Предметная неделя по русскому языку
методическая разработка (4 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку и классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v4_klasse_po_programme_21_veka.doc | 69 КБ |
kl.chas_po_rus_._yaz.docx | 280.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ п. Новозаволжский»
Урок по русскому языку в 4 классе по теме:
(УМК «Школа 21 века»)
Подготовила:
учитель начальных классов
Недилько Ольга Владимировна
2014 год
Тема: Правописание ться и тся в глаголах
Дидактическая цель: создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей
Тип урока: урок открытия нового знания
Задачи: научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов, относящихся к разным частям речи; учить различать случаи написания ться и тся в глаголах.
Методы обучения: работа в группах, работа в парах.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, самостоятельная
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент Чистописание | Вот опять звенит звонок. Начинаем наш урок. Включение в деловой ритм. -Сегодня к нам в гости пришли герои из мультфильма и наш урок я хочу назвать «По дороге с облаками» Слайд №1 - Записываем число, классная работа. «Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны». (Н.Г. Чернышевский) - Ребята, прочитайте, пожалуйста, стихотворения. Слайд №2 Солнце садится, струится водица, Птица синица в водицу глядится, Чистой водицы синица напьется – Славно сегодня звенится – поется. Меж грибами мухомор Красотой гордится. Нечего гордиться – Для супа не годится - Выпишите выделенные слова в два столбика в зависимости от части речи - Проверьте слайд №3 - Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда ться. Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова. | Подготовка класса к работе - выписывают - сверяют с доской -На конце имен существительных слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки - Ребята, посмотрите на правописание глаголов, что заметили? - Догадались о чем сегодня на уроке пойдет речь? Тема урока появляется на интерактивной доске слайд № 4, 5 | Выполняют задание - глагол гордиться в одном случае написан с мягким знаком, а в другом без ться и тся - о правописании ться и тся в глаголах | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию - Как же определить –тся или –ться следует писать в конце глаголов? Слайд №6 Учебник стр.115 - Посмотрите на первую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму. - Посмотрите на вторую группу глаголов, задайте к глаголам вопрос, определите форму. - Какой вывод можете сделать? В коком случае будем писать ться , а в каком тся? - Молодцы! Давайте сверим свои выводы с правилом в учебнике, откройте с.115 - Ребята, посмотрите еще раз на доску и обратите внимание на правописание вопросов к глаголам в группах, что заметили? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока - Что делать? - начальная форма глагола - Что делает? – 3-е лицо, ед.число. - Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся. - зачитывают правило. - Если в вопросе есть мягкий знак, то он есть и в глаголе, а если нет , то и в глаголе мягкого знака нет. Слайд №8 | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации - Итак, ребята, что нам нужно знать чтобы не ошибиться в написании слов в которых на конце слышится [ца]? - Что пишется на конце существительных? - Что пишется на конце глаголов?
| Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм) - Часть речи. - ца - ться или тся в зависимости от формы глагола. Эксперты проверяют Слайд №10 | Регулятивные: планирование, прогнозирование Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Первичное закрепление Физкультминутка | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение - Упр.2 с.116., у доски работают 3 ученика - Прочитайте рубрику «Давай подумаем» Как вы думаете кто из ребят прав? - Давайте определим значение слов теплица и теплиться. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух - высказывают предположения теплица – сущ., теплиться – глагол. . | Регулятивные- контроль, оценка, коррекция |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний Дифференцированная работа:
с.37 № 1 | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные - самоопределение |
7. Рефлексия деятельности | Организует рефлексию Слайд №18 - Что вы узнали сегодня на уроке? - Что повторили? - Какое задание было самым интересным? Слайд 6 Отметьте по лесенке достижений как вам работалось на уроке. Выставление оценок. - Домашнее задание: Уч. С. 116 , упр.4, правило Спасибо за урок! Слайд №19, 20 - Урок окончен! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия - На конце имен существительных слышится [ца] и пишется [ца]. На конце глаголов слышится [ца], а пишется тся или ться. -Если глагол употреблен в начальной форме, то на конце пишется ться, если в форме 3-го лица ед. или мн. числа, то на конце пишется тся.
Записывают | Коммуникативные –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные – рефлексия Личностные - смыслообразование |
Предварительный просмотр:
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»
Цель: Содействовать осмыслению детьми родного языка, как основного средства общения; способствовать сознательному, бережному отношению к языку, как к достоянию народа, культуры.
I. Сообщение темы. Постановка цели.
Наш классный час мы посвящаем русскому языку.
Тема: Русский язык – мой родной язык.
Для каждого из вас русский язык является родным, поэтому вы должны хорошо знать его, любить, не коверкать и не засорять ненужными словами.
