Индивидуализация процесса обучения
статья на тему
статья на тему индивидуализации в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya_protsessa_obucheniya.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация процесса обучения
Заповедь: «Помоги ребёнку почувствовать в себе уверенность».
«Люби своих учеников уже за то, что им дано право жить на земле».
«Поддерживай учеников в их делах и начинаниях, найди то лучшее, что есть в них, и постарайся развить».
«Сделай озорников и шалунов своими помощниками».
«Надо уметь слушать и слышать ребёнка, ведь маленький человек хочет почувствовать, что он нужен и интересен».
«Плохой учитель преподаёт истину, хороший – учит её находить» А.Дистервег
Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема активизации творческого потенциала личности. Один из путей решения этой проблемы – активизация творческого воображения, поскольку воображение является основной составляющей любого вида творческой деятельности.
Большое значение воображению придавал Л.С.Выготский: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие».
Следовательно, необходима целенаправленная работа по формированию творческого воображения детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Активизируя процесс воображения младшего школьника, оказываем положительное влияние на развитие других процессов (памяти, мышления…).
В школьном возрасте воображение включено в процесс учения и творческую деятельность. В преподавании всех учебных предметов открываются большие возможности формирования воссоздающего и творческого воображения. Например, при выполнении упражнения: «Что ты знаешь о дятле? Придумай, с чем (с кем) можно сравнить дятла. Дополни текст предложениями об этой птице. Напиши текст-описание на тему: «Лесной доктор».
Ещё пример. «Напиши репортаж из леса на тему: «Зимой в лесу». Опиши, как выглядят деревья, сугробы ранним утром». «Напиши текст-рассуждение на тему: «Почему птицы улетают в тёплые края?».
Эти задания, различные по степени сложности, направлены на развитие воображения и других психических процессов и свойств личности.
В целях повышения эффективности обучения необходимо формировать умение дополнить текст своими предложениями или цитатами из произведений известных писателей.
Для активизации познавательной деятельности на уроках необходимо использовать дидактические и занимательные игры типа кроссворда, шарад, ребуса. Для развития творческого воображения необходимо проектировать самостоятельное сочинение сказок, загадок.
При работе со словами из словаря следует добиваться понимания учеником значения изучаемого слова как результат знания его этимологии.
Идея гуманизации образовательного процесса всегда была главным направлением в развитии педагогической мысли.
Прежний подход в образовании, когда «учитель говорит объясняет, а ученик внимательно слушает воспринимает воспроизводит, постепенно заменяется подходом, когда ученик сам изучает выявляет
познаёт понимает осмысливает применяет». Это самый продуктивный путь познания. Гуманизация образовательного процесса направлена на цель – вооружить ребёнка навыками самообразования.
Во время гуманистического образовательного процесса главным становится осознание того, что мы имеем дело с живым индивидуумом, который в своём роде единичный, редкий, исключительный, и мы не имеем права запрещать ему быть похожим на себя или копировать кого-то другого из-за того, что тот (другой) нам нравится.
Уважение к ребёнку и на основе этого формирования чувства самоуважения делает ребёнка сильным, защищённым и уверенным в своих силах. Несомненно, чтобы ребёнок принимал себя таковым, вокруг него нужно образовать доброжелательную, терпеливую атмосферу: необходимы для существования навыки сотрудничества.
Для формирования умения сотрудничества рекомендую во время урока работать с детьми маленькими группами, которые образуются заново для каждого задания, в итоге к работе привлекается весь класс.
Во время такой работы учащимся даётся возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задания. Во время совместного обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, объясняется тема или вопрос тем участникам группы, которые не вникли в суть задания, проверяются результаты работы, анализируются, систематизируются и оформляются выводы. Это творческо-поисковый процесс, во время которого учитель является наблюдателем или руководителем, соучастником или организатором (больше слушать, чем говорить, избегая давать конкретные указания).
Принцип, который является ведущим – развитие детей, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества и сопереживания между учителем и учениками.
Пословицы, поговорки, скороговорки помогают проводить эстетические беседы, пополнять словарный запас ребёнка, развивать память.
Часто детям предлагается сочинить стихотворение. На уроках математики постоянно звучит: докажите, сравните, объясните, кто думает иначе? Задания предлагаются по уровням. Есть самостоятельные и контрольные работы, которые имеют 3 уровня сложности. Тесты и самостоятельные работы – постоянно присутствуют на уроках. На уроках русского языка тоже предлагаются индивидуальные задания группе учащихся, с последующей проверкой.
Дети очень любят нетрадиционные уроки: уроки-сказки, уроки-диспуты, уроки-путешествия. Конечно, такие уроки требуют более тщательной подготовки, но они этого стоят.
Использование памяток, видов разборов очень помогают в работе.
Работа по развитию речи занимает особое место. Приучить детей говорить только содержательно – важная задача учителя начальных классов.
Логичность, точность, выразительность, ясность, чистота, правильность – современные требования к речи обучающихся. Хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития.
Качество знаний просматривается через ежедневную работу с каждым учеником, в своевременном выявлении и устранении пробелов в знаниях, в связи семьи и школы, работа с психологической службой школы, коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация процесса обучения устной речи глухих школьников на индивидуально-коррекционных занятиях
В этой показаны результаты опытно-экспериментальной работы "Индивидуализация процесса обучения глухих детей " на занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения....
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников
Индивидуализация и дифференциация обучения необходима для обучения как слабых, так и сильных детей. Благодаря такому обучению облегчается учебн...
Презентация по теме "Индивидуализация процесса обучения в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения"
Данная презентация содержит материалы из опыта работы....
«Индивидуализация процесса обучения в начальной школе»
обобщение опыта...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИЛИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ?
Вопрос индивидуализации процесса обучения уже долгое время волнует многих отечественных и зарубежных педагогов-практиков и ученых, т.к. настоящий педагог заинтересован не только в улучшении качества у...
Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе
В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.Ключевые слова: адаптивная система ...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Индивидуализация процесса обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения. В связи с этим актуальной задачей становится такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, ...