Доклад "Индивидуальное обучение в сельской школе"
статья на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Доклад
«Индивидуальное обучение в сельской школе».
Подготовила: Касьянова Светлана Викторовна
Я работаю учителем начальных классов в обыкновенной сельской малокомплектной школе, в которую приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
Сегодняшнее поколение называют цифровым и, действительно, оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.
Современное информационное общество движется по пути развития
творческого мышления человека. Творческий человек может успешно
адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам,
находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен
к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание
творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую
актуальность и является одной их главных целей системы образования.
Идея использования ИКТ в начальной школе ко мне пришла из современных требований к качеству российского образования и требований к современному учителю.
Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
- повышению учебной мотивации;
-повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
-обеспечению дифференциации обучения;
- повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- рационализации организации учебного процесса,
- повышению эффективности урока;
- повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Уроки с применением ИКТ обладают большой вариативностью, различаются по типу, структуре, длительности учебного занятия.
Особенности организации таких уроков следующие:
- учебный материал дробится на небольшие порции;
- учебный процесс строится из последовательных шагов, содержащих порцию знаний;
- каждый шаг завершается контрольным вопросом или заданием;
- новую порцию учебного материала учащихся получает при правильном выполнении контрольных заданий и выполняет следующий шаг обучения;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь компьютера и дополнительные разъяснения учителя;
- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- результаты выполнения контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и учителю (внешняя обратная связь)
Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений. Ориентированный на усреднённого индивида подход сменяется индивидуальным психологическим подходом к обучаемому.
В своей работе использую информационные технологии в трех направлениях:
- демонстрация слайдов (использование презентаций);
- создание тестов (используя тестовую оболочку);
- работа над проектами
Работая в первом направлении, пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках начальной школе.
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Использование таких презентаций дает хороший результат.
Второе направление работы - использование компьютерных тестов.
Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность. Использование компьютерного тестирования
повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную
деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов.
Третье направление работы – использование проектных форм
Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.
Применение метода проектов в процессе преподавания школьного курса дает возможность:
- превратить абстрактную математику (такой ее видят большинство учеников) в интересную и значимую, что содействует развитию творческих способностей личности;
- активизировать учебно-познавательную деятельность учеников;
- обеспечить связь теоретического материала с его практическим применением;
- формировать ключевые жизненные компетентности: умение учиться, общекультурную, гражданскую, предпринимательскую, социальную, информационно- коммуникативную и компетенцию сохранение здоровья;
- значительно повысить результативность изучения конкретной темы.
Использование ИКТ в учебном процессе в начальной школе позволяет моделировать содержание разнообразных учебных проблем с самими учащимися. При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребенок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая учебно-познавательная деятельность.
Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером.
Результаты уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ученица бежит бегом на такие уроки, потому что знает, что обязательно будет что-то интересное, и старается радовать меня своими знаниями.
Монитор компьютера (экран) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащейся более полную информацию об изучаемых процессах, включает её в активную работу.
Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:
- классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
- электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;
- электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.
С применением ИКТ строятся особые отношения учителя, родителей и детей. Меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Однако забывать про обучающую роль учебника на уроке не следует. Надо стараться грамотно сочетать использование ИКТ и учебника, которые должны дополнять друг друга. Сочетание учебника и ИКТ должно быть гармонично.
При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
В начальной школе я использую ИКТ на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Многолетняя практика убедила в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями».
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, познавательные игры, интегрированные уроки с применением ИКТ. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. В учебном процессе используются методики и технологии, адекватные возрастным особенностям младшего школьника.
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний.
На уроках использую продуктивные методы обучения, отличающиеся тем, что ученик добывает субъективно новые знания в результате творческой деятельности. Применение технологии проблемного обучения учит ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы, что является важнейшим фактором роста качества обучения, средством подготовки к творчеству, труду. Активно применяю метод моделирования: устанавливается соответствие между предметными, вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями. Широко использую метод сравнения. Иногда сравнение выступает как самостоятельная проблема, а то и помогает глубже понять предметы и явления. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие предметов и явлений по определенным признакам.
Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности ребёнка , необходимо создать в классе такие условия , чтобы он самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую индивидуальный подход в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей , включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывают живой интерес к процессу познания, помогает усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить внутренний мир ребенка. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности.
Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника игрового познавательного процесса.
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.
В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровье сбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Хочу привести пример работы над исследованием «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?»
Проблема: ухудшение здоровья ученика.
Тема: «Почему тяжелый портфель влияет на здоровье ученика?
Актуальность: правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела! Ежедневная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Цель: изучить и доказать, как тяжелые ранцы влияют на здоровье учеников.
Задачи:
-проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
-взвесить ранцы;
- найти нормы;
-описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
- доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
- предложить способы решения проблемы.
Гипотеза: автор полагает, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Организация исследования:
- Организация поисковой работы (библиотека, интернет, статьи)
-Проведение опроса, анкетирования.
- Составление памятки учащимся, родителям .
Презентация исследовательской работы.
- Выступление на школьной научно-практической конференции, на районном конкурсе «Я – исследователь».
Также в преподавании окружающего мира, литературного чтения использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у ученицы целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Благодаря применению данной технологии на практике ученица творчески подходит к выполнению заданий, обрабатывает большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моей ученицы. Я учу её любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для неё, имело развивающий характер. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Наверное, только тогда, когда она будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Чтобы воплотить это в жизнь я использую метод «погружения в литературное произведение» Мы читаем с ученицей длительное время большое по объёму произведение. Ежедневно дома она читает одну главу или несколько страниц. На следующий день на уроке 5 минут обсуждаем прочитанное. Ученица ждёт этих совместных обсуждений. Каждая книга даёт возможность открыть что-то новое. Работа строится на вопросах ученицы. Она ведёт тетради по чтению, где записывает вопросы, делает рисунки, пишут небольшие сочинения. Оценивая работу в тетради, стараюсь учитывать содержание вопросов, грамотность написания, аккуратность, систему в работе. Мы стремимся, чтобы вопросы носили поисковый характер. На своих уроках учу ученицу обращать внимание на средства выразительного чтения: паузы, логическое ударение, темп, ритм. Стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы ей было интересно, чтобы 25-30 минут на уроке она была занята чтением и читала с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в выборочном чтении, по ролям, цепочкой, такие приёмы помогают разнообразить работу на уроке. Формируется любовь к книге, развивается кругозор, обогащается словарный запас. Она сама составляет памятки работы с жанрами: рассказом, повестью, стихотворением и т. д. Практикую в своей работе « Метод орфографического чтения» которым охватывается успешное обучение ученицы довольно широкому кругу орфографических правил. Она легко осваивает орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличает два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. В конце года второго класса при проверке техники чтения, ученица прочитала выше нормы . Читая, у неё развивается фонематический слух, столь важный для усвоения правописания. Но не всем дано быть грамотными. Одна из волнующих моих проблем научить грамотному письму, а то есть замечать речевые ошибки.
Формирование у школьницы прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимания учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падение интереса к чтению, организация учителем учебной деятельности оптимальная.
Один из этапов русского языка – словарно - орфографическая работа. Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания орфограмм и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждом уроке.
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребёнку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма.
С самых первых дней ребёнка в школе учу рассматривать любое правило, как правила игры. Любая игра представляет собой приключение и не просто приключение, а приключение мысли. Ведь орфография- это своеобразный лабиринт, из которого можно выбраться, если во время увидеть указатель и научиться, им следовать. Развитию орфографической зоркости способствует большое количество систематических упражнений.
Ежеурочно - проводимые « орфографические зарядки» нацеленные на умение учащегося обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Проводятся в начале каждого урока русского языка, занимают 5-6 минут урока. Эти упражнения можно подразделить на четыре этапа: подготовительно- ознакомительный этап, тренировочный этап, закрепительный этап, контрольно- диагностический этап.
