Положение о внеурочной деятельности в школе
материал на тему

 Иванова Любовь Александровна

Положение о внеурочной деятельности в начальных классах МБОУ СОШ №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozh_mbou_sosh_no2.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ  

 В МУНИЦИПАЛЬНОМ  БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СЫЧЁВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №2

  1. Общие положения

_____________________________________________________________________________________________

1.1. Настоящее  Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. №2357), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,  санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03», «Санитарно-эпидемиологические требования к общеобразовательным учреждениям СанПиН 2.4.2.2821-10» и регулирует организацию внеурочной деятельности обучающихся на первой ступени.

1.2. В соответствии  с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется общеобразовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

1.3.  Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО –  это образовательная деятельность, осуществляемая  в формах, отличных от классно-урочной, и направленная   на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости   обучающихся на первой ступени в их свободное время.

 Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся на первой ступени, с согласия родителей (законных представителей), рекомендаций психолога.

1.4.        Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности,  свободного выбора каждым ребёнком  вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося на первой ступени.

1.5.        При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением могут использоваться возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта.

1.6.        Руководителями внеурочной деятельности в  общеобразовательном учреждении являются заместитель директора по  учебно-воспитательной работе по начальному образованию  и (или) заместитель директора по  воспитательной работе, которые организуют работу и несут ответственность за ее результаты.

1.7.        Общеобразовательное учреждение оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в преодолении затруднений в процессе, как учебной, так и внеурочной деятельности.

1.8.        Время, отводимое общеобразовательным учреждением  на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся на первой ступени, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.

1.9. При организации внеурочной деятельности целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, учебные курсы по выбору и т.д.).

1.10. Внеурочная деятельность может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях (группах) по  направлениям развития личности.

 Каждый   обучающийся на первой ступени имеет право заниматься в объединениях разной направленности, в нескольких объединениях, а также менять их.

2. Цель и задачи внеурочной деятельности

__________________________________________________________________

2.1.  Целью внеурочной деятельности является формирование единого образовательного пространства, обеспечение достижения обучающимися на первой ступени планируемых результатов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования  для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.

2.2. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

–         обеспечение необходимых условий личностного развития создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся на первой ступени, укрепления их здоровья;

–        личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся на первой ступени;

–         обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся на первой ступени к жизни в обществе;

–        формирование общей культуры обучающихся на первой ступени;

–        воспитание у обучающихся на первой ступени гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

–        обеспечение необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья, творческого труда детей и подростков формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

3. Организация внеурочной деятельности

_________________________________________________________________

3.1. Внеурочная деятельность может осуществляться через:

–         основную образовательную программу в части  формируемой  участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

–        общеобразовательные дополнительные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

–        общеобразовательные дополнительные программы учреждения дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

–        организацию деятельности групп продлённого дня;

–        классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.);

–        деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога) в соответствии  с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

–        инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.                

3.2. Обучающиеся на первой ступени, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности  на основе анкетирования.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования и определяется  для класса или параллели в конце учебного года.

Предварительный выбор общеобразовательных дополнительных программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися на первой ступени и их родителями (законными представителями) производится во втором полугодии.

Для  первоклассников набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в мае.

В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности.

3.3. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются МБОУ Сычевской СОШ №2 самостоятельно. Возможно использование авторских программ.

3.4. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов; по конкретным видам внеурочной деятельности; индивидуальные и др.

  • Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
  • Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используются при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
  • Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную привязку, например: 1-й класс — первый уровень, 2-3-й классы — второй уровень, 4-й класс — третий уровень и др.).
  • Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности - игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.
  • Возрастные образовательные программы могут соотноситься с возрастными категориями: для младших школьников и др.
  • Индивидуальные образовательные программы для обучающихся - программы для детей с неординарными способностями, особенностями состояния здоровья, развития.

3.5.        Расписание внеурочной деятельности  составляется в начале учебного года администрацией общеобразовательного учреждения по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся на первой ступени и утверждается директором общеобразовательного учреждения.

Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации общеобразовательного учреждения и оформляется документально.

3.6.         Продолжительность занятий,  их количество в неделю и  списочный состав детских объединений (групп) внеурочной деятельности определяются общеобразовательной дополнительной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в общеобразовательном учреждении.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 40 минут в день для обучающихся 1-2-х классов, и не более полутора часов в день – для остальных классов первой ступени обучения.

Просмотры телепередач и кинофильмов  можно проводить не более двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3-х  классов  и  1,5 час. –  для обучающихся 4-х  классов.

3.7. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями начальных классов, педагогами учреждений дополнительного образования.

3.8. Учет проведённых занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогом в Журнале учета.

Журнал учета должен содержать следующую информацию: класс, ФИО обучающихся, дата проведения занятия, содержание занятия, ФИО учителя (педагога).

Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеучебной деятельности.

3.8. Оптимальный объём программы внеурочной деятельности составляет 33 – 66 часов в 1 классе, 34-68 часов во 2-4 классах, наполняемость групп от 10 до 15 человек.

3.9. Контроль проведения занятий  внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором общеобразовательного учреждения, по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий, система оценивания обучающихся.

4.  Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности

_________________________________________________________________

4.1. Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся на первой ступени и их родителей (законных представителей) путем анкетирования и определяется основной образовательной программой начального общего образования и образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации), модифицированными (адаптированными) и  авторскими,  на основе которых   педагогами разрабатываются рабочие программы.

