Формирование личности ученика на уроке
статья на тему
выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_lichnosti_uchenika_na_urokakh_v_nach._shkole.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Сычёвская СОШ №2
Выступление на педсовете по теме:
«Формирование личности ученика
в процессе его собственной деятельности
на уроках в начальной школе»
подготовила учитель начальных классов:
Иванова Любовь Александровна
2012год
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Портрет выпускника начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
- умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Для решения выдвинутых обществом задач воспитания личности применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности на уроках, включаю школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала, использую работу в парах, группах, стараюсь создать для ученика ситуацию успеха. (например: на уроке русского языка встретился отрывок из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», то на уроке математики даю задание микрогруппам построить дома для его героев из геометрических фигур, придумать задачу используя данные; на литературе: описать, как живёт герой, что у него есть в каждой комнате, придумать историю о том, кто придёт в гости, инсценировать сценку по правилам этикета «Прием гостей»; на уроке изобразительного искусства: нарисовать улицу, героев и т.д; на уроке музыки: разучить «Песенку друзей», придумать свои стихи, песни; всё это обобщается и создается проект «Цветочный город») В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность достаточно широко – как установку на связь с жизнью. Система заданий, которые отбираю для урока, направляет школьника на использование полученных знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций, наблюдаемых природных и социальных явлений в системе знаний о мире, усваиваемых понятийных знаний.
Например, стихотворение «Бревно», которое написал С.Баруздин
Лежало на пути бревно.
Мешало путникам оно.
Один сказал:
— Нехорошо! —
Сказал
И знай себе пошёл.
Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно
Перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был
И хил и мал.
Он молча
Скинул полушубок
И в сторону
Бревно убрал. (после анализа стихотворения даю задания:
- Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?
- Подбери пословицы к произведению. Можешь использовать сборники пословиц, Интернет)
Работа над произведениями Е.Шварца «Сказка о потерянном времени», русской народной сказкой «Дочь-семилетка», английской сказкой «Женщина, которая жила в бутылке», Н.Носова «Огурцы», С. Маршака «Очень вежливый индюк» и многими другими учат учащихся анализировать поведение, характер героев и сопоставлять их с собой, находить проблему и пути её решения. Это способствует формированию нравственных и моральных основ личности ученика.
Задания: оцени своё чтение, согласны ли с твоей оценкой одноклассники и учитель; оцени самостоятельную работу на уроках русского языка и математики, учат учащегося самоанализу, уважительному отношению к критике и мнению других,вырабатывает навык самоконтроля, критическому отношению к себе.
После изучения темы «Унылая пора! Очей очарованье!» ( чтение стихотворений происходит или на экскурсии, или на интерактивной экскурсии), идет работа над заданиями по репродукциям картин в учебнике:
1.Выбери из стихотворений этого раздела строки,которыми можно подписать эти картины.
2.Составь рассказ по одной из картин, используя образные слова и выражения из прочитанных произведений. Можешь воспользоваться примерным планом составления рассказа.
3.Приготовь изделие для выставки «Краски осени» (аппликацию, рисунок, поделку, плакат, книжку-самоделку, коллаж)
Эти задания способствуют воспитанию эстетического вкуса, любви к прекрасному, к природе, к самовыражению учащихся.
Последние годы использую проектную методику с её особым нестандартным отношением к развитию познавательных интересов ребёнка, оценки его деятельности, повышению у ребёнка чувства собственного достоинства, как к себе, так и к окружающим и к продукту своей работы. При данной методике уделяется повышенное внимание к индивидуальности ребёнка, с учётом его психологических особенностей, склонностей и интересов.
Например, проект по теме «Сезонные изменения в природе».
Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.
Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в исследовательской и информационной деятельности. Формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность детей нужно с младшего школьного возраста.
С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами. Задолго до христианства появился на Руси народный календарь, по которому землепашцы определяли сроки пахоты, посева семян, уборки урожая. Начало работы связывали с явлениями, происходящими в живой природе, то есть с фенологическими явлениями. Поэтому не только важно научить ребят понимать явления природы и делать выводы, но и познакомить их с богатым наследием народного творчества.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи проекта.
Цели и задачи проекта.
• Развивать исследовательские навыки и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.
• Формировать коммуникативные компетенции.
• Зародить у подрастающего поколения ростки любви к природе родного края, к местам, которые окружают их с детства.
• Показать красоту и гармонию родной природы, пробудить чувство удивления, любознательность, учить наблюдать и замечать причинно-следственные связи в природе.
• Повышать уровень экологической культуры, воспитывать чувство ответственности за сохранение природного наследия, приобщать учащихся к природоохранительной деятельности.
• Способствовать успешной биологической и социальной адаптации ребенка в окружающем мире.
Ожидаемые педагогические результаты.
В ходе работы над проектом дети должны научиться
-находить нужную информацию в различных источниках;
-излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- выполнять анализ и самоанализ своей деятельности, оформлять результаты своих исследований;
- заложение коммуникативных основ учащихся;
- заложение основ умения планировать свою индивидуальную работу и работу в группах.
Воспитательное воздействие проекта заключается в восстановлении утраченных связей с природой, формировании чуткости в общении с ней, пробуждении интереса к историческому наследию русского народа.
