Формирование личности ученика на уроке
статья на тему

 Иванова Любовь Александровна

выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Сычёвская СОШ №2

Выступление на педсовете по теме:

«Формирование личности ученика

 в процессе его собственной деятельности

 на уроках в начальной школе»

подготовила учитель начальных классов:

Иванова Любовь Александровна

2012год

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования  следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и  внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

Портрет выпускника начальной школы:

  • любознательный,  интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;        
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  • умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

  Для решения выдвинутых обществом задач воспитания личности применяю разнообразные приёмы организации познавательной деятельности на уроках, включаю школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, приучаю к наблюдению, интерпретации и обобщению материала, использую работу в парах, группах, стараюсь создать для ученика ситуацию успеха. (например: на уроке русского языка встретился отрывок из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», то на уроке математики даю задание микрогруппам построить дома для его героев из геометрических фигур, придумать задачу используя данные; на литературе: описать, как живёт герой, что у него есть в каждой комнате, придумать историю о том, кто придёт в гости, инсценировать сценку по правилам этикета «Прием гостей»; на уроке изобразительного искусства: нарисовать улицу, героев и т.д; на уроке музыки: разучить «Песенку друзей», придумать свои стихи, песни; всё это обобщается и создается проект «Цветочный город»)  В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Рассматриваю практическую деятельность достаточно широко – как установку на связь с жизнью. Система заданий, которые отбираю для урока, направляет школьника на использование полученных знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций, наблюдаемых природных и социальных явлений в системе знаний о мире, усваиваемых понятийных знаний.

Например, стихотворение «Бревно», которое написал С.Баруздин

Лежало на пути бревно.
Мешало путникам оно.

Один сказал:
— Нехорошо! —
Сказал
И знай себе пошёл.

Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно
Перешагнул.

А третий путник промолчал.
Он с виду был
И хил и мал.
Он молча
Скинул полушубок
И в сторону
Бревно убрал. (после анализа стихотворения даю задания:

  1. Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?
  2. Подбери пословицы к произведению. Можешь использовать сборники пословиц, Интернет)

  Работа над произведениями Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»,  русской народной сказкой «Дочь-семилетка»,  английской сказкой «Женщина, которая жила в бутылке», Н.Носова «Огурцы», С. Маршака «Очень вежливый индюк» и многими другими учат учащихся анализировать поведение, характер героев и сопоставлять их с собой, находить проблему и пути её решения. Это способствует формированию нравственных и моральных основ личности ученика.

Задания: оцени своё чтение, согласны ли с твоей оценкой одноклассники и учитель; оцени самостоятельную работу на уроках русского языка и математики, учат учащегося самоанализу, уважительному отношению к критике и мнению других,вырабатывает навык самоконтроля, критическому отношению к себе.

   После изучения темы «Унылая пора! Очей очарованье!» ( чтение стихотворений происходит или на экскурсии, или на интерактивной экскурсии), идет работа над заданиями по репродукциям картин в учебнике:

1.Выбери из стихотворений этого раздела строки,которыми можно подписать эти картины.

2.Составь рассказ по одной из картин, используя образные слова и выражения из прочитанных произведений. Можешь воспользоваться примерным планом составления рассказа.

3.Приготовь изделие для выставки «Краски осени» (аппликацию, рисунок, поделку, плакат, книжку-самоделку, коллаж)

  Эти задания способствуют воспитанию эстетического вкуса, любви к прекрасному, к природе, к самовыражению учащихся.

    Последние годы использую проектную  методику с её особым нестандартным отношением к развитию познавательных интересов ребёнка, оценки его деятельности, повышению у ребёнка чувства собственного достоинства, как к себе, так и к окружающим и к продукту своей работы. При данной методике уделяется повышенное внимание к индивидуальности ребёнка, с учётом его психологических особенностей, склонностей и интересов.

Например, проект по теме «Сезонные изменения в природе».

Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.

Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Известно, что оригинальность мышления, способность к творчеству и одаренность школьников наиболее ярко проявляются в исследовательской и информационной деятельности. Формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность детей нужно с младшего школьного возраста.

С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы восходит к древнейшим временам. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами. Задолго до христианства появился на Руси народный календарь, по которому землепашцы определяли сроки пахоты, посева семян, уборки урожая. Начало работы связывали с явлениями, происходящими в живой природе, то есть с фенологическими явлениями. Поэтому не только важно научить ребят понимать явления природы и делать выводы, но и познакомить их с богатым наследием народного творчества.

Исходя из этого, были поставлены следующие цели и задачи проекта.

 Цели и задачи проекта.

•  Развивать исследовательские навыки и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

•  Формировать коммуникативные компетенции.

•  Зародить у подрастающего поколения ростки любви к природе родного края, к местам, которые окружают их с детства.

•  Показать красоту и гармонию родной природы, пробудить чувство удивления, любознательность, учить наблюдать и замечать причинно-следственные связи в природе.

•  Повышать уровень экологической культуры, воспитывать чувство ответственности за сохранение природного наследия, приобщать учащихся к природоохранительной деятельности.

•  Способствовать успешной биологической и социальной адаптации ребенка в окружающем мире.

Ожидаемые педагогические результаты.

В ходе работы над проектом дети должны научиться

-находить нужную информацию в различных источниках;

-излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- выполнять анализ и самоанализ своей деятельности, оформлять результаты своих исследований;

- заложение коммуникативных основ  учащихся;

- заложение основ умения планировать свою индивидуальную работу и работу в группах.

