Формирование УУД на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему
Матеирал содержит доклад и презентацию на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.zip | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Ещё в 80-х годах прошлого века известный педагог – новатор Ш. Амонашвили сказал:
СЛАЙД 1
«Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».
Прошло более 30 лет, и требования ФГОС диктуют нам строить урок так, чтобы учитель начальных классов не преподносил знания, умения и навыки в готовом виде, а формировал у младших школьников готовность и способность к саморазвитию, научил его учиться, другими словами формировал УУД.
В составе основных УУД выделяют четыре блока:
-личностный;
-познавательный;
-регулятивный;
-коммуникативный.
Для того, чтобы сформировать у ученика такие УУД, нужно создать прежде всего условия.
СЛАЙД 2 /1
Первое условие для успешного формирования УУД – это педагогическая компетентность учителя.
Мне не приходится себя убеждать в том, что учитель должен постоянно учиться, всегда быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования. У каждого учителя, который заинтересован в своей деятельности идёт неустанный творческий поиск. Мне очень повезло, что мои коллеги – настоящие мастера своего дела, и я многому учусь у них. Моделируя урок, я стараюсь учитывать всё до мелочей, чтобы и задания, и мои вопросы, и то, как я организую учебную деятельность моих учеников, работало на формирование УУД.
СЛАЙД 2/2
Второе условие для успешного формирования УУД – это включение обучающихся в активную учебную деятельность.
Каждый ребёнок имеет потребность к овладению новыми знаниями, но дети не всегда готовы эти знания взять. Моя задача – так организовать учебный процесс, чтобы разбудить желание учиться у каждого. Как я это делаю.
Во-первых, всегда заранее планирую свою деятельность (ставлю цель, отбираю средства).
Во-вторых, стараюсь не преподносить ученикам новые знания в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы дети добывали знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
В-третьих, учитываю возрастные и психологические особенности своих учеников.
В-четвёртых, создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия.
В-пятых, стараюсь формировать у детей способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора.
СЛАЙД 2/3
Третье условие для успешного формирования УУД – это диагностика.
Каждый учитель обязательно должен знать какого уровня сформированности компонентов учебной деятельности достиг каждый его ученик.
Какими педагогическими технологиями я пользуюсь, чтобы включить учеников в активную учебную деятельность? Для себя я выбрала такие технологии, которые я считаю оптимальными для детей младшего школьного возраста.
СЛАЙД 4
-технологии проблемного диалога;
-технологии деятельностного обучения;
-работа в группах (парах);
-игровые технологии;
-исследовательская деятельность;
-проектная деятельность; -использование ИКТ.
А теперь на примере давайте рассмотрим использование этих технологий на уроке.
Итак, русский язык. 1 класс. Тема «Большая буква в написании имён собственных».
Результат, который я планирую в первую очередь – это предметные умения, т. е. умение различать и правильно писать имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия.
Работу начинаем с поисково-исследовательской деятельности. Дети работают в парах. У каждой пары есть такой текст.
СЛАЙД 5/1
Первоклассник
Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Курске на улице Строителей. Из окна его комнаты видна река Сейм. Бабушка Вера Ивановна провожает Вову в школу. За ними бежит собака Дружок.
Исследовательскую деятельность начинаем с чтения текста.
- Прочитайте.
- Назовите и подчеркните:
имя и фамилию мальчика;
имя и отчество бабушки;
название города, в котором живёт Вова;
название улицы;
название реки;
кличку собаки.
У ребят получается такой текст:
СЛАЙД 5/2
Первоклассник
Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Курске на улице Строителей. Из окна его комнаты видна река Сейм. Бабушка Вера Ивановна провожает Вову в школу. За ними бежит собака Дружок.
- Что общего вы заметили в написании этих слов?
- В русском языке есть слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Давайте, опираясь на этот рассказ составим для себя памятку о том, какие слова всегда нужно писать с большой буквы. У меня заранее заготовлены листы этой памятки, я просто выставляю их на доску, в зависимости от того, что называют дети.
СЛАЙД 6
С большой буквы…
имена, отчества и фамилии названия стран, городов,
сёл, улиц
клички животных названия рек, озёр, морей
Чтобы закрепить полученные знания идём от зрительного анализа к практическому усвоению правила. На этом этапе я применяю технологии деятельностного обучения и технологии проблемного диалога. Использую компьютер и мультимедийную приставку.
СЛАЙД 7
На экране:
Шарик
шарик
Громко лает…
Витя надул…
- Что вы заметили?
-Как правильно поставить подписи под картинками? Почему так?
- Найдите в памятке и прочитайте правило, которое относится к этому случаю.
- Добавьте эти же слова в предложения. Спишите их в тетрадь.
СЛАЙДЫ 8,9
Аналогично ведётся работа со словами «роза», «Роза», «Орёл», «орёл».
Мне важно закрепить все случаи из нашей памятки. Последний слайд такой:
СЛАЙД 10
Лена
лена
А здесь возникает проблемная ситуация. Слово «Лена», оказывается не пишется с маленькой буквы. Эта ситуация активизирует мыслительную деятельность, формирует положительную мотивацию и познавательный интерес.
Итак, в этом фрагменте урока вы увидели, какие педагогические технологии я использовала, чтобы формировать УУД по всем блокам.
СЛАЙД 11
Личностные УУД:
Ученики получили возможность для формирования устойчивого учебно-познавательного интереса к русскому языку и для осознания алгоритма своего действий в практической деятельности.
СЛАЙД 12
Регулятивные УУД:
Ученики в сотрудничестве с учителем учатся управлять своей учебной деятельностью: планировать деятельность, ставить цель, удерживать её до получения результата.
