Системно-деятельностный подход.Игровые технологии
статья на тему

Классификация игр, роль игры на уроках  в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад79.46 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районных педчтениях

учителей начальных классов

Дятьковского района

по теме «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании учащихся»

Подготовил: учитель начальных классов

МАОУ ДСОШ №2

Семенова Е. И.    

Ноябрь 2014 г.            


Игровые технологии как составная часть системно-деятельностного подхода. (сл. 1)

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают 

на этот вопрос по-разному. · Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, · другие - о 

воспитании, · третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении 

учиться, формировании способности к саморазвитию... Однако все и всегда сходятся в 

том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое 

место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в 

выбранной профессии.  Способность человека к реализации социально значимой 

деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого 

сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А.

Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой 

человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем 

образования своей жизни... Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д.

Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов ,Л.В. Занков и 

многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ 

исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке 

выпускников со стороны общества менялись. Сегодня социальный заказ общества на 

образование коренным образом отличается от предыдущего.  И одно из главных 

отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно -

деятельностный подход.  

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я 

запоминаю, я делаю – я усваиваю‖. Обратимся к последней, самой главной фразе 

мудрости «…я делаю – я усваиваю‖. В системно-деятельностном подходе категория 

"деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"?

- Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности  (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий (УУД).

- Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.

- В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая еѐ субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

-Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.

 Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание. Принцип деятельности -заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных  умений.

Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий.

. Деятельностный подход к обучению предполагает: (сл.2):

 • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии: (Сл. 3)

Здоровьесберегающие  технологии. С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишьсяДля этого есть многим известные советы психолога Д. Корнеги:
Искренне интересуйтесь людьми 
Улыбайтесь 
Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук 
Будьте хорошим слушателем 
Говорите о том, что интересует собеседника 
Внушайте ему сознание его значимости 
  
Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешноОднако  психологическая  комфортность  необходима  не  только  для развития ребенка и усвоения им знаний.   Это тем более важно в условиях реализации принципа минимакса, когда работа ведется на высоком уровне трудности. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха  (Я могу!), которая создается при введении нового знания для каждого ученика, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Это 
чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения, и поэтому является необходимым требованием личностно-ориентированной педагогики.
                
           Проблемно -  диалогическое обучение.   Основная задача обучения - научить ребенка учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся.       
   
Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной активности, является проблемное обучение.     Используя      проблемные методы обучения, можно  убедитьсячто данные методы обучения эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса.

    Технология  проектного  обучения  Данная  технология позволила развить у учащихся познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, также развивается их критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

      Технология  развивающего  обучения.  Ориентирована на то, чтобы создавать каждому  школьнику условия, в которых он  максимально реализовал бы себя, и  не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способность, но именно личность.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводится к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памятихочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому на современном этапе важен новый уровень функциональной грамотности, который связан с освоением таких компонентов, как компьютерная, экологическая, экономическая грамотность, развитие творческой направленности личности.

    Личностно - ориентированное обучение.  Принцип минимакса помогает  сделать  урок  личностно - ориентированным. Это позволяет сформировать у учащихся установку на достижение успеха. Стараться создавать такие  педагогические ситуации общения, которые  позволяют каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельностьизбирательность к способам работы. Основным  замыслом  личностно - ориентированного урока является необходимость  раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать его с задаваемым, переведя в социально значимое содержание, и тем самым добиться личностного усвоения этого содержания.
            
Во все времена педагога  волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Разрешить эту проблему очень легко  с помощью компьютерных  и  игровых технологий обучения.

Я хотела бы остановиться на игровых технологиях обучения:

 
Игровые  технологии обучения.  (Сл. 4) Ш.А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети говорит:  « … без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».   Игра - активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление.  

   В младших классах игра  занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.

    В работе учителя младших классов самая трудная задача - довести свои мысли до сознания учащихся. Учитель может хорошо знать свой предмет и держать класс под своим жестким контролем, но если он не может установить с ним тесный контакт, если дети плохо понимают урок, его усилия окажутся напрасными.

Игра же представляет собой первую доступную для школьника форму  деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

В.А. Сухомлинский так же отмечал, что «… жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

  Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может в процессе игры решить более трудную задачу. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

     Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной задачи.  Они создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

 Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Актуальность игры сегодня повышается и из-за ᴨеренасыщенности современного школьника информацией. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.


