АУТИЗМ. НАРУШЕНИЕ АУТИЧНОГО СПЕКТРА.
статья по теме

Пчелинцева Ирина Вячеславовна

Люди страдающие аутизмом больше всех нуждаются в помощи и им труднее всего оказать помощь.

Питере Т.

 

Аутизм - это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Часто ребёнок бежит от всего окружающего, пытаясь спрятаться от невыносимого для него потока впечатлений. Аутизм отделяет человека от мира межличностных отношений, делает неспособным исследовать окружающий мир, оставляет его в своём маленьком мирке.

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка есть РДА (ранний детский аутизм):

  • Реакция на сенсорные стимулы не адекватна;

  • Избегание прикосновений;

  • Недостаточное использование речи;

  • Стереотипность поведения;

  • Вспышки гнева;

  • Чувствительность к громким или необычным звукам;

  • Слабость эмоционального контакта с окружающими.

В педагогике детский аутизм - первазивное нарушение развития, то есть глубокое и затрагивающие человека в целом расстройство, препятствующие нормальному формированию личности. От «аутист» - человек обращённый в себя, сдержанный. Первазивние нарушения развития требуют специальных условий для аутичных людей на протяжении всей жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_autichnykh_detei.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ГБОУ ПО « Губернский лицей — интернат для одарённых детей»

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ — ИНВАЛИДОВ

АУТИЗМ. НАРУШЕНИЕ АУТИЧНОГО СПЕКТРА.

Выполнила учитель начальных классов

Пчелинцева Ирина Вячеславовна

Пенза — 2014 г.

  1. Учебные упражнения для аутичных детей (Авторизированный перевод с англ. Марии Жог)

  1. В США в рамках государственной программы TEACCH работает группа специалистов: Эрик Скоплер, Маргарет Лэнсинг, Лесли Уотерс. Ими создана авторская коррекционная программа «Individualized Assessment and Treatment for Autistic and Developmentally Disabled Children» («Индивидуальная диагностика и лечение аутичных и отстающих в развитии детей»).
  2. Моё  внимание привлек раздел «Teaching Activities for Autistic Children» (Учебные упражнения для аутичных детей). Описанные в нем приемы работы были переведены  на русский язык и адаптированы с учетом межкультурных различий.
  3. Авторы выделяют следующие основные направления коррекционной работы: 1 — развитие восприятия; 2 — моторики и зрительно-двигательной функции.

Программа развития восприятия

Развитие зрительного восприятия детей 5—6 лет

  1.  1)«Зрительное чтение»

Первое задание — «Зрительное чтение»

Цель: читать 5—10 слов.

Задача: соотносить написанное слово с объектом и произносить слово.

Материал: карточки — указатели, лента, напечатанные слова (стол, дверь, телевизор, свет).

Процедура: напечатать слова на карточках (по пять карточек каждого слова). Сначала научите ребенка раскладывать одинаковые слова в стопки. Далее прикрепите одну карточку на соответствующий объект, произнося каждое слово. Посадите ребенка в кресло, покажите первую карточку и спросите: «Что она говорит?» Если ребенок не знает, скажите ему и затем соотнесите с карточкой на реальном объекте. Когда ребенок сделает это, подтвердите: «Да, это стол». Затем попросите ребенка повторить слово.

Продолжайте эту игру каждый день, помогая ребенку, если он сомневается. Когда ребенок запомнит слово, попробуйте переместить карточки и посмотрите, ребенок читает карточку или называет объект.

Если ребенок может запомнить эти слова на неделю без использования карточек, попробуйте вводить больше слов.

Научите ребенка словам, которые будут полезны позже, когда вы захотите дать ребенку письменную инструкцию. Например: «Выключи свет».

Исходя из приведенных выше упражнений, можно сделать вывод, что работа по развитию восприятия детей, страдающих аутизмом, ведется в двух основных направлениях: развитие зрительного восприятия и развитие слухового восприятия. Многие упражнения могут использоваться при работе с разными возрастными категориями детей, но при этом они с каждым разом становятся более сложными (может увеличиваться и усложняться материал, изменяться способ выполнения задания, уменьшаться помощь учителя).