Содержательный модуль
Содержание образования (в рамках проекта)
Данный проект охватывает следующие учебные области:
- Окружающий мир
Тема: «Осень. Сезонные изменения в природе»
- Литературное чтение
Тема: «Устное народное творчество»
- Внеклассное чтение
Тема: «Осень в произведениях писателей и поэтов»
- Изобразительное искусство
Тема: «Золотые краски осени» (рисование по памяти и по представлению)
Проект носит информационный характер с элементами исследования и направлен на формирование компетентностей в сфере самостоятельной деятельности, в сфере усвоения способов приобретения знаний из различных источников информации. В зависимости от сложности поставленной задачи учащиеся в группах работали самостоятельно и частично самостоятельно.
В ходе проектной деятельности предполагается развитие и совершенствование следующих мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.
Методический модуль
Работа над данным проектом проходила в течение первой четверти на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и на внеурочных занятиях.
Проблемный вопрос был поставлен во время осенней экскурсии, которая проводилась с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, выявления единства жизненных процессов в растительном и животном мире.
Учащихся заинтересовал тот факт, что на основе наблюдений можно составить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, важные для человека. Такие знания существуют, они передавались из поколения в поколение и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. У детей возник проблемный вопрос, требующий ответа: можно ли прогнозировать погоду на основе наблюдений за природой?
В результате совместного обсуждения выбрано творческое название проекта «Бабушкин прогноз» и поставлены следующие цели:
- определить роль примет в прогнозах погоды;
- возможность их использования для прогнозирования погоды.
Цель учителя в данной работе заключается в знакомстве учащихся с методиками проектной деятельности, поиска и сбора информации. Необходимо научить излагать мысли в устной и письменной форме, оформлять результаты своих исследований.
Исходя из этих целей, определены задачи работы над проектом для учащихся:
- собрать необходимую информацию:
- выяснить что такое примета;
- какие бывают приметы;
- выяснить достоверность примет по различным признакам;
- изучить произведения устного народного и авторского творчества;
- выразить свои чувства и эмоции через самостоятельную изобразительную деятельность;
- на основании достоверности примет разработать краткий определитель погоды;
- определить формы предъявления результата работы.
Задача учителя заключается в помощи:
- при организации деятельности учащихся по группам и в группах;
- при отборе нужной информации о структуре возникновения народных примет;
- при анализе, абстрагировании и обобщении собранной информации;
- при обсуждении формы презентации и распределении ролей для презентации;
- при организации групповой рефлексии участия в проектной деятельности.
Для проведения исследований были сформированы разновозрастные группы, которые работали по различным направлениям:
Составление банка данных народных примет осени.
Мониторинг по вопросу «Верим ли мы в приметы?»
Изучение произведений устного народного творчества.
Изучение творчества местных поэтов.
Всю работу над проектом можно разделить на следующие этапы:
• Формирование групп для проведения исследований
• Выбор творческого названия проекта
• Обсуждение плана работы в группах
• Обсуждение возможных источников информации
• Самостоятельная работа учащихся
• Консультация с внешними экспертами
• Подготовка презентации по отчету о проделанной работе
• Защита полученных результатов:
- буклет «У природы нет плохой погоды»;
- презентация «Бюро погоды»;
- праздник «Осень - очей очарованье».
Модуль результативности
Система отслеживания результатов обучения.
Отслеживание учебного воздействия данного проекта осуществлялось через применение тестовых заданий на уроках окружающего мира.
Задание 1. При какой погоде насекомых бывает больше:
теплая солнечная;
холодная солнечная;
пасмурная теплая;
пасмурная холодная.
Задание 2. Птицы улетают в теплые края, потому что:
становится холодно;
исчезают насекомые;
замерзают водоемы.
Задание 3. Составить из двух частей приметы осени.
- Комары в сентябре – на мороз или перед метелью.
- Иней на деревьях – к теплу.
- Листопад проходит скоро – быть мягкой зиме.
- Паутина стелется по растениям – зима будет холодной.
- Воробьи прячутся в хворост – к лютой зиме.
- Много желудей в сентябре – к морозам.
Задание 4. Ответь на вопросы
Из жизни растений:
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён).
- У какого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чёртов табачок. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик).
- «Никто не пугает, а вся дрожит». Что это за дерево? (Осина).
- Какого цвета одежду лучше всего одевать охотнику осенью? (Жёлтого или бурого – под цвет изменившихся окраску растений).
Из жизни животных:
- Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками.)
- У какого зверя в листопад рождаются детёныши? (У зайца).
- Какие птицы делают запасы на зиму? (Совы, сычи – мышей, сойки – жёлуди, орехи.)
- Как готовятся к зиме муравьи? (Закладывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)
Вывод.
На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Педагогический проект ""Взаимосвязь школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности ученика
Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?Коллектив – это определённая группа людей, объединённая общими интересами. Полноценное развитие личности возможно тольк...
Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.
Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе....
Роль педагога в формировании личности ученика.
Цель: показать практическое применение способов формирования личности младшего школьника.Задачи:1) рассмотреть способы формирования личности ученика через универсальные учебные дейст...
Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.
Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....