Упражнения « Орфограммы в загадках» развивая орфографическую зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательства.
В своей педагогической практике уделяю внимание к системе нетрадиционных уроков, которые получили название повторительно - обобщающие. Именно на таких уроках возлагается задача приведения в систему изученного материала. Цель таких уроков «Орфограмма в корне слова» - привести в систему знания, показать значимость языка, его норм и правил для чёткого и правильного выражения мысли в различных сферах значения и жизненных ситуациях. Форма «урок-путешествие» , имеющие сказочную основу, позволяет оживить теоретический материал урока. Органически связать правописание орфограмм в корне слова с теоретическим материалом из других областей знания математики, ознакомления с окружающим миром, то есть представить в интегрированной форме. Подключить богатую фантазию ученицы. Провести реальную социально-нравственную проблематику- преодоление трудностей, нравственные оценки поступков как сказочных, так и своих собственных. Также в своей работе на уроках русского языка использую сигнальные карточки, письмо по памяти, орфографические загадки, ребусы, списывание деформированного текста, использование зрительных диктантов. Знание русского языка помогает детям участвовать в региональных конкурсах .
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важной предпосылкой которой является интерес. А, как известно познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Математика тоже очень сложный предмет и задача учителя развивать на уроке смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету, математические навыки. Формирование у школьников вычислительных навыков – одна из главных задач начальной школы, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.
Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро.
Вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, автоматизмом и прочностью.
Правильность – это значит, ученик правильно находит результат арифметического действия, т. е. правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём.
Осознанность – это значит, ученик осознаёт на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения. Ученик в любой момент может объяснить, как он решал пример и почему так надо решать.
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём.
Автоматизм – ученик выполняет операции быстро и в свёрнутом виде.
Прочность – ученик сохраняет сформулированные вычислительные навыки на длительное время. При формировании вычислительных навыков важно, чтобы было достаточное число упражнений, чтобы они были разнообразными как по числовым данным, так и по форме.
Занимательности на уроке отвожу одно из главных мест и считаю, что без этой «изюминки» урок скучен, неинтересен . Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу. Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Включение в урок математики игр и игровых ситуаций, делает процесс интересным, создаёт у бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Успешность изучения математики в первом и последующих классах зависит от качества усвоения детьми нумерации и арифметических действий в пределах 10. Во-вторых, без твёрдого знания таблицы сложения чисел в пределах 10 невозможно производить действия над многозначными числами. Поэтому задача учителя на первых порах те в первом классе помочь ребёнку понять нумерацию первого десятка, а не запоминать её механически. Опыт показывает, что для каждого урока необходимо определить не только общую учебно-воспитательную задачу, но и пути разрешения этой задачи применительно к каждому из учащихся с учётом индивидуальных особенностей.
С помощью вычислительных навыков ребёнок отгадывает названия произведений, загадки, ребусы. Для проверки вычислительных навыков практически на каждом уроке использую перфокарты. В моей копилке есть перфокарты по следующим темам:
- проверка состава чисел в пределах 10 (домики).
- проверка состава чисел второго десятка.
- сложение и вычитание в пределах 10,20,100.
- табличное умножение и деление.
- внетабличное умножение и деление.
Эта работа даёт свои результаты.
При выполнение проверочных и контрольных работ реже допускают ошибки в вычислениях.
В курсе природоведения уделяю большое внимание формированию знаний о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъяснялось, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших задач охраны природы. На природоведческих экскурсиях обращаю внимание на конкретные примеры невыполнения правил поведения людей в природе. Показываю берёзку или рябинку с обломанными ветками, стволы деревьев с вырезками и надписями на них, вытоптанную траву, покрытую бумажным мусором. Отталкиваясь в ходе беседы от этих примеров, ребёнок сам формулирует правила поведения в природе. Целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения учащихся знаний о правилах поведения в природе использую метод познавательных задач. Способом раскрытия познавательной задачи является короткий рассказ, в котором описывается определённая ситуация, близкая жизненному опыту и интересам младших школьников. Заканчивался рассказ заданием, найти нравственное решение вопроса в создавшейся ситуации. Также использую метод творческих заданий. Ребёнок получает задания: составить рассказ по картинке, написать сочинение, нарисовать плакат об охране природы ,составить правило друзей природы.
