Выступление на педагогическом совете "Роль этапов урока (организационного момента и заключительного этапа) в повышении качества обученности"
учебно-методический материал на тему

Значение, особенности проведения организационного момента и заключительного этапа на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Роль этапов урока (оргмомента и заключительного этапа) в повышении качества обученности»

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ:

  • предварительную организацию класса (проверка отсутствующих,
    внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных организация внимания);
  • готовность учителя к уроку;
  • мобилизующее начало урока («исходная мотивация»).

Организационный момент готовит учащихся к актуализации знаний.

Целями данного этапа являются:

  • психологический настрой учащихся;
  • обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой эмоциональное состояние класса.

 Исходная мотивация

На этом этапе учитель может использовать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усиливать мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем, это будет необходимо).

Актуализация знаний 

На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему; что именно им придется изучить и освоить; какова основная задача предстоящей работы.

После того, как основная учебная задача сформулирована, понятна  учащимся, намечается и обсуждается план предстоящей работы.

Какие же приемы начала урока можно использовать:

- рифмованное начало урока;

- с элементами театрализации;

- с загадки;

- с эпиграфа к уроку;

- с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;

- с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;

- с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания

  проблемной ситуации.

         Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков.

Русский язык

Проверь,                                                            
Готов ли ты начать урок?                                    Тетрадь правильно кладу,                        
Всё ль в порядке                                                  Ручку правильно держу.                          
Книжка, ручка и тетрадка?                                  За посадкою слежу.                                  
Проверили? Садитесь!                                        С чистотою я дружу,                                                      
С усердием трудитесь!                                        На «отлично» напишу!                          

                       

 

Математика                                                            Окружающий мир

Тут затеи, и задачи,                                          «Равнины и горы России»
Игры, шутки, всё для вас!                                Над Россией Солнце светит,
Пожелаем всем удачи -                                    И дожди шумят над ней ,
За работу, в добрый час!                                  В целом свете, в целом свете

                                                                            Нет страны ее родней!      

Шуточная загадка может быть предложена при изучении темы «Звездное небо».

Две медведицы смеются:

Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

Неординарное решение для введения в урок. 

- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.

- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

- Грамоте учится – всегда пригодиться.

- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

- Делу время, потехе час.

- Больше знай, меньше болтай.

Оргмомент проблемного урока.

В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.

Основная цель актуализации – посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала, т.е. прежние знания сделать актуальными в данный момент.

Основная задача данного этапа урока – создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. Именно на этапе актуализации ставятся проблемные вопросы, возникают проблемные ситуации и ставятся учебные проблемы.       Можно показать пример с деревом.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Мы рассмотрим

Рефлексию содержания учебного материала (итог урока). Используется для выявления уровня осознания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса.

Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Такая работа развивает самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность уч-ся.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

         Нетрадиционные моменты в уроке занимают важное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте.

Закончить выступление я хочу словами В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...

презентация к заочному этапу конкурса "Методическое портфолио" "Методическая система как основа повышения качества образования"

презентация к  заочному этапу конкурса "Методическое портфолио"  "Методическая система как основа повышения качества образования"...

Выступление на педагогическом совете: Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов. «Игры детей – в...

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"

Выступление на педагогическом совете "Формирование учебной мотивации , как основное условие повышения качества обучения"...