Сегодня вы будете учиться правильному литературному русскому языку у признанных классиков поэзии, окунётесь в тайны родного языка, пополните свою речь новыми словами, узнаете много нового.
II. Справка о русском языке
Рубрика «Знаете ли вы, что…» (сопровождается показом слайдов):
- Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земле на нём говорят около 254 млн. человек. По степени распространённости русский язык занимает 5-е место в мире, уступая лишь китайскому, английскому, хинди, и испанскому. Слайд №2
- Русский язык тесно связан с другими языками мира. Для некоторых языков русский язык является близким родственникам, для других языков - отдалённым. Наибольшее родство русский язык имеет с украинским и белорусским языками. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. И русский, и украинский, и белорусский языки входят в группу восточнославянских языков. Слайд № 3
- В более отдалённом родстве с русским языком состоят польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербскохорватский. Все перечисленные языки называют славянскими языками. Слайд №4
- И даже английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки имеют сходства с русским и другими славянскими языками, но находятся в отдалённом родстве. Все эти языки образуют большую семью индоевропейских языков.
- С 2010 года Днём русского языка принято считать дату 6 июня. В этот день родился А.С.Пушкин. Слайд №5
- Эталоном красивого звучания русского языка называют стихотворение М.Ю.Лермонтова «Русалка». Слайд №6
Послушаем это стихотворение (аудиозапись) и насладимся его звучанием, мелодичностью, выразительностью.
IV. Игры с русским языком
1.«Прятки» Слайд №7
В каждом предложении спряталось ещё одно. Найдите его. Нельзя убирать и добавлять буквы, переставлять их метами.
Ты жеребёнок ещё./ Ответ: Ты же ребёнок ещё.
Несуразные вещи./ Ответ: Несу разные вещи.
Покалечилась она./ Ответ: Пока лечилась она.
И дико мне сейчас./ Ответ: Иди ко мне сейчас.
Ябеду не ждал./ Ответ: Я беду не ждал.
Ведь мы летали на метле./ Ответ: Ведьмы летали на метле.
2. «Беглянка» Слайд №8
Беглянка – это запятая. Поймай и поставь её на место. Прочитай, что у тебя получилось. А теперь попробуй при помощи запятой изменить смысл фразы на противоположный.
Казнить пленника нельзя помиловать!
Ответ: Казнить, пленника нельзя помиловать!/Казнить пленника нельзя, помиловать!
Строить здесь нельзя сносить!
Ответ: Строить, здесь нельзя сносить!/ Строить здесь нельзя, сносить!
Говорить на уроке нельзя молчать!
Ответ: Говорить, на уроке нельзя молчать!/ Говорить на уроке нельзя, молчать!
3. Отгадай часть речи
1. Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
2. Даю я признаки предметам,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное)
3. Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов. (Глагол)
4. Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё … (Местоимения)
Конкурс 4 «Грамотеи»
- Сейчас мы проверим вашу грамотность. Задание: «Вставьте пропущенные буквы». Слайд № 9
Ж…раф, верш…на, ч…й, ч…гун, мес…ность, чудес…ный, лес…ница, ш…л, х…лодный, н…чевал, кр…чит, р…яль, ж…лтый, ц…тата, коро…ка, поез.., лебе…ь, руж…ё, в..юга, об…езд, об…явление.
Конкурс 5 «Фонетика»
- Какие слова переданы фонетической транскрипцией? Назовите эти слова.
[Прут] [сй’эст] [й’эст] [бай’укат’] ?
Конкурс 6 «Разгадывание ребусов» Слайд №10
Ответы: апрель, апельсин, бабочки, вагон
V. Подведение итогов.
Классный час мы заканчиваем стихотворением
А. Яшина «Русский язык»
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, Он, как русский народ, многолик,
Он певуч,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Сегодня я понял ….
Сегодня я узнал ….
Сегодня я вспомнил…
Сегодня я поучился…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметная неделя по русскому языку в начальной школе
Программа по проведению предметной недели русского языка в начальной школе в 2012уч.году...
Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению
План и материалы для проведения предметной недели в начальной школе...
Предметная неделя по русскому языку во 2 классе
Предметная неделя по русскому языку во 2 классе...
предметная неделя по русскому языку
неделя русского языка в 1-4 классах- задания...
предметная неделя по русскому языку
предметная неделя по русскому языку для начальной школы...
План проведения предметной недели по русскому языку
Ежегодно в прогимназии проходят предметные недели, предлагаю Вам ознакомиться с планом проведения недели по русскому языку...
Устный журнал к предметной неделе по русскому языку по теме: "Словарь - вселенная в алфавитном порядке..."
Проводимые в школах предметные недели ещё раз показывают значимость изучаемых предметов (русский язык, литература), их взаимосвязь между собой. Предметные недели способствуют раскрепощению лично...