Анкета для учителей об использовании технологий, форм и методов обучения
материал на тему

Синева Валентина Эдуардовна

Целью анкеты является выявление предпочтений учителей в использовании технологий, форм и методов на разных ступенях обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для учителей об используемых технологиях, формах и методах обучения

Цель: выявить предпочтения учителей в характере используемых технологий,  форм, методов на всех ступенях обучения.

Анкета составлена на основе книги  Селевко Германа  Константиновича « Энциклопедия образовательных технологий»: В 2т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

Технологии, методы, приемы

Использую

часто

иногда

никогда

Объяснительно - иллюстративный метод

(Предполагает доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание  и запоминание).

Репродуктивный метод обучения

(Метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила, деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях).

Проблемное обучение

(Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся, с целью развития познавательной деятельности, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей).

Согласно Скаткину М.Н. проблемное обучение осуществляется с помощью следующих методов:

1. изложение с проблемным началом,

2. проблемное изложение знаний,

3. частично поисковый или эвристический метод,

4. исследовательский метод.

Метод проблемного изложения в обучении

(Метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи).

Частично -поисковый, или эвристический метод 

(Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями).         

Исследовательский метод обучения

(Метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций М.И. Махмутовым выделяются четыре уровня полноты проблемного обучения:

  1. Проблемы ставятся и решаются с помощью учителя, самостоятельность учащихся невысока.
  2. Учитель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися

  1. Учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем

  1. Все этапы разрешения проблемной ситуации проходятся самими учащимися, самостоятельность и познавательная активность учащихся наивысшая.

Модельный метод обучения

(Занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и т.п.)

Метод проектов

(В основу положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности).

В личностно-ориентированном обучении самостоятельными направлениями выделяются:

Гуманно-личностные технологии

(Отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они исповедуют идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение).

  Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества).

  Технологии свободного воспитания

(Делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия).

Технология развития критического мышления ( ТРКМ)

(Представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии).

Приемы технологии развития критического мышления

Кластеры

Прием  применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.  

Дерево предсказаний

Прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий.

Инсерт

Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важный этап работы - обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста (" V " - уже знал,   " + " - новое

 " - " - думал иначе,   " ? " - не понял, есть   вопросы).

Загадка

Прием эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти.  Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для  введения лексических единиц.

Зигзаг  - 2

Прием  требует организации работы учащихся в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Бортовой журнал

Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

Двухчастный дневник

Прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.

Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками

Прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же  при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Прием  помогает прорабатывать материал детально, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Все имеющиеся лексико – грамматические навыки востребованы, поскольку от учащихся требуется связное монологическое высказывание.

Круги по воде

Прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Другое

Формы организации

учебной деятельности учащихся на уроке

Использую

часто

иногда

никогда

Фронтальная

(предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя)

Индивидуальная 

(предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности). Возможны  два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная.

  1. Индивидуальная (деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе)

  1. Индивидуализированная (предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением  дифференцированных индивидуальных заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке и возможностям).

Групповая

(учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными).

Основные формы педагогического общения

(в континууме "педагог-ученик")

Использую

часто

иногда

никогда

Монолог

( Форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом).

Диалог

(Предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим).

Полилог

(Полилог представляет собой обмен мнениями по какой-либо определенной теме, где каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники разговора задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения собеседника или прояснить непонятные моменты обсуждения. Эта форма общения особенно эффективна в том случае, если возникает необходимость разъяснить какой-либо вопрос, осветить проблему).

Дискуссия

(От  лат. discusso - исследование, рассмотрение, разбор) называется такой публичный спор, целью которого являются выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками

Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...

Использование интерактивных форм и методов обучения как приоритетное направление технологизации образования

Сегодня появляется новый подход – интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение. Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс научения происходит в совместной де...

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...