Творческие задания на уроках познания мира для активизации познавательной активности учащихся
статья на тему

Горевич Оксана Афанасьевна

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_nach_kl.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

КГУ «Соколовская средняя школа»

Выступление

на методическом объединении

начальных классов

«Творческие задания на уроках  познания мира для активизации познавательной активности учащихся»

        Учитель: Горевич О.А.

2013-2014 учебный год

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней:

 это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна

 для творчества и где не угасает одухотворяющий разум

 и доброта.

 Львов М.Р.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

         Основная причина нежелания детей ходить в школу - это отсутствие интереса к учению. Как изменить систему обучения, чтобы современный урок стал интересным, стал уроком развития творческой личности. Необходимо заинтересовать ученика не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь.

         Все согласятся с тем, что содержание уроков познания мира в наибольшей степени способствует поддержанию и развитию интереса к учебно-познавательной деятельности. Вместе с тем учителя знают, что на «голом месте» познавательный интерес не возникает. Его нужно поддерживать и развивать.

         Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Этот интерес связан с потребностями детей в младшем школьном возрасте. Если учитель работает в зоне ближайшего развития, то интерес к познанию углубляется. Это необходимое условие развития познавательной деятельности школьников.

         Я считаю, что огромную роль в формировании познавательного интереса играют уроки познания мира. Природа окружает ребенка с первого мгновения появления на свет. Своими красками, загадками, тайнами она притягивает ребёнка, малыш получает массу впечатлений, что вызывает у него радостные эмоции, и с большим интересом ребенок начинает участвовать в самой разнообразной исследовательской деятельности.

         На уроки познания мира в начальной школе приходится 2 часа в неделю. Тем не менее, учащиеся должны усвоить основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение и экологическую культуру. В этом случае необходимо активизировать процесс обучения, придать ему творческий, исследовательский характер. Предлагаю следующие способы активизации учебной деятельности:

 - дидактическая игра

 - исследовательская работа

 - логические задачи

 - проблемные задания

 - творческая работа учащихся;

 - коллективная познавательная деятельность.

         В проведении нетрадиционных уроков в разнообразной и увлекательной форме с использованием частично-поискового и исследовательского методов обучения помогают организация предметных действий через введение в урок рисования и моделирования, творческих заданий, проведение уроков с использование ИКТ, использование дидактического материала, карточек с индивидуальными заданиями, схем-опор, карточек с задачами-рассказами, творческих задач, тесты.

 Дидактическая игра имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т.д. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках познания мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).

         При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Дидактическая цель – это то, требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например:

         Игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, ориентирование в пространстве.

 Игра «Кто это?» При изучении темы «Животные» развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера.

         Игра « Дерево, кустарник, трава?» При изучении темы: « Растения» Развивает кругозор, наблюдательность, умение узнавать растение по характерным признакам.

         Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами:

 1. Выдвижение проблемы.

 2. Постановка предположений.

 3. Обсуждение гипотез.

 4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя.

 5. Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций).

 6. Совместное составление графического плана-опоры.

         При таком построении учащийся не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

         Толчком к исследовательской деятельности, к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (задача, задание, вопрос). Сущность метода создания проблемных ситуаций состоит в том, что знания не предлагаются в готовом виде. Дети приобретают эти знания в процессе обсуждения противоречий, заложенных в ситуации.

         Конечно, младшие школьники рассматривают весьма простые противоречия, строят элементарные гипотезы, но и для них этот путь наиболее интересен и продуктивен. Приведу наиболее простые и эффективные способы работы с классом при использовании мною на уроках творческих заданий:

 1. Группы получают одно и то же задание. Результат работы группы может быть просто сдан на проверку учителю. Другой вариант: «спикер» одной из групп сообщает результаты работы, а остальные учащиеся его дополняют или опровергают. Интересный эффект получается, когда результаты работы групп противоречат друг другу. Ребята в таких случаях «заводятся» и мне на острие интереса удается построить проблемную беседу по решению данного противоречия.

 2. Группы получают разные задания. Тогда или «спикеры» групп отчитываются перед классом, или, поочередно меняясь, каждый «спикер» по кругу обходит каждую группу и работает с ней.

 3. Группы получают разные, но дополняющие друг друга задания. Задача может быть решена «по частям»: каждая группа получает свою часть вопроса; ситуация будет раскрыта лишь после анализа ответов всех групп; после чего все результаты сводятся воедино. Психологический эффект: ребята очень гордятся, когда результат их работы оказывается нужным всему классу.

 Задачи для обсуждений:

 Задача № 1

         Предложите, как можно укрепить осыпающийся склон оврага или берег, который постоянно  подмывает вода?

Возможный ответ 1. Для укрепления почвы предложено использовать корни растений.

Например, в Крыму на склоны высаживали растение испанский дрок (сем. Пасленовые), мощные корни которого проникают в глубь склона и укрепляют его.

 Возможный ответ 2. У города Клайпеда, на Куршской косе, высаживали тростник. Защитные полосы этого растения надежно, как считают авторы проекта, защитят берег от размывания. К тому же внешне тростник выглядит приятнее, чем железобетонные волнорезы.

 Задача № 2.

 Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, его портят. Как вы объясните даме ее ошибку?

 Возможный ответ I. Растения фотосинтезируют только на свету, в темноте выделение

 кислорода почти прекращается. Зато процесс дыхания не уменьшает своей интенсивности. Следовательно, растения могли «издышать» часть кислорода, содержащегося в воздухе комнаты.

 Возможный ответ 2. Листья, стебли и цветы многих тропических растений изобилуют

 различными железами, выделяющими всевозможную ароматику, например эфирные масла. Такие растения не являются комнатными, так как их выделения небезопасны. Даме повезло, что она отделалась лишь головной болью.

 Задача № 3.

 Известно явление фотопериодизма. В течение суток цветки растений периодически открываются и закрываются. Для каждого растения время открытия и закрытия венчика свое. В течение всего периода цветения оно практически не меняется. Как можно использовать это явление в интересах человека?

 Возможный ответ. Эту закономерность можно использовать в так называемых цветочных часах. По ним можно приблизительно определить время. Цветочные часы были известны еще со времен античности. Такие часы были устроены, например, Карлом Линнеем в городе Упеала (Швеция