    
          
На разных этапах урока включать занимательные упражнения, уроки – путешествияВсе дети даже  самые  неподготовленные   к обучениюс удовольствием помогают любимым героям решить задачу, разгадать ребус, головоломку. Они всегда с нетерпением ждут  очередной встречи с Незнайкой, Буратино и другими сказочными героями. На таких уроках   можно наблюдать на лицах детей удивление, интерес и радость от возникшей догадки.   А для учителя важно не только вызвать этот первоначальный интерес, но и удерживать его, сделать стойким на долгие годыТакже в практике  можно использовать  и нестандартные уроки. Например, что может быть лучше урока-праздника.

Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий: (Сл. 5)

              1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

              2)доступность для учащихся данного возраста;

              3)умеренность в использовании игр на уроках.

Выделяют следующие виды дидактических игр. (Сл.6)

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия  в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету». Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 

3. Игры-соревнования. «Набери число», «Кто быстрее», «Лесенка», «Не зевай», «Ромашка» заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры.  Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

      Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют: (Сл. 7)

  1. Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
  2. Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
  3. Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
  4. Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
  5. Полноценное соединение знаний и практических навыков.
  6. Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

      Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.

  Педагогические игры имеют следующую классификацию: (сл.8)

-  По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные        и   психологические;

-  По характеру педагогического процесса:

1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2.       познавательные, воспитательные, развивающие;

3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;

 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

- По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

- По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Приведу примеры дидактических игр, которые я часто использую на уроках:

Игры на уроках русского языка

 Загадки Петрушки
Учитель читает письмо, которое пришло от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды — нынче их очень много. Отгадайте, какие это грибы, если в их названии есть звук [р] (рыжики, сыроежки, боровики), звуки [с] и [с'] (сыроежки, маслята, лисички). Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук [к(костяника, черника, земляника)?

Путаница
Оборудование: наборы слогов.
Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: ба-ры, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д. Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.


Игры на развитие слухового восприятия, навыков слогового анализа и синтеза

Кто в каком домике будет жить?
Игру можно проводить в форме соревнования команд.
Педагог рисует на доске три домика — в них будут жить животные. В первом — те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя.

«Ведущая буква»

Цель игры: развитие умения читать слова с новой буквой, определять положение изучаемой буквы в слове.

На этапе закрепления учитель раздаёт каждому ученику карточку со словом. В каждом слове есть изучаемая на данном уроке буква (например, буква с). Учащиеся читают слово самостоятельно. Через минуту учитель приглашает детей с карточками к доске. Каждый ученик читает слово, а весь класс проверяет. Затем учитель просит сделать шаг вперёд тех, у кого новая буква в начале слова, затем в середине и в конце.

«Слог за слогом»

Цель игры: формирование умения делить слова на слоги.

1 вариант игры: один из участников игры называет слово, состоящее из 2-3 слогов. Остальные записывают это слово, деля на слоги. Затем каждый участник должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был началом следующего. Побеждает тот, кто первый напишет 10 слов (или другое количество по условию).

2 вариант игры: первый участник игры называет слово, состоящее из 2-3 слогов. Остальные записывают это слово, деля на слоги. Учащиеся придумывают новое слово и тот, кто первый придумал слово, начинающееся на последний слог, озвучивает это слово, а остальные участники его записывают.

«Цепочка»

Цель игры: проверить умения учащихся изменять числительные по падежам.

Учитель или первый учащийся произносит сочетание количественного числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками) После чего участники игры передают это слово по цепочке, называя следующие по порядку числительные и подбирая новые существительные, например, тремя днями, четырьмя яблоками, пятью тетрадями и т.д.

Шарады.

Наш первый слог тот отгадает,

Кто ноты хоть немного знает.

Второй и третий – оленя украшают.

А целое – нередко сил лишает.                (до-рога)

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито,

Второго корабли боятся,

А целое весной летает и жужжит,

То сядет на цветок, то снова улетит.   (ш-мель)

Первое на земле валяется,

Второе в Волгу вливается,

А целое – птицей называется.               (сор-ока)

Первое – нота,

Второе – тоже,

А целое на боб похоже.                        (фа-соль)

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.                                 (кар-тина)

Первое – предлог.

Второе – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.                                (за-дача)

«Дружная семейка».

На каждую букву написанного по вертикали слова подберите дружную семейку.      

Л

-

прилагательное,

(Лесной)

И

-

союз,

(И, или)

Т

-

существительное,

(Тигр)

Е

-

глагол,

(Ездить)

Р

-

прилагательное,

(Речной)

А

-

существительное,

(Арбуз)

Т

-

местоимение,

(Ты, тот)

У

-

предлог,

(У)

Р

-

глагол,

(Рычать)

А

-

союз,

(А )

«Лесенка».

Составьте лесенку слов на букву «м», чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.

М

Мы

М

Мир

М

Мозг

М

Мешок

М

Молоко

М

Морошка

М

Музыкант

М

Мороженое

«Переставьте буквы, так чтобы получились новые слова».

