Исследовательская деятельность учащихся
статья на тему
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских умений
младших школьников.
Современному обществу нужны увлеченные, думающие, творческие, инициативные, способные преодолевать трудности люди. Развитию таких личностных качеств способствует исследовательская и проектная деятельность. Это особое направление классной, внеклассной работы, ориентированное на развитие творческой активности детей, а также на поиск новых, углубление и закрепление уже имеющихся знаний. Оно способно увлечь, заинтересовать, побудить жажду познания.
Дети уже по своей природе – это исследователи. В моем классе создалась атмосфера живого интереса к науке исследованиям, открытиям, творчеству. С различными формами исследований ребята знакомятся на уроках проблемного характера, где процесс обучения носит не репродуктивный характер, а предполагает творческий поиск на поставленную проблему.
Мои ребята подбирают материал и делают сообщения по окружающему миру, истории, литературе. Так, например, в прошлом году на окружающем мире мы говорили о семейных реликвиях. Озеровы Маша и Женя рассказали об истории появления в их семье серебряной ложки и швейной машинки, о том, как эти предметы передавались по наследству, об их ценности. К другому уроку ребята составляли свои родословные. Мы узнали, что в родословной Саши были такие титулы, как княгиня, а еще он носитель 3-х национальностей: русской, армянской и еврейской. Запомнились проектные уроки, на которых ребята составляли герб класса. Герб каждого ребенка символизировал их жизнь в классе, школе и семье. Такие уроки увлекают ребят, создают творческую атмосферу. Поиск информации, даже к небольшому сообщению, способствуют развитию исследовательских качеств ребят.
В прошлом году мы начали исследовательские работы, которые более сложны по своей структуре. Они включают в себя опыты, эксперименты, наблюдения, опросы. Это «Как вырастить фасоль» и «Красавица Узамбары».
В процессе таких исследований учащиеся овладевают умениями, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:
- видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
- работать с научной литературой, текстом;
- проводить эксперименты и опыты;
- наблюдать и анализировать, делать сравнения и выводы;
- давать определения и понятия
- коммуникативные умения.
Формирование умений и навыков ведения исследования происходит во время проведения практических работ. Именно здесь дети учатся использовать теорию на практике. Этот вид деятельности способствует осознанию целей предстоящей работы, анализу задачи и условий ее решения, составлению плана, определению срока выполнения, тщательному контролю качества работы. Объект исследования подвергается испытаниям. Мы делаем прогнозы, проверяем их, меняем ход исследования, предполагаем и ошибаемся, делаем выводы.
Исследовательские методы отличаются от проектных. Результатом исследовательской работы будет “открытие”. Вернее, мы переоткрываем давно известные науке явления, закономерности, но для ребенка значимость этого события не умаляется оттого, что он не является первым. То удовлетворение, которое получает ребенок, является мощным стимулом для дальнейшей работы. Самоудовлетворение от своей работы – главное достижение!
Начало работ было положено Софьей и Сашей. Но с каждым новым шагом число участвующих в работе ребят становилось больше.
В конце прошлого года мои воспитанники предложили понаблюдать за появлением плесени на продуктах. В этом году эта тема немного поменяла направление. Мы изучали условия хранения хлеба.
Хочу отметить, что ребята стали более самостоятельными. Они продумали, в каких условиях можно хранить хлеб, принесли емкости в класс, создали исследовательскую лабораторию, вели дневник наблюдений. Неимоверную радость испытывали ребята, если у них появлялись что-то новое в эксперименте.
Взрыв эмоций вызвала работа по выращиванию кристаллов. От проб и ошибок мы пришли к оптимальным условиям выращивания кристаллов.
Работая по выбранной теме, рассматривая ее всесторонне, дети учатся нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, отмечая и фиксируя самые интересные факты, которые помогают доказать свою точку зрения.
Немаловажно и то, что, защищая свою тему, ребята не теряются и отвечают на вопросы, заданные слушателями из зала по теме исследования. Такая форма защиты своей работы учит детей ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией.
Эта деятельность через наблюдение, сравнение, сопоставление, оценивание конструкторских решений, способов и качества выполненных работ у ребят расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность, что способствует их умственному развитию, умению творчески подходить к решению поставленной задачи.
Исследовательская компетентность способствует развитию ключевых компетенций:
Компетенция | Сформировать у учащихся | ||
Знания | Умения | Опыт практической деятельности | |
Информационная | современных средствах информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационных технологиях (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). | поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. | поиск информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире |
Учебно-познавательная | способах организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки | – отличать факты от домыслов, | – добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, |
Деятельностно- творческая | – структуры деятельности, | – формулировать проблему, | по созданию моделей, конструкций, домашних опытов и экспериментов, проведение комплексных исследований |
Коммуникативная | знание | должен уметь | – сопоставление своего личного опыта с научными знаниями |
Социальная | Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения | – анализировать ситуацию на рынке труда, | – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, |
Я уверенна, мой труд не напрасен. Данная работа кропотливая и трудоемкая, но, имея подобный, пусть небольшой, исследовательский опыт, а также опыт самостоятельной учебной деятельности уже в школьные годы, ребята значительно облегчают себе жизнь в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».
Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....