Рабочие программы и КТП для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Биткова Елена Владимировна

Рабочие программы и КТП для 1 класса. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_progr_i_ktp.rar591.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Медвенская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»                                                        «Согласовано»

Руководитель МО                                                Зам. Директора по УВР

Титова О.О.                                                        Маковская В.В.

Рабочая программа

«Организация обучения 1 класса

в адаптационный период

на 2014-2015 год»

Разработчик программы

учитель начальных классов

Биткова Е.В.,

педагогический стаж 20 лет,

высшая квалификационная категория

2014

Организация обучения в адаптационный период

Пояснительная записка.

        Данная программа регламентирует организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработана на основании:

  • Закона РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона «о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96г. № 12-ФЗ;
  • Типового Положения об образовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от марта 2001г., №196;
  • Устава школы;
  • Требований государственных образовательных стандартов;
  • Письма Министерства образования России от 25 сентября 2000г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;
  • Письма Министерства образования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса», введённых приказом Минздрава России от 29 декабря 2010г. №189, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока, по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» сказано: «… в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими занятиями и играми». Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса.

Спланированы последними часами занятия по физической культуре, а также занятия по другим предметам в форме игр, театрализованных занятий, экскурсий и т.п.

Поскольку эти занятия также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. При проведении трёх уроков в течение первых двух месяцев четвёртые учебные часы распланированы иначе, чем традиционные уроки: 18 занятий, спортивные игры и 31 занятие, которые распределены между разными предметами, гибко используя расписание уроков: 5 по окружающему миру, 6 по изобразительному искусству, 6 по труду, 6 по музыке и 8 занятий и экскурсий по математике.

  1. Организация развивающих занятий по математике.

Начальный период адаптации (приблизительно 1 месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке встать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На занятиях используются игровые приёмы обучения.

        Большое место в занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и прочее). Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на занятиях в классе, но и в хорошо оборудованной игровой комнате и на экскурсиях. Одно занятие по математике каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе (8 занятий и экскурсий по математике).

Планирование.

01.09. Экскурсия «Счёт предметов». Игра «Я считаю до 10».

08.09. Игра на воздухе «Кто больше?» Сравнение предметов по отношению «больше», «меньше», «столько же». Линия и точка в природе. Взаимное расположение относительно друг друга на плоскости.

11.09. Игры на воздухе: «Один и много», «Установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств на основе отношений «больше», «меньше», «равно».  Сравнение предметов. Упорядочивание.

24.09. Занятие на воздухе «Что длиннее, что короче». Составление «арифметического рассказа» по картинке на асфальте.

30.09. Игра на воздухе «Найди своё место». Порядковый номер. Счёт прямой и обратный. Предыдущий, следующий.

01.10. Игра на воздухе «Геометрия вокруг нас». Прямая. Луч. Отрезок. Точка. Кривая. Ломаная. Звено ломаной.

07.10. Экскурсия  «Найди сходство и различие». Сравнение групп объектов. Выделение признаков каждой группы.

22.10.»Эти загадочные счётные палочки». Игры на развитие логики.

  1. Организация развивающих занятий по окружающему миру.

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего.

        Отметим, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку эффективность последних может снизиться. Проведённые наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представления ребёнка о мире, а это возможно именно на уроке.

        Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций. Подвижные игры, игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, в спортивном зале, в хорошую погоду – на пришкольном участке. (5 – по окружающему миру).

Планирование.

05.09. Занятие на улице. Игра «Задавайте вопросы».

12.09.  Экскурсия по посёлку «Безопасный путь в школу». Перекрёсток. Правила перехода через дорогу.

10.10. Экскурсия «Что у нас под ногами?»

14.10. Экскурсия на пришкольный участок «Что растёт на клумбе».

21.10. Экскурсия «Что это за листья?»

  1. Организация развивающих занятий по изобразительному искусству.

     В период адаптации к новым для ребёнка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребёнка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства.

     Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребёнок не столько создаёт новое произведение, сколько выражает в нём своё состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребёнком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина.

     Художественная деятельность ребёнка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

    Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

- прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетичкского любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, занятие «Золотые краски осени»);

- игры (например, «Игра в художника и зрителя»). Чтобы ребёнок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создаёт разнообразие формдеятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствует снятию напряжения. (6 по изобразительному искусству).

Планирование.

01.09. Игра в художника и зрителя  «Чем и как работают художники. Представление о роли изобразительного искусства в жизни людей».

05.09. Экскурсия «Сказка вокруг нас». Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы (листья, капли дождя и т.д.).

12.09. Декоративное рисование. «Красивые цепочки». Свойства гуашевых красок. Правила работы с гуашью.

19.09. Экскурсия «Золотые краски осени». Отношение к природе, человеку, обществу.

26.09. «Волшебные листья и ягоды». Творческая работа. Составление коллективного панно из осенних листьев, ягод.

03.10. Вернисаж «Мир глазами художников». Ознакомление с произведениями народных промыслов России.

  1. Организация развивающих занятий по технологии.

     Основные направления работы на первых занятиях по технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), улучшение координации движений, формирование первоначальных приёмов работы с ручными инструментами и пр.

     Развивающие занятия по технологии рекомендуется провести в форме экскурсий или игр. (6 – по труду).

Планирование.

11.09. Экскурсия «Красота окружающей природы». Сбор природного материала. Составление осеннего букета.

18.09. Игра-соревнование «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из природного материала : шишки, жёлудей и т.д.

25.09. Экскурсия «Природа, художник и скульптор». Сбор природного материала. Игра «Собери листочки одинаковой формы».

02.10. Развивающее занятие «Я – волшебник». Аппликации из природного материала на бумажной основе с дорисовыванием деталей. Осенний пейзаж.

09.10. Конкурс «Мой любимый сказочный герой». Пластилин.

16.10. «Волшебные узоры». Составление узора из геометрических фигур для передника.

  1. Организация занятий физической культурой.

     Занятия физической культурой в течение первых двух месяцев направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На занятиях используются различные игры и игровые ситуации (18 занятий, спортивные игры).

Планирование.

19.09. Подвижные игры «Борода», «Гуси-лебеди».

22.09. Подвижные игры «Совушка», «Запретное движение».

24.09. Разучивание игры «К своим флажкам!», «Я – это не я, а мой сосед справа».

26.09. Подвижные игры «Угадай, кто», «Быстро возьми».

29.09. Подвижная игра «Салки». Эстафеты.

01.10. Подвижные игры «Лягушата», «Дай кролику морковку».

03.10. Подвижные игры «Белые медведи», «Волк и козлята».

06.10. Развитие внимания, двигательных качеств посредством подвижных игр. Игра «Охотники».

08.10. Упражнения в равновесии. Игра «Белые медведи».

10.10. Подвижные игры «Платочек», «Гуси-лебеди».

13.10. Подвижные игры «Запрещённые движения», «Лягушата».

15.10. Подвижные игры «Воробьи-вороны», «Вызов».

17.10. Развитие координации. Эстафеты с предметами.

20.10. Подвижные игры «Картошка», «Не оставайся на земле».

22.10. Соревнования в передаче мяча. Комплекс оздоровительных процедур.

24.10. Подвижные игры «Мышки в доме», «Море волнуется».

27.10. Игры на развитие внимания.

29.10. Подвижные игры «Воробьи-вороны», «Белые медведи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....