Статья "О произносительном, лексическом и грамматическом уровнях развития речи учащихся"
статья по русскому языку по теме
Работа по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_organizatsiya_umstvennoy_deyatelnosti.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
О ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОМ, ЛЕКСИЧЕСКОМ И ГРАММАТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
И.А. Давыдова (г. Рязань, РГУ им. С.А. Есенина)
Научный руководитель – доц. С.В. Сысоева
Развитие речи и организация умственной деятельности – основные направления в работе с детьми младшего школьного возраста. Мысль и слово неотделимы друг от друга. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.
Проанализировав учебно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что работа по развитию речи имеет уровневую организацию.
М.Р. Львов выделяет три уровня. Первый – произносительный – уровень предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями, над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями.
Приведем примеры таких заданий.
- Прочитайте пословицы орфографически (как пишем), а затем так, как дано на доске с нашими пометами, орфоэпически (как произносим).
Чт[ш]о напишешь пером, то не вырубишь и топором.
Ешь пирог[к] с грибами, а язык держи за зубами.
Друг[к] за дружку держаться[ца] — ничего не бояться[ца].
- Прочитайте скороговорку.
1) Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
2) Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
Второй – лексический уровень – имеет словарную направленность.
- Поставь в словах ударение, объясни правописание безударных
гласных.
Где молоко, тут и волокно.
Чистую посуду легко и полоскать.
Сапоги смазаны и дыры замазаны.
- Составьте предложения со словами капуста и картофель, поочередно вводя в них слова комната, огород, яблоко, завтрак, четверг. Например: В комнате лежали капуста и картофель.
(Примеры получившихся предложений:
В … посадили хорошие сорта … и … .
… слаще, чем … и … .
На завтрак подали блюдо из капусты и картофеля.
В четверг собрали урожай капусты и картофеля.)
На грамматическом уровне на первое место выдвигаются механизмы построения синтаксических конструкций: словосочетаний и предложений.
- Составь и запиши предложение из данных слов:
книгу, Васе, интересную, очень, подарили.
- Расположи предложения так, чтобы получился связный текст. Запиши его.
Колючие иголки у симпатичного зверька. Ранка зажила только через три дня. Дотронулась и взвизгнула от боли. Маша хотела взять ежика в руки.
- Из данных слов составь предложения. Запиши в тетрадь только те из них, в которых говорится о животных.
сад, наш, весной, оживает
у, есть, Васька, Иры, кот
на, орехи, белка, запасает, зиму, и, грибы
большую, лесу, дятел, приносит, пользу
в, птицы, лесу, щебечут, весело
лес, в, грибами, за, осенью, дети, ходят
- Составьте мини-рассказ по пословице:
Береги землю родимую, как мать любимую.
Старый друг лучше новых двух.
- Назовите автора, его произведения, из которых эти пословицы вошли в язык:
А воз и ныне там.
А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
- Составьте из слов пословицу, объясните ее смысл и определите тему:
Учиться, пригодится, смолоду, навек.
- Выберите из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению:
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
В. Берестов
Нет друга — ищи, а нашёл — береги. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...
Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...
Лексический уровень работы по развитию речи.
Работа над словом....
Диагностика уровня развития у учащихся мыслительных процессов
Данная диагностика предлагается автором программы "Умники и умницы" О.Холодовой...
Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.
Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/
Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя не...