Любит ученица уроки-конкурсы, которые я провожу на природе. Например: урок-конкурс на лучшую композицию из природных материалов ( листьев, семян, плодов). Названия своим творениям придумывает сама. На каждом уроке перед практической работой проводится небольшая вступительная беседа с организацией образцов. Основное её назначение-разъяснение задания. Обычно не затягиваю эту часть урока, так как за один урок нужно сделать ту или иную поделку. После урока труда организую выставку работ в классе, поэтому ребёнок старается, чтобы его работа была красивой. Иногда уроки труда сопровождаются спокойной музыкой. Это тоже стимулирует к творчеству.
Сейчас очень востребованы в процессе обучения и здоровье сберегающие технологии, которые формируют у учащейся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у детей интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта. Однако основной организационной формой образовательного процесса остаётся урок. И только в том случае, если здоровье сберегающим станет каждый урок, можно говорить о целенаправленном и последовательном применении в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий. Перечислю кратко, на что следует обращать внимание при рациональном процессе обучения с позиции критериев здоровье сбережения (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»):
Гигиенические условия в классе (кабинете);
чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания;
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Чередование видов преподавания; не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Для обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
- Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровье разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
- Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
-Физкультминутки и физкультпаузы;
- Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность.
Благоприятный психологический климат на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя;
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок,
- уместных остроумных шуток,
- использования поговорок,
- афоризмов с комментариями,
- музыкальных минуток и т.д.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
-учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
- учитель мог прокомментировать задание на дом,
-попрощаться со школьниками.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Работа с детьми проводится в урочное и внеурочное время Развитию одарённости обучающихся способствует, на мой взгляд, творческий характер образовательного процесса. Включение ребёнка в творческий процесс способствует активизации поисковой активности, развитию исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Процесс планирую так, чтобы дать обучаемой возможность почувствовать себя поисковиком– исследователем. Активное участие принимает моя ученица в районных и школьных конкурсах .Она стала победителем районного конкурса «Природная фантазия», призёром конкурса «Рождественская открытка», отмечены работы в выставке «Природа и мы». Активное участие в конкурсе рисунков «Спасибо деду за победу» принесло победу в младшей возрастной группе в районном конкурсе.
Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений.
Диагностика:
- изучение индивидуальных особенностей личности ребёнка (общие сведения, способности, темперамент, успешность в деятельности, уровень воспитанности);
- изучение межличностных отношений (социально-психологический климат в школе).
Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов поведения, дают возможность предвидеть реакцию, что делает воспитательную работу рациональной.
Совместно с учениками других начальных классов провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, ролевые игры, диспуты, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения и т.д.. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, животным.
Ежегодно в нашем классе существует традиция проведения праздников «Новый год», «8 Марта». Также традицией является поход в осенний лес. Вот тут ребята и доказывают, как нужно вести себя в природе? Третий год отмечаем «День Матери». К празднику готовимся заранее. Делаем поздравительные открытки или сувениры, ставим сценки, разучиваем танцы, стихи, песни о маме и любой праздник и 8 марта, и праздник пап, заканчивается чаепитием. Дети очень рады, когда их родители приходят на праздники и участвуют вместе с ними. Я тоже рада, что у меня такие прекрасные родители, которые откликаются на любую просьбу.
Посейте поступок – пожнёте привычку,
посейте привычку – пожнёте характер,
посейте характер – пожнёте судьбу
У.Теккерей
Считаю это высказывание главным руководством в воспитании детей. Учитель и родители должны быть единомышленниками в этом важном деле. Главное – это сотрудничество. Работу с родителями строю на принципах взаимопонимания, доверия, создания в коллективе детей и родителей атмосферу добра.