     

Ложа –  жало

Трепак – паркет

Вобла – обвал

Пион – пони

Числа – силач

Планка – клапан

Конус –  сукно

Теплица – петлица

Тьма – мать

Товар –  отвар

Халва – хвала

Кобура –  уборка

Шпала – лапша

Кулон – уклон

Коршун – шнурок

Цоколь – кольцо

Укор – урок

Ропот – топор

Мазок –  замок

Образ – забор

Зарница – разница

ИГРЫ НА УРОКАХ  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

    Цель всех дидактических игр этого раздела: развитие речи детей и обогащение словарного запаса.

«Отгадайте пословицы» ( по двум ключевым словам).

Свет – тьма;

Труд – лень;

Встречают – провожают;

Погибай – выручай

«Собери пословицу»

1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим

2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой

3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз

4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят

5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в

6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь

«Сочини стихотворение»

Дети младшего школьного возраста вполне способны сочинять простые стихи. Подобные упражнения прекрасно помогают развивать речь и образное мышление. Педагог  должен придумать две первые строчки стихотворения, а ученик – продолжение.

«Конкурс пародистов»

Цель игры: отработка умения менять тембр голоса.

Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнесите фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.

Фраза

Тембр

Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!

 За чем пришел, молодец? Дела пытаешь аль от дела лытаешь?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?

Корову заведем, молоко пить будем.

Старческий, зловещий, хриплый, низ кий

Нежный, мелодичный, приятный, благозвучный, серебристый

Ласковый, нежный, мурлыкающий

ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

«Назови соседей»

Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.

 Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей»  данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.


«Кто быстрее нарядит ёлочку

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

«Математический лабиринт» - на доске или карточке нарисован лабиринт с числами-входами и числом в центре. Вызванный ученик должен показать путь в центр, чтобы в сумме набрать данное число. Остальные ищут другие пути.

«Молчанка» - на доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.

«Головоломка» - на доске или карточке записаны примеры с пропущенными числами. Вместо одинаковых чисел нарисованы одни и те же фигуры. Нужно найти попущенные числа.

«Космонавты» - класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

 «Засели домики» - каждому ученику (или по одной на парту) раздаются перфокарты в виде домиков с этажами, на крыше которых написано число. Надо расселить на каждый этаж по столько же жильцов, т. е. дописать второе число, чтобы в сумме с рядом стоящим  числом получилось число на крыше домика.

ИГРЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Узнай птицу по описанию»

Цель: закрепить знания детей по теме «Птицы»..

На наборное полотно выставляются изображения птиц. Учитель описывает одну из них, дети показывают эту птицу и называют ее.

Примерные описания птиц:

Маленькая серая птичка. Головка темно-серая, щечки светлые, шейка и грудка черные. По земле прыгает, крошки склевывает.   (Воробей)

Маленькая, очень подвижная птичка. Головка, шейка, полоска посредине грудки черные, спинка зеленовато-голубая, низ желтый или белый.   (Синица)

Черно-белая птичка. Горлышко и лоб красновато-рыжие, брюшко белое, хвост длинный, вильчатый. Кормится насекомыми. Ловит их на лету.   (Ласточка)

Какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, грачи, скворцы, соловьи).

В заключение детям предлагается разделить картинки, изображающие зимующих и перелетных птиц, на две группы и объяснить, почему они так названы.

«Рассели животных»

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные».

Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу учителя они должны «заселить» домики: один – дикими, другой – домашними животными (перелетными и зимующими птицами), вставляя карточки в окошки. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.

    Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

         Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

    Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

     Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

   Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для поддержания эмоционального тонуса ребенка во время урока, но делает урок более интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс - воображение.

  Таким образом, дидактическая игра – это игра не только для детей. Для учителя – это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт «зону ближайшего развития» для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы  (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры -  возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.

  Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

(Сл.11) Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые приемы работы на уроке в полной мере позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. «Просвещение», 2010 г. 2.

2. Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет.  М., 1986

3. Бочек Е.А.  Игра-соревнование “Если вместе, если дружно”  //Начальная школа  1, 1999

4. Виноградова Н.Ф. Дидактическая игра как метод обучения. Методические рекомендации. М. Вентана – Граф. 2002

5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону, 2004.

6.Макарова С.И.  Системно-деятельностный подход в обучении.

7. Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа 2, 1987

8. Перокова О.И., Сазанова Л.И.  Раз, два, три – отвечай.  М., 1993

9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

11. Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.

12. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственный классный час в системно-деятельностной технологии "Лучшее слово о дружбе"

Цели:1.Развитие умения учащихся вести рассуждения.2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.3.Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу, уважать мне...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...

«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...