Программа развития моторики и зрительно-двигательных функций

  1. Развитие моторики и зрительно-двигательных функций

Хорошо развитая мелкая моторика необходима тогда, когда определенная деятельность связана с использованием рук и пальцев.

Для выполнения таких видов деятельности необходимо владеть такими навыками как:

• контролируемое движение рук и пальцев;

• захват предметов одной рукой без использования помощи;

• манипулирование предметом;

• координированное использование обеих рук.

Адекватные двигательные навыки необходимы для осуществления любой обучающей программы.

Успешное развитие навыков самостоятельно справляться с поставленной задачей, умение рисовать, писать и т.д. — все это необходимо для дальнейшей подготовки ребенка (в том числе и профессиональной), и все это неразрывно связано с хорошей двигательной способностью.

Контроль за руками и пальцами необходим и тогда, когда при подготовке ребенка к общению используется язык жестов. По мере того как ребенок учится контролировать движения рук и пальцев, занятия становятся более плодотворными и увлекательными.

Представленные далее виды деятельности являются лишь незначительной частью большого многообразия заданий по развитию мелкой моторики.

Данная серия упражнений, так же как и предыдущая, имеет некоторые различия в целях, задачах и самой процедуре их проведения в зависимости от возраста детей.

Среди целей, поставленных на данном этапе работы (совершенствование мелкой моторики), можно выделить следующие: улучшить способность захватывать предметы, совершенствовать двигательный контроль, процесс манипуляции объектами, развитие силы рук и их взаимодействия и т.д.

  1. Развитие моторики детей 5—6 лет

 1)«Чертежные кнопки»

Первое задание — «Чертежные кнопки»

Цель: улучшить мелкую моторику и силу пальцев.

Задача: вдавить 12 кнопок в пробковую доску.

Материал: чертежные кнопки (с короткой иголкой), пробковая доска.

Процедура: положите перед ребенком на стол доску. Выложите кнопки так, чтобы вы оба могли их достать. Ребенок должен наблюдать за вами, когда вы берете первую кнопку. Покажите, как вы держите кнопку и затем медленно вдавите ее в доску.

Возьмите кнопку и указательный палец ребенка и повторите действие, управляя рукой ребенка. Покажите на вторую кнопку и попросите взять ее, затем укажите на доску.

Если ребенок сам не выполняет действие, управляйте им опять.

Повторяйте до тех пор, пока ребенок не возьмет 12 кнопок и не разместит их на доске.

Сначала выложите на стол только три или четыре кнопки, но затем постепенно увеличивайте их число.

 2)«Плетение коврика»

Второе задание — «Плетение коврика»

Цель: развитие мелкой моторки, координации рук.

Задача: понять движения «над» и «под» и передвигать бумагу соответственно. Работать, пока задача не будет выполнена.

Материал: бумага (двух или более цветов).

Процедура: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком используйте как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа.

Возьмите полоску другого цвета и проплетите ее через основу справа налево. Когда вы демонстрируете, говорите: «над», «под». Затем дайте ребенку следующую полоску и помогите ему продвигать ее «над» и «под» основой.

Вам надо показать ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски.

После того как полоски распределены правильно, закрепите их кусочком скотча.

Когда коврик будет закончен, похвалите ребенка и дайте ему ножницы, чтобы отрезать концы.

Используйте коврик на кухне, чтобы ребенок видел, что его работа полезна, что будет хорошей мотивацией.

Анализируя данную главу, можно сделать вывод, что, работая над двигательной сферой ребенка, параллельно ведется работа и над восприятием, развитием внимания и т.д. Большинство упражнений можно использовать в работе с разными возрастными группами детей, предварительно адаптировав их к каждой группе.

  1. Развитие зрительно-двигательной функции

Завершая рассмотрение программы для работы с детьми, страдающими аутизмом, раскроем главу, посвященную интеграции зрительно-двигательной функции.

