Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.
статья
Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе. | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе».
Цель: поделиться опытом организации самоуправления в классном коллективе.
Как известно ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации
- собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
- перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
- обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Все мы понимаем, что для формирования личности ребёнка должны быть созданы соответствующие условия. Задача школы - создать такие условия. В школу приходят дети уже с определённым «багажом». Хорошо если ребёнок посещал «Школу будущего первоклассника». Я имею представление о его нём. Очень радует появление в классе младших детей, так как уже имеешь представление о семье, в которой воспитывается ученик. Соответственно и «багаж» знаком. Это мне важно, потому что нельзя навязывать поручение, принуждать ученика. В этом нет смысла! Ждать продуктивной деятельности, включения в коллективную деятельность в таком случае не придётся. Это, думаю, одна из причин того, что спрашиваешь у ребёнка: а ты в классе за что отвечаешь, какое поручение выполняешь. Ответ: а…не знаю, не помню, кажется…Поручения не должны быть формальными.
Моделей организации самоуправления много. Идея организации и использования той модели, которой я пользуюсь многие годы, возникла у меня давно. Конечно, я работала с классами, у детей были поручения в классическом виде (звёздочки, звенья). Но самостоятельность, активность детей была не невысоком уровне, как бы я ни старалась.
Было время, когда мы принимали активное участие в территориальных, окружных, международных олимпиадах РО. Во время посещения одной из школ я обратила внимание на стенд. На нём была схема организации школьного самоуправления. Я увидела: президент, министерства…А ведь на самом деле! Статусность -это может быть мотивом к деятельности! С тех пор я использую следующую структуру организации самоуправления в классе:
ПРЕЗИДЕНТ
(председателя правительства нет)
МИНИСТЕСТВО УЧЁБЫ: МИНИСТР, ОТВЕТВСТВЕННЫЕ ЗА РЯД
МИНИСТЕРСТВО ПОРЯДКА: МИНИСТР, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ГАРДЕРОБ, ЗА СТОЛОВУЮ
МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ
МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
Каждое министерство имеет свою зону ответственности. В 1 классе на «Совете дела» организовываются открытые выборы, на которых я знакомлю детей с предлагаемым распределением органов самоуправления и объёмом ответственности. Как правило, для совета дела использую 2 собрания. Сначала объясняю и даю время подумать до следующего совета. Прежде всего, учитываю «Я ХОЧУ». На президентскую и министерскую должности я могу предложить свои кандидатуры, убеждаю, если чувствую в ребёнке потенциал.
После успешно завершённых выборов каждому ученику делаю вклейку в дневник, на которой написано кто он, либо в каком министерстве, за что он отвечает, т.е. зону ответственности. Обязательно информирую родителей о результатах выборов!
Выборы проходят ежегодно, на протяжении всего обучения в начальной школе. Приятно, что часто дети остаются на своих постах, расширяя год от года объём работы. Например, в 1 классе министерство учёбы проверяет наличие принадлежностей, сохранность учебников, со 2 класса контролирует выполнение домашних заданий. Раз ученикам нравится выполнять своё поручение, значит, создана комфортная среда, для конкретного ученика.
Я являюсь (слайд 9) организатором, консультантом, тьютором, давая право каждому ученику проявить себя. В организации самоуправления важна систематичность. Очень важно излишне не вмешиваться в процесс самоуправления, не делать работу за детей. К чему я призываю и родителей. Пусть результат по взрослым меркам не всегда на высоком уровне, нужно помочь осознать ребёнку свою значимость: если я не сделаю, то никто не сделает.
Только тогда, будет развиваться самостоятельность, ответственность, добросовестность, активность, самореализация учащихся, классного коллектива в целом.
Кроме выполнения текущей работы, органы ученического самоуправления занимаются организацией классных и школьных мероприятий (тематические классные часы, КТД). Например, классный час «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». На совете дела, обозначив цель, осуществляется планирование - какое министерство за какую часть организации возьмётся. Причём, свою концепцию этого классного часа я не предоставляю. Я запрашиваю информацию у детей: что мы можем обсудить. Предложения ребят, как правило, поступают в зависимости от зоны ответственности министерств (рисунки, пословицы, стихи, загадки и т.д.). Зафиксировав это, я простраиваю содержание классного часа. Дети делают записи в дневниках. Министры контролируют подготовку в своих министерствах. Через день-два спрашиваю степень готовности, нужна ли моя консультация. Содержание работы министерств хорошо поместить в классный уголок.
В заключение хочется отметить, что данная модель организации самоуправления не всегда понятна родителям, поэтому я в 1 классе подробно с ней знакомлю. Встречается непонимание деятельностного подхода к организации мероприятий.(Велибекова) «Багаж» первоклассников хуже. В семьях дети часто предоставлены сами себе, нет системы требований по организации любой деятельности со стороны родителей.
Выпуская класс, я пишу подробную характеристику, указывая участие ребёнка в органах самоуправления. Даю подробную информацию о своём опыте будущему классному руководителю и спустя год-два…формализм. Встречаю ребят, спрашиваю как дела, у кого какие поручения – не помню, не знаю. Хотя школьное самоуправление у нас есть.
Тем не менее, опыт участия в самоуправлении класса ценен для формирования личности каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Педагогический проект ""Взаимосвязь школы и семьи в процессе формирования личности ученика"
Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности ученика
Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?Коллектив – это определённая группа людей, объединённая общими интересами. Полноценное развитие личности возможно тольк...
Формирование личности ученика на уроке
выступление на педсовете...
Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,
Материал- из опыты пработы. Это моя программа воспитательной работы - (концепция воспитания) «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...
Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика
Выступление на МО...