выступление на МО, презентация "Использование упражнений на уроках обучения грамоте".
презентация к уроку (1 класс) на тему
Презентация " Использование упражнений на уроках обучения грамоте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Использование упражнений на уроках обучения грамоте" | 2.63 МБ |
mo_moe_vystuplenie_2015.docx | 109.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Назови предмет 2.Назовите первый звук в слове. 3.Напиши к картинкам схемы.
а о я е н т ц ч й ш Рассели буквы по домикам
Составьте слова
Составьте слоги в шахматном порядке и прочитайте слова
Раскрасьте бусы и соедините в определенном порядке: желтая, красная, желтая, красная…
Соедините последовательно слоги
• Игра «Слоговое лото» У каждого ученика — по одной слоговой карточке. У учителя такие же слоговые карточки. Учитель показывает детям слог, ученики, у которых такой же слог, должны прочитать его. Чтобы учащиеся не отвлекались, учитель может повторить показ одного и того же слога. Речевой материал: ац, оц, уц, ца, цо, цу. Включение слабых учащихся в повторное чтение слогов. Придумай слова по картинке. Дорисуй Картинки.
Посмотри на картинки и допиши в каждом слове второй слог
1. Прочитай и напиши слоги. 2.Вставь по клеточкам слова: -Что делают из винограда -Что нужно взять, чтобы погладить одежду.
Выполняем задания, составляем слова по карточкам
1) Назови одним словом предметы. 2) Найди слова с буквой о Назови по порядку все звуки в словах: дом (д, о, м) зонт (з,о, н,т) впиши букву О в нужную клеточку.
ре…а сол…це з…ма ва…он тр…ва азбу к а уче н ик уч и тель г лобус букв а рь к к н к и и н г г а а Прочитайте слова, вставив пропущенные буквы ре к а сол н це з и ма ва г он тр а ва азбу…а уче…ик уч…тель … лобус букв…рь
Составь предложения,заменив картинку словом.
Составляем слова, определяем гласные и согласные звуки
Игра «Гости» н а о у и е на но ну ни не Составь из слогов слова Лы жи Лы ко Ни ва Ти на Ваза Руки Ни ти за Ру ти ки Ва Ни Ни ва Ти на
Отгадай ребусы с 3 ж лас. та ша Г о и Щ стриж ласточка Наташа грозы щель кит
Какие слова спрятались ? щ тр мод щав кач аквар кач в кан щель модель трель щавель качель акварели качели великан
Составь слова из букв на колесе к е о л с о кол лес село сокол колос осел лесок сок Проверка
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ №101»
(МБОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ №101»)
Доклад по теме:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
учителя начальных
классов Кубанцевой Т.А.
Кемерово 2015г.
Для учителя начальных классов, которые работают в 1 классе, главная забота – помочь детям усвоить программный материал, при этом максимально заинтересовав их для успешной работы. Главным помощником в этот период является игра.
Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы, решают дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление изученного, формирование учебных умений и навыков.
Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.
Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Детям тяжело дается усвоение материала на занятиях по обучению грамоте, они испытывают значительные трудности в процессе овладения навыком чтения, не всегда понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают значительное количество разнообразных ошибок.
Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы.
Коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, была выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения провожу в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает мне снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Игровые методы используют ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.
Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте.
- При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
- Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
- Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
- По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.
С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
План работы над звуком и буквой
- Выделение звука из ярда слогов, слов.
- Определение места звука в слове.
- Придумывание слов на заданный звук.
- Уточнение артикуляции и характеристика звука.
- Знакомство с буквой.
- Из каких элементов буква состоит.
- На что похожа буква.
- Узнавание заданной буквы среди других букв.
- Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
- Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.
Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.
Игры на уровне звука и буквы.
Выделение звука из слов.
Читающие пальчики
Цель: учить узнавать буквы по обводящему движению, различать буквы вырезанные из разного материала.
Оборудование: карточки с буквами.
Ход игры: Учитель просит обвести пальчиком букву на карточке.
Домики
Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.
Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).
Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
Цветы и бабочки
Цель: упражнять в чтении слогов.
Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.
Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно выбирают себе бабочек, передвигают их по полю и читают слоги. Если на цветок сели 2 бабочки, читают слова СОК, КИТ, РАК и так далее.
Цепочка
Цель: развитие умения подбирать слова по данному слогу.
Ход игры: логопед записывает на доске слово ОК – НО по слогам (или ставит карточку), дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога – НО – НОРА, затем новое слово, начинающееся слогом РА – РАМА и т.д. за правильный ответ ребенок получает фишку.
Ребусы
Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко – буквенный анализ.
Оборудование: карточки с ребусами.
Ход игры: каждый ребенок получает карточку, отгадывает слово. Необходимо объяснить значение слова, придумать с этим словом предложение.
Прочитай – проверь
Цель: упражнять в чтении слов. Осознанное послоговое чтение.
Оборудование: карточки: с одной стороны слово, с другой – картинка.
Ход игры: дети сидят за столом, достают из коробки карточки со словами, читают и проверяют себя, переворачивая карточку картинкой вверх. Побеждает тот, кто прочитал больше слов.
Что видел зайка
Цель: Развитие умения осуществлять буквенный анализ.
Оборудование: К доске прикреплены карточки-картинки обратной стороной наружу, наружу, на столе зайка.
Ход игры: Учитель говорит:
Раз, два, три , четыре, пять-
Вышел зайка погулять.
Где зайчишка побывал?
Что зайчишка повидал?
Ученик берет зайку и указывает на одну из картинок, поворачивает к классу.
Ученик называет предмет, изображенный и анализирует буквенный состав слова. За правильный ответ ученик получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки. В конце игры ученики называют где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу и т.д.
Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях. При проведении игры «Кто больше?» детям предлагается составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке закрепления букв Т и т детям даются слоги и буквы:
са ты с
ки ти но
ко ны т
Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.
Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.
Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте
Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте...
Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте
Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте...
Фонетические и речевые упражнения на уроках обучения грамоте.
В данной презентации приведены примеры упражнений, которые можно использовать на уроках в период обучения грамоте. Данные упражнения помогают развивать фонематический слух, тренировать артикуляционный...
1 класс. Этапы урока обучения грамоте для слабослышащих детей. Упражнения по работе с разрезной азбукой. Упражнения для уроков письма.
Материал может быть реализован при работе с АООП 2.2 (слабослышащие дети)....
Игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.
В данном материале представлены игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте по УМК "Начальная школа 21 века"...
Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка
Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка...
Тренировочные упражнения к урокам обучения грамоте в букварный период
На данной странице собраны упражнения для формирования общеучебных умений и навыков, а также игровых заданий, направленных на развитие логического мышления, обогащение словарного запаса, развити...