Воспитательное воздействие проекта заключается в восстановлении утраченных связей с природой, формировании чуткости в общении с ней, пробуждении интереса к историческому наследию русского народа.

Содержательный модуль

 Содержание образования (в рамках проекта)

Данный проект охватывает следующие учебные области:

  • Окружающий мир

Тема: «Осень. Сезонные изменения в природе»

  • Литературное чтение

Тема: «Устное народное творчество»

  • Внеклассное чтение

Тема: «Осень в произведениях писателей и поэтов»

  • Изобразительное искусство

Тема: «Золотые краски осени» (рисование по памяти и по представлению)

Проект носит информационный характер с элементами исследования и направлен на формирование компетентностей в сфере самостоятельной деятельности, в сфере усвоения способов приобретения знаний из различных источников информации. В зависимости от сложности поставленной задачи учащиеся в группах работали самостоятельно и частично самостоятельно.

В ходе проектной деятельности предполагается развитие и совершенствование следующих мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.

Методический модуль

Работа над данным проектом проходила в течение первой четверти на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и на внеурочных занятиях.

Проблемный вопрос был поставлен во время осенней экскурсии, которая проводилась с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, выявления единства жизненных процессов в растительном и животном мире.

Учащихся заинтересовал тот факт, что на основе наблюдений можно составить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, важные для человека. Такие знания существуют, они передавались из поколения в поколение и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. У детей возник проблемный вопрос, требующий ответа: можно ли прогнозировать погоду на основе наблюдений за природой?

В результате совместного обсуждения выбрано творческое название проекта «Бабушкин прогноз» и поставлены следующие цели:

- определить роль примет в прогнозах погоды;

- возможность их использования для прогнозирования погоды.

Цель учителя в данной работе заключается в знакомстве учащихся с методиками проектной деятельности, поиска и сбора информации. Необходимо научить излагать мысли в устной и письменной форме, оформлять результаты своих исследований.

Исходя из этих целей, определены задачи работы над проектом для учащихся:

- собрать необходимую информацию:

  •   выяснить что такое примета;
  •   какие бывают приметы;
  •   выяснить достоверность примет по различным признакам;
  •   изучить произведения устного народного и авторского творчества;

- выразить свои чувства и эмоции через самостоятельную изобразительную деятельность;

- на основании достоверности примет разработать краткий определитель погоды;

- определить формы предъявления результата работы.

Задача учителя заключается в помощи:

- при организации деятельности учащихся по группам и в группах;

- при отборе нужной информации о структуре возникновения народных примет;

- при анализе, абстрагировании и обобщении собранной информации;

- при обсуждении формы презентации и распределении ролей для презентации;

- при организации групповой рефлексии участия в проектной деятельности.

Для проведения исследований были сформированы разновозрастные группы, которые работали по различным направлениям:

 Составление банка данных народных примет осени.

 Мониторинг по вопросу «Верим ли мы в приметы?»

Изучение произведений устного народного творчества.

  Изучение творчества местных поэтов.

Всю работу над проектом можно разделить на следующие этапы:

•  Формирование групп для проведения исследований

•  Выбор творческого названия проекта

•  Обсуждение плана работы в группах

•  Обсуждение возможных источников информации

•  Самостоятельная работа учащихся

•  Консультация с внешними экспертами

•  Подготовка презентации по отчету о проделанной работе

•  Защита полученных результатов:

  • буклет «У природы нет плохой погоды»;
  • презентация «Бюро погоды»;
  • праздник «Осень - очей очарованье».

 Модуль результативности

Система отслеживания результатов обучения.

Отслеживание учебного воздействия данного проекта осуществлялось через применение тестовых заданий на уроках окружающего мира.

Задание 1. При какой погоде насекомых бывает больше:

  теплая солнечная;

  холодная солнечная;

  пасмурная теплая;

  пасмурная холодная.

Задание 2. Птицы улетают в теплые края, потому что:

  становится холодно;

 исчезают насекомые;

  замерзают водоемы.

Задание 3. Составить из двух частей приметы осени.

  • Комары в сентябре – на мороз или перед метелью.
  • Иней на деревьях – к теплу.
  • Листопад проходит скоро – быть мягкой зиме.
  • Паутина стелется по растениям – зима будет холодной.
  • Воробьи прячутся в хворост – к лютой зиме.
  • Много желудей в сентябре – к морозам.

Задание 4. Ответь на вопросы

Из жизни растений:

  • Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клён).
  • У какого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чёртов табачок. Каково настоящее название гриба? (Гриб-дождевик).
  • «Никто не пугает, а вся дрожит». Что это за дерево? (Осина).
  • Какого цвета одежду лучше всего одевать охотнику осенью? (Жёлтого или бурого – под цвет изменившихся окраску растений).

Из жизни животных:

  • Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разносит паутинки с молодыми паучками.)
  • У какого зверя в листопад рождаются детёныши? (У зайца).
  • Какие птицы делают запасы на зиму? (Совы, сычи – мышей, сойки – жёлуди, орехи.)
  • Как готовятся к зиме муравьи? (Закладывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)

 Вывод.

На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Педагогический проект ""Взаимосвязь школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности ученика

Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?Коллектив – это определённая группа людей, объединённая общими интересами. Полноценное развитие личности возможно тольк...

Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.

Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе....

Роль педагога в формировании личности ученика.

Цель:   показать практическое  применение способов формирования личности младшего школьника.Задачи:1) рассмотреть способы формирования личности ученика через универсальные учебные дейст...

Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.

Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....