Внеурочная деятельность в начальной школе
материал на тему

Никифорова Татьяна Юрьевна

Реализация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное российское образование рассматривает социализацию учащихся как одну из важнейших задач, поэтому нужно вовремя соориентировать детей в современной среде, в духовном и культурном развитии. Решение задач социализации и воспитания, всестороннее развитие учащихся наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности. Согласно ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой составной частью процесса образования и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Что же такое внеурочная деятельность? (слайд 2)

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, обеспечивающая их развитие, воспитание и социализацию. Внеурочная деятельность дает возможность осознанно применить базовые знания ситуациях, отличных от учебных.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Исходя из цели формулируются задачи внеурочной деятельности. (слайд 3)

Как любая деятельность внеурочная опирается на определенные принципы организации (слайд 4).

Данные принципы определяют способы организации и тесно связаны с основным образованием, являются его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения школы.

Внеурочная деятельность проходит три этапа организации. (слайд 5)

Проектный этап - диагностика интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности. Для этого используют Методы - опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий.

Важно согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров)

Организационно-деятельностный - создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности; оборудование помещений, специально предназначенных для проведения внеурочных занятий;

установление  договорных отношений с социальными партнерами.

Организуя внеурочную деятельность школы выбирают одну из организационных моделей. (слайд 6)

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей, предусмотренного ФГОС.

Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых

расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Какая бы модель не была выбрана, внеурочная деятельность будет представлена следующими направлениями работы. (слайд 8)

Рассмотрим формы внеурочной деятельности школы по направлениям (слайды 9-14)

А теперь вернемся к этапам внеурочной деятельности и поговорим об аналитическом этапе.  Цель данного этапа - выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Для этого используют определенные методы и приемы (слайд 15)

Предметом анализа и оценки:

  • включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
  • соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
  • ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты  (слайд 16)от внеурочной деятельности:

-создание оптимальных условий для развития и отдыха детей ;

-творческая самореализация детей;

-формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

-психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;

-реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Выполнила Никифорова Т.Ю. учитель высшей категории 2014г.

Слайд 2

Внеурочная деятельность проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Е.Н. Степанов

Слайд 3

Внеурочная деятельность позволяет решить задачи выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширение рамок общения с социумом.

Слайд 4

Принципы организации внеурочной деятельности соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Слайд 5

Этапы организации внеурочной деятельности проектный организационно-деятельностный аналитический

Слайд 6

Типы организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования; модель «школы полного дня»; оптимизационная модель; инновационно -образовательная модель.

Слайд 7

Каким образом осуществляется внеурочная деятельность? Через часть учебного плана ОУ, формируемую участниками образовательного процесса . Через деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей. Через ДОД в условиях школы и в условиях учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта. Через инновационную деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

Слайд 8

Направления развития личности спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное

Слайд 9

Формы организации Секции кружки экскурсии олимпиады круглые столы соревнования НОУ поисковые исследования

Слайд 10

Формы Спортивно-оздоровительное: Работа спортивных секций по мини-футболу, шахмат. Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований. Проведение бесед по охране здоровья. Зарядка перед уроками. Динамические паузы и прогулки в начальной школе. Участие в районных и городских спортивных соревнованиях. Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Слайд 11

Формы Художественно-эстетическое : Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся. Работа кружка по ИЗО. Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

Слайд 12

Формы Научно-познавательное : Предметные недели. Работа Кружков « Д орога к знаниям» (речевой, англ.яз ) Библиотечные уроки. К онкурсы , экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др . Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области.

Слайд 13

Формы Гражданско-патриотическое: Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества. Выставки рисунков. Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян. Тематические классные часы. Митинг, посвященный 9 мая. Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Слайд 14

Формы Общественно-полезное: Работа на пришкольном участке. Разведение комнатных цветов .

Слайд 15

Приемы и методы анализа и оценивания педагогическое наблюдение, анкетирование детей и родителей, беседа, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический консилиум и др.

Слайд 16

Результаты внеурочной деятельности 1 уровень Приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 2 уровень Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. 3 уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"

Данная статья  адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Статья: «Проектная деятельность как инновационный подход к организации внеурочной деятельности в начальной школе»

В статье рассматриваются две модели вовлечения учащихся начальной школы в проектную деятельность посредством  внеурочных занятий....

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...