Даже если у ребенка хорошо развиты двигательные навыки, его зрительно-двигательные способности могут быть значительно ниже из-за проблем в восприятии.

Виды упражнений, представленные в этой главе, были разработаны с целью научить детей захватывать и манипулировать предметами.

Эти виды деятельности сгруппированы по принципу выделения двух основных категорий: рисование и манипулирование различными предметами.

Виды деятельности, включающие развитие зрительно-двигательной функции, особенно важны для разработки программ, предваряющих профессиональную подготовку.

Среди основных целей, которые ставились в процессе занятий, можно выделить следующие: совершенствование навыка захватывания предметов и их размещение, улучшить мелкую моторику, улучшить контроль рук, улучшить взаимодействие рук, развивать навык соотнесения, силу рук, развивать навык рисования и т.д.

  1. Развитие зрительно-двигательной функции детей
  2. 5—6 лет

 1)«Сеть лабиринтов»

Первое задание — «Сеть лабиринтов»

Цель: учить владеть карандашом, чтобы развивать навык рисования.

Задача: завершить простые лабиринты, рисуя соединительные линии между предложенными эталонными образцами.

Материал: бумага, цветной карандаш.

Процедура: подготовьте несколько простых лабиринтов, нарисовав две параллельные линии (по одному лабиринту на странице).

Начните с простых лабиринтов. Покажите ребенку, как начать прохождение лабиринта слева и провести линию по направлению вправо.

Дайте ребенку цветной карандаш и, руководя его рукой, проведите линию во втором лабиринте.

Уменьшайте ваше руководство, пока ребенок не сможет проводить линии в простых лабиринтах.

По мере развития навыка сделайте лабиринты более привлекательными, расположив по обеим сторонам картинки.

В дальнейшем помогайте ребенку, давая пояснения.

Авторы программы предупреждают практиков

Следует подчеркнуть, что многие упражнения могут быть использованы в работе с разными возрастными группами, но в зависимости от возраста они должны быть усложнены.

Завершая рассмотрение программы для детей, страдающих аутизмом, следует еще раз указать на то, что восприятие, двигательная деятельность и зрительно-двигательная интеграция тесно взаимосвязаны. Нельзя предполагать, что уровни развития этих функций у ребенка будут одинаковы. Нередко для детей с аутизмом характерно развитие двигательного навыка на уровне 4—5 лет, а восприятие и зрительно-двигательные возможности на уровне двухлетного возраста. Отсюда следует, что для разработки программ обучения необходима правильная оценка индивидуальных возможностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины расстройств аутистического спектра, пути преодоления нарушений

В работе систематизированы сведения о причинах расстройств аутистического спектра. К ним относятся как биологические факторы (генетические факторы, влияние нейротоксинов, перинатальное повреждение, ви...

Стратегии для родителей ребенка с аутичными нарушения

Вам важно знать, что вы не одни, осознавать свои чувства и работать над ними в то время, когда вы стараетесь понять смысл поставленного диагноза, определить, какие требуются услуги, и заручиться подде...

Формирование коммуникативной компетенции у детей с нарушениями аутистического спектра

За последние годы возросло количество детей с нарушениями аутистического спектра (аутизмом). Педагоги образовательных учреждений в замешательстве, ведь эти д...

«Обучение самостоятельности детей, с нарушением аутистического спектра».

Статья об обучение самостоятельности детей,  с нарушением аутистического спектра применяя современные технологии " метод дискретных проб"....

Аутизм и расстройства аутистического спектра: особенности логопедической помощи

В презентации описаны типы нарушений речевого развития при расстройстве аутистического спектра,  необходимые элементы работы, которые должны быть включены в структуру  занятий,  о...

«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога» и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»

Выступления от 05.02учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога»и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»...

Программно-дидактический комплекс А-СПЕКТР для логопедических занятий с детьми с аутизмом и нарушениями интеллекта.

Программно-дидактический комплекс для логопедических занятий с детьми с аутизмом и нарушениями интеллекта.В комплексе 20 игр, основанных на прикладном анализе поведения. Занятия с ними помогут ре...