Чтение как важный компонент развития детей с задержкой психического развития.
статья по чтению

Болонина Анастасия Дмитриевна

В данной статье рассматриваются механизмы чтения у детей в норме и ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение как важный компонент развития детей с задержкой психического развития.

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения, фундаментом дальнейшего становления ребенка в жизни!

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.

В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.

Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой).

Для его формирования необходим ряд условий:

  1. Сформированность пространственно-временных представлений.
  2. Сформированность фонематических процессов.
  3. Сформированность зрительного мнезиса.
  4. Сформированные представления о фонеме.
  5. Достаточный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Конечно все понимают, что овладение чтением является сложной работой, требующей от ребенка определенных усилий (волевых, эмоциональных, физических), но многие учащиеся не могут с легкостью овладеть чтением.

А обучающимся с ЗПР еще сложнее. В основе эх трудностей лежат психофизиологические компоненты. Они выражены в замедленном темпе приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между  зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения. А также влияет низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, и слабость самоконтроля, слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, бедный словарный запас.

А также большую роль играет мотивация! При обучении чтению у многих детей нет  интереса и они не хотят читать, из-за отсутствия положительного примера родителей или негативного опыта и трудностей при обучении чтению.  У большинства  учащихся имеются еще и различные речевые нарушения  (дизартрии, дисграфии, дислексии, общее недоразвитие речи).  У таких школьников медленно и трудно совершенствуется навык правильности чтения.

Учащиеся с ЗПР способны овладеть основными составляющими сознательности чтения, но  недостаточная сформированность морально-этических представлений, слабовыраженная способность к определению мотивации поступков действующих лиц, несовершенства жизненных представлений не дают им возможности осмысления текстов со сложной смысловой структурой.

Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать всеми знаниями, умениями и необходимыми навыками.

Работая с  любыми детьми на первый план выходит задача повышения интереса к чтению.

Работа по развитию, коррекции, совершенствованию навыка чтения, а также воспитание интереса к литературе является комплексной. Она ведется на уроках чтения, литературы, русского языка, логопедических занятиях, на индивидуальных коррекционных занятиях.

Логопеды, учителя русского и литературы организуют различные формы взаимодействия (совместные заседания методических объединений, взаимопосещение уроков, консультации, круглые столы). Для детей проводятся разные формы занятий.

Процесс  обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы и до старших классов. Поэтому очень важна связь и преемственность  учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы среднего звена.

Тесное сотрудничество учителей и логопедов, единство их требований, учет индивидуальных особенностей учащихся позволяет достичь определенных результатов в решении указанной выше проблеме.

Как же  можно привить любовь к чтению?

  1. Через сказки! Дети любят сказки, да и взрослые тоже. Одним из методов учащихся являются увлекательные занятия сказки-терапии, где они учатся слушать и слышать сказку, думать, отвечать на вопросы, дискутировать, рисовать, создавать иллюстрации к сказкам. С точки зрения развития «умения читать» интересными являются следующие задания:
  • Рассмотреть типичных сказочных животных и определить, какие черты человеческого характера они отождествляют.
  • Проанализировать эпитеты, которые используются для описания положительных и отрицательных героев.
  • Предложить учащимся по данным эпитетам определить характер и внешность героя.
  • По иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя соответствующие литературные приёмы или предложить учащимся нарисовать иллюстрацию к произведению.
  • Создать презентацию понравившейся сказки или любимого героя  (если это возможно для детей).

По многочисленным наблюдениям подобные задания пробуждают у учащихся интерес к тексту, как к объекту исследования. Элементы игры и соревнования облегчают ознакомление с азами литературоведения и развивают  навык анализа литературных произведений.

  1. Для повышения читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно более широко использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами изобразительного искусства и музыкой. Например:
  • Прослушивание музыкальных, после чего учащимся предлагается составить словесные портреты героев.
  • Сопоставить эпизоды из музыкального и литературного произведения и проанализировать выразительные средства.
  • Предложить приготовить иллюстрации наиболее  запомнившихся  моментов произведения.
  1. Для изучения таких литературных приёмов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы разных народов  часто бывают очень похожими. Так ученику можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти из предложенной  пословицы  аналог из другого языка. Эти задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать национальный характер литературы, оценивать её особенности, развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество для полноценного общения.
  2. Одним из действенных методов повышения у школьников интереса к литературе является акцентирование внимания на юмористические аспекты произведения. По показанию  исследований психологов юмор является одним из основных побуждающих факторов к чтению у детей школьного возраста.
  3. Не менее важным в достижении положительных результатов у детей является работа с родителями. Родители нередко не понимают серьёзности проблемы, имеют низкий уровень образованности, сами являются нечитающими, и, конечно, не могут быть примером для своих детей в овладении чтением. У большинства семей нет понимания ценности книги, литературы как искусства. Родители не имеют представлений о необходимости прививать вкус, любовь, интерес к чтению; детям не читаются книги в дошкольном возрасте и т.д.

Список использованной литературы

  1. Городилова В.И., Кудрявцева М.З.  «Чтение и письмо», С-Пб, 1997
  2. Кашкаров А.П. Как приохотить ребёнка к чтению. «Феникс» Ростов – на – Дону., 2014

3. Козырева Л.М. «Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения», Москва, 2000

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению», М, 1999

5. Корнев А.Н. «Дислексия и дисграфия у детей», С-Пб, 1995

6. Корнев А.Н.  «Нарушения чтения и письма у детей», С-Пб,1997

7. Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», С-Пб, 1995

8. Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002

9. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», М, 2000

10. Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения», М, 2002

11. Андреев О.А. «Техника быстрого чтения», 2005

112Лебедева П.Д. «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с    ЗПР» С-Пб, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития...

рабочая адаптированная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития предмета "Литературное чтение " для 4 класса

Обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности....

Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития

В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....

"Особенности развития детей с задержкой психического развития"

Особенности развития детей с задержкой психического развития...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике

В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...

Использование элементов по социально-эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития на занятиях с учителем-логопедом

При работе с обучающимися с задержкой психического развития возможно, применять различные коррекционно-развивающие, воспитательные, педагогические технологии, позволяющие добиваться положительно...

Статья на тему: "Нарушения понимания текста при чтении у детей с задержкой психического развития"

Статья на тему "Нарушения понимания текста при чтении у детей с ЗПР 9-11 лет"...