Я считаю, что роль классного руководителя – это роль объединяющей силы и поддержки, как для детей, так и для родителей. Чтобы стать такой поддерживающей силой, нужно непрерывное и искреннее общение. Осуществлению такого общения способствуют родительские собрания. предложенную методическую литературу учёных – педагогов и психологов. Собрания провожу в форме тестов, тренингов, дискуссии, в форме непринуждённой беседы за чашкой чая.
Считаю, что при работе с родителями важны личностные отношения. Родители могут прийти в школу, позвонить домой и поделиться своими проблемами, обсудить какие-то дела. Никогда не отказываю в помощи и поддержке, всегда стараюсь помочь.
В заключении хочется отметить, что радость и залог успеха создаётся при тесном сотрудничестве учителя, ученика, родителя.
Постоянно совершенствую свою педагогическую деятельность: занимаюсь самообразованием, посещаю уроки своих коллег, районные семинары. Сама участвую в них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вакшин, В. Бессилие всемогущих.В. Вакшин Российская Федерация сегодня. - 2010.
2. Высоцкая, Н.Ф. Особенности организации учебного процесса в сельской малокомплектной и малочисленной школе. Сборник методических рекомендаций «Сельская малокомплектная и малочисленная школа: проблемы, поиски, перспективы развития». Тула. - 2008.
3 Ланцова, И.О. Особенности развития современной сельской школы. И.О. Ланцова Издательство Института общего образования. - 2008.
4. Сидоров, С.В. Критерии эффективности управления инновациями в сельской школе. С.В. Сидоров Мир науки, культуры, образования. 2009.
5.Надюк Н. Малокомплектные школы: право на жизнь [Электронный ресурс] Аргументы и факты: сайт. Режим доступа. — URL: http://www.kuban.aif.ru/society/article/27892(Дата обращения: 23.12.2012)
6.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010.
7.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение. — 2010.
8.Гин.А.А. Приёмы педагогической техники / А.А.Гин – М.; Вита Пресс, 2003г.
9.Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации / Л.В.Гончарик // Начальная школа. – 2004г.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
11. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества [Текст] /Ф.Р. Филиппов. - М., 2004. - 160 с
12. Филонов Г.Н. Образование - ресурс консолидации гражданского общества.
13. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с. Филонов. // Педагогика. - 2004. - № 8. - с.28-34.
14. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов и начинающих педагогов-воспитателей./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2002г.
15. Анямова Н.Г. Индивидуальный учебный план как основа с самоопределения младшего школьника [Электронный ресурс]: http://www.edu.of.ru/attach/17/12756.doc
16. Зоткин А.Н. Индивидуализированное обучение в Англии и России [Текст]//Школьные технологии - 2008 - №2 - С. 42-47
17. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 2000. - 154 с.
18. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения ХХ в. [Текст]: учебн.-метод. пособие / Б.М. Бим-Бад. - М., 2004. - 167 с.
19. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.
20.Журнал «Начальная школа» / 2000-2014 гг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»
Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...
Урок технологии в малокомплектной сельской школе "Изготовление домашних оберегов"
Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от злых духов, болезней. Суть оберегов в точности соответствует их названию: их предназначение оберегать людей. На данном уроке учащиеся знак...
интегрированное обучение в сельской школе
Тема: «Программа формирования математических знаний у детей с проблемами интеллектуального развития в условиях интегрированного обучения.»Обоснование актуальности темы:Главным ценностным о...
Организация обучения математике в малокомплектной сельской школе
Малокомплектная школа имеет свои особенности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая далеко не всегда оказывает положительное влияние на развитие ребенка. Уроки пров...
Конструирование урока при интегрированном обучении детей в сельской школе.
Давайте представим себе – сельская школа, значит , прежде всего гетерогенные классы, в которых учатся дети разных уровней развития и обучаемости. Образовательный процесс в таком классе строится ...
статья "Создание условий детям с трудностями в обучении обычных классах сельской школы"
Данная статья предназначена педагогам образовательных школ которые реализируют инклюзивное образование и работают с детьми с трудностями в обучении, социальной адаптации. В статье раскрыты элементы ус...