СЛАЙД 13
Познавательные УУД:
Ученики включаются в исследование, выполняют логические действия и операции , от зрительного анализа переходят к усвоению способов мыслительных действий, осмысливают различие между именами собственными и другими словами.
СЛАЙД 14
Коммуникативные УУД:
Дети учатся с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли, строят высказывания, формулируют простейшие выводы, координируют свои действия в учебном сотрудничестве со сверстниками.
В дополнение к изученному на уроке, можно успешно использовать и проектную деятельность по этой теме на внеурочном занятии.
Сначала мы обсудили тему проекта «История моего имени и моей фамилии». Я рассказала о том, какие имена были у древних славян, почему были такие имена. Рассказала, когда появились первые фамилии. Показала книги, из которых я это узнала. Детям всем захотелось узнать о своём имени. Мы решили делать об этом проект. На занятии каждый получил листочек-подсказку и совместно с родителями готовит проект по плану:
СЛАЙД 15
Проект «История моего имени и моей фамилии»
- Узнай, что означает твоё имя.
- Узнай у родителей, почему они выбрали для тебя это имя.
- Постарайся узнать, что означает твоя фамилия.
- С помощью родителей составь сообщение, напечатай его или напиши красиво. Подготовь пересказ.
- Слушание проекта состоится…
- Приветствуется творческий подход (стихи, рисунки, фотографии).
Листочек с проектом я вложу в портфолио каждому ученику, а на родительском собрании поблагодарю всех, кто принял участие в проекте и помог своим детям.
Сейчас я учу первоклассников. Пока ещё не всегда у них получается быть самостоятельными. Только единицы способны сами искать, выявлять связи, анализировать, делать выводы. Чтобы добиться включения в активную работу на уроке всех детей, я очень часто использую игру, говоря современным языком, игровые технологии.
На уроке математики по теме «Задача и её составные части» мы играли в исследователей. Каждый ученик перед уроком получил «Листок исследователя».
СЛАЙД 16
Урок начинается, и я говорю:
- Ребята, сегодня на уроке вы будете не учениками, а исследователями. Кто же такие исследователи?
- Правильно, они исследуют какую-нибудь научную проблему и обязательно делают записи.
На этом уроке мне важно не только, чтобы дети запомнили составные части задачи, но и научились правильно записывать в тетрадь краткую запись условия, решение и ответ задачи.
Поэтому я говорю, что на уроке мы будем изучать задачу и как настоящие исследователи делать научные записи.
Берём листок исследователя и записываем вверху «задача».
Параллельно я на доске делаю такие же записи, что и дети.
- Что такое задача? Что приходит вам на ум, когда вы слышите это слово?
СЛАЙД 17
- Как вы думаете, на какой из этих карточек записана задача?
1.Мама принесла 5 конфет. 3 конфеты она отдала детям.
2. На тарелке было 10 пирожков. Несколько пирожков съели. Сколько осталось?
3. На кормушку прилетели 7 воробьёв и 3 синицы. Сколько птиц прилетело на кормушку?
Дети анализируют эти записи и приходят к выводу, что задача записана на 3 карточке (есть то, что известно и вопрос).
- Каким словом назовём то, что известно?
- А каким словом называют то, что надо узнать?
Дети затрудняются ответить.
Отправляемся за информацией.
- Где можно найти информацию о задаче? (В учебнике.)
- Откройте учебник на с.66, исследуйте эту страницу и найдите подсказку.
СЛАЙД 18
Записываем в листок исследователя слова «УСЛОВИЕ», «ВОПРОС».
Закрепим это знание. Находим на карточке 3 условие и вопрос и читаем их.
Продолжаем наше исследование. Мы узнали только название двух частей задачи. Сколько ещё осталось? (Ещё 2).
- Когда прочитали условие, узнали вопрос, что обычно делают дальше? (Решают).
- Верно, следующая часть задачи – «РЕШЕНИЕ». Записываем в свой листок.
- А как назовём то, что получится в задаче? «ОТВЕТ».
Итак, все части задачи записаны. Вы совершили открытие.
Теперь надо сделать запись этого научного открытия в тетрадь. Записываем задачу 3 по всем правилам математической науки.
СЛАЙД 19
В. – 7
С. – 3
7+3=10(п.)
Ответ: 10 птиц.
СЛАЙД 20
Проводим научный эксперимент. Можно ли записи 1 и 2 превратить в задачи? Как это можно сделать?
Дополняем записи 1 и 2 недостающими данными и решаем эти задачи.
- Итак, какую научную информацию о задаче мы собрали?
- Какую запись мы не можем считать задачей? (Если нет вопроса или условие неполное).
Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Мы исследовали задачу всем классом, а теперь я попрошу одного из вас рассказать всё, что мы узнали о задаче.
Ученик, желающий отвечать, выходит к доске. Надеваю ему шапочку магистра, и он как магистр математики делает сообщение о задаче.
Таким образом игровая деятельность на уроке, если она продумана заранее и хорошо организована, помогает не просто пробудить познавательную активность, но и даёт каждому возможность проявить себя в учебной деятельности.
СЛАЙД 21
Заканчивая выступление, хочу отметить, что перечисленные выше педагогические технологии дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, пробуждают желание учиться, а значит формируют УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Выступление и презентация на тему Формирование УУД на уроках в начальной школе....
Формирование УУД на уроках в начальной школе.
Методические рекомендации для учителя....
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Материал предназначен для учителей начальных классов....
Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.
Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....
Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."
Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...
Материал педсовета на тему: "Современный урок.Формирование УУД на уроках в начальной школе на этапе рефлексии .
Выступление на педагогическом совете с использованием видеофрагментов....