4.2. Общеобразовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся на первой ступени и возможностей общеобразовательного учреждения.

4.3.        Во внеурочной деятельности реализуются общеобразовательные дополнительные программы образования детей по следующим направлениям развития личности: художественно-эстетическое, краеведческое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общественно-полезная деятельность (социальное).

4.4. Формами организации внеурочной деятельности, посредством которых  реализуются общеобразовательные дополнительные программы образования детей  по  направлениям, указанным в п.3.2. настоящего  Положения,  являются экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные и научные общества, олимпиады, соревнования,  поисковые и научные исследования,  общественно полезные практики и т.д.

В соответствии с общеобразовательной дополнительной программой педагог может использовать аудиторные (кружки, секции, круглые столы, конференции и др.) и внеаудиторные формы (экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др.) образовательно-воспитательной деятельности (процент аудиторных занятий не должен превышать 50%). Аудиторные занятия  должны быть отличны от урока.

4.5.         Виды внеурочной деятельности:  игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

4.6.        Направления, формы и виды  внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения и  ориентированы на воспитательные результаты, в частности, на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.

4.7.        Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты, в частности, на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности.

Для организации различных видов внеурочной деятельности  следует использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения.

4.8. Охват всех направлений, форм и видов не является обязательным.

      Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся  на первой ступени в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.

4.9.        Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения (группы) определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий.

4.10.        Педагогические работники вправе при разработке рабочих общеобразовательных дополнительных программ  по внеурочной деятельности использовать примерные, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации программами, или самостоятельно разрабатывать авторские программы и соответствующие приложения к ним.

4.11.  Рабочая общеобразовательная дополнительная программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной, модифицированной (адаптированной) или авторской для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения, группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Рабочая общеобразовательная дополнительная программа включает следующие структурные элементы:

Титульный лист. На титульном листе рабочей общеобразовательной дополнительной программы внеурочной деятельности указывается: наименование общеобразовательного учреждения; где, когда и кем утверждена программа; название программы; направление внеучебной (внеурочной) деятельности; Ф.И.О., должность, автора (авторов) программы;  название города,  в котором реализуется программа; год разработки программы внеурочной деятельности.

Пояснительная записка. В пояснительной записке к общеобразовательной дополнительной программе внеурочной деятельности следует раскрыть: цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому  направлению; соответствие содержания программы целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в данном общеобразовательном учреждении; связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеурочной деятельности); общие подходы к организации внеурочной деятельности; особенности реализации программы, виды деятельности; количество часов и их место в учебном плане.

Планируемые результаты освоения обучающимися на первой ступени общеобразовательной дополнительной программы.  Планируемые результаты освоения обучающимися  на первой ступени общеобразовательной дополнительной программы  внеурочной деятельности представляют собой  описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся  на первой ступени  в процессе занятий по программе,  перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся на первой ступени  в результате занятий данным видом деятельности; описание формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы; описание формы подведения итогов.

Требования к уровню подготовки обучающихся на первой ступени. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся на первой ступени  выступает основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Система планируемых  результатов  даёт представление о том, какими именно универсальными учебными действиями –  познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания программы внеурочной деятельности овладеют обучающиеся  на первой ступени в ходе ее реализации.

Учебно-тематический план. Учебно-тематический план программы целесообразно представлять в виде таблицы, которая содержит: перечень разделов, тем программы внеурочной деятельности по годам обучения; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание рабочей общеобразовательной дополнительной программы. Содержание общеобразовательной дополнительной программы раскрывается через краткое описание её тем (теоретических и практических видов занятий).

Список литературы. Список литературы может быть представлен в двух частях: список литературы для учителя и список литературы для обучающихся на первой ступени. В каждой части целесообразно выделить основную и дополнительную литературу.

4.12. Использование  рабочих общеобразовательных дополнительных программ внеурочной деятельности предполагает проведение следующих процедур:

 –        внутреннее рецензирование:  рассмотрение и обсуждение программы на   методическом объединении и (или) научно-методическом совете  общеобразовательного учреждения, если рабочая программа разработана на основе Примерной, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы, формальная структура программы;

–        внешнее рецензирование, если программа авторская;

–        утверждение программы директором общеобразовательного учреждения.

5. Финансирование внеурочной деятельности.

_____________________________________________________________________________

Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, организуемую в общеобразовательном учреждении, осуществляется в пределах средств субвенции бюджету города Сычевки на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

_________________________________________________________________

*Срок действия настоящего Положения – до внесения соответствующих изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная школа"

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы ...

Положение о внеурочной деятельности (ФГОС НОО)

об организации внеурочной деятельности  в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в государственном казённом специальном (...

Положение о внеурочной деятельности

Данное Положение составлено в соотвествии с ФГОС НОО при оптимизационной моделе школы полного дня....

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

В основе организации внеурочной деятельности лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет ученику начальной школы не только найти себя, самоопредели...

Преемственность в организации внеурочной деятельности «Начальная школа – основная школа»

Под преемственностью следует понимать соотнесение содержания и методов обучения на каждом промежуточном этапе с предшествующим и последующим этапами и с конечными целями и задачами обучения....

Положение о внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности....