «Я и окружающий мир» Левченко Л.И. 3. «Я в мире звуков и букв» Смольникова Л.Г. 4. « Я в мире информатики» Романенко С.Н. 5. « Я и моя семья» Пилипенко Т.Н. 6. «Я в этом мире» Головань О.И., Скребец В.Н.

Слайд 14

«Модель работы с одаренными детьми» Создатели : Терещенко Е.В. Концевая Н.Д., Головань О.И., Романенко С.Н.

Слайд 15

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может «…потому что человек, который делает открытие, и вовсе неважно какое – большое или маленькое, звезду открыл или песню, травинку или соседа, пожаловавшего за табаком и солью, это все не важно, – открытие всегда приходит единственным путем: человек прислушивается к себе и слышит тихий взрыв. Тихий взрыв может услышать каждый, но слышит в одиночку и, значит, один из всех. Потому что нет двух одинаковых, а есть равные. И, значит, каждому свое, и что свое, то для всех, а что только для всех, то не нужно никому, потому что дешевка, сердечный холод, второй сорт». М.Л. Анчаров. Самшитовый лес

Слайд 16

Наше творчество - для всех вас. Презентация темы « “ Фердипюкс ” или творческая педагогическая деятельность учителя». Докладчик - Терещенко Е.В. – зам директора по УВР. Урок ООМ в 4 классе по теме: «Куликовская битва». Концевая Н.Д. – учитель первой категории. Педагогический проект « Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». Головань О.И. – учитель первой категории. Мастер-класс «Играя, учимся: нестандартные подходы на уроках литературного чтения». Терещенко Е.В. – учитель высшей категории. 3.03.2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...

Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.

Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлен...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения.

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....

Творческо-инновационная деятельность учителя как ресурс реализации ФГОС нового поколения(презентация)

Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс....