Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе.
статья

Швец Виктория Викторовна

Из опыта работы по организации самоуправления в классном коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование личности ученика через организацию самоуправления в классе».

Цель: поделиться опытом организации самоуправления в классном коллективе.

Как известно ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации
  • собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
  • обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Все мы понимаем, что для формирования личности ребёнка должны быть созданы соответствующие условия. Задача школы - создать такие условия. В школу приходят дети уже  с определённым «багажом». Хорошо если ребёнок посещал «Школу будущего первоклассника». Я  имею представление о его нём. Очень радует появление в классе младших детей, так как уже имеешь представление о семье, в которой  воспитывается ученик. Соответственно и «багаж» знаком. Это мне важно, потому что нельзя навязывать поручение, принуждать ученика. В этом нет смысла! Ждать продуктивной деятельности, включения в коллективную деятельность в таком случае не придётся. Это, думаю, одна из причин того, что спрашиваешь у ребёнка: а ты в классе за что отвечаешь, какое поручение выполняешь. Ответ: а…не знаю, не помню, кажется…Поручения не должны быть формальными.

Моделей организации самоуправления много. Идея организации и использования той модели, которой я пользуюсь многие годы, возникла у меня давно. Конечно, я работала с классами, у детей были поручения в классическом виде (звёздочки, звенья). Но самостоятельность, активность детей была не невысоком уровне, как бы я ни старалась.

Было время, когда мы принимали активное участие в территориальных, окружных, международных олимпиадах РО. Во время посещения одной из школ я обратила внимание на стенд. На нём была схема организации школьного самоуправления.  Я увидела: президент, министерства…А ведь на самом деле! Статусность -это может быть мотивом к деятельности! С тех пор я использую следующую структуру организации самоуправления в классе:

ПРЕЗИДЕНТ

(председателя правительства нет)

МИНИСТЕСТВО УЧЁБЫ: МИНИСТР, ОТВЕТВСТВЕННЫЕ ЗА РЯД

МИНИСТЕРСТВО ПОРЯДКА: МИНИСТР, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА ГАРДЕРОБ, ЗА СТОЛОВУЮ

МИНИСТЕРСТВО БЕЗОПАСНОСТИ

МИНИСТЕРСТВО ЧИСТОТЫ

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

Каждое министерство имеет свою зону ответственности. В 1 классе на «Совете дела» организовываются открытые выборы, на которых я знакомлю детей с предлагаемым распределением органов самоуправления и объёмом ответственности. Как правило, для совета дела использую 2 собрания. Сначала объясняю и даю время подумать до следующего совета. Прежде всего, учитываю «Я ХОЧУ». На президентскую и министерскую должности я могу предложить свои кандидатуры, убеждаю, если чувствую в ребёнке потенциал.

После успешно завершённых выборов каждому ученику делаю вклейку в дневник, на которой написано кто он, либо в каком министерстве, за что он отвечает, т.е. зону ответственности. Обязательно информирую родителей о результатах выборов!

Выборы проходят ежегодно, на протяжении всего обучения в начальной школе. Приятно, что часто дети остаются на своих постах, расширяя год от года объём работы. Например, в 1 классе министерство учёбы проверяет наличие принадлежностей, сохранность учебников, со 2 класса контролирует выполнение домашних заданий. Раз ученикам нравится выполнять своё поручение, значит, создана комфортная среда, для конкретного ученика.

Я являюсь (слайд 9) организатором, консультантом, тьютором, давая право каждому ученику проявить себя. В организации самоуправления важна систематичность. Очень важно излишне не вмешиваться в процесс самоуправления, не делать работу за детей. К чему я призываю и родителей. Пусть результат по взрослым меркам не всегда на высоком уровне, нужно помочь осознать ребёнку свою значимость: если я не сделаю, то никто не сделает.

Только тогда, будет развиваться самостоятельность, ответственность, добросовестность, активность, самореализация учащихся, классного коллектива в целом.

Кроме выполнения текущей работы, органы ученического самоуправления занимаются организацией классных и школьных мероприятий (тематические классные часы, КТД). Например, классный час «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». На совете дела, обозначив цель, осуществляется планирование - какое министерство за какую часть организации возьмётся. Причём, свою концепцию этого классного часа я не предоставляю. Я запрашиваю информацию у детей: что мы можем обсудить. Предложения ребят, как правило, поступают в зависимости от зоны ответственности министерств (рисунки, пословицы, стихи, загадки и т.д.). Зафиксировав это, я простраиваю содержание классного часа. Дети делают записи в дневниках. Министры контролируют подготовку в своих министерствах. Через день-два спрашиваю степень готовности, нужна ли моя консультация. Содержание работы министерств хорошо поместить в классный уголок.

В заключение хочется отметить, что данная модель организации самоуправления не всегда понятна родителям, поэтому я в 1 классе подробно с ней знакомлю. Встречается непонимание деятельностного подхода к организации мероприятий.(Велибекова) «Багаж» первоклассников хуже. В семьях дети часто предоставлены сами себе, нет системы требований по организации любой деятельности со стороны родителей.

Выпуская класс, я пишу подробную характеристику, указывая участие ребёнка в органах самоуправления. Даю подробную информацию о своём опыте будущему классному руководителю и спустя год-два…формализм. Встречаю ребят, спрашиваю как дела, у кого какие поручения – не помню, не знаю. Хотя школьное самоуправление у нас есть.

Тем не менее, опыт участия в самоуправлении класса  ценен  для формирования личности каждого ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Педагогический проект ""Взаимосвязь школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности ученика

Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?Коллектив – это определённая группа людей, объединённая общими интересами. Полноценное развитие личности возможно тольк...

Формирование личности ученика на уроке

выступление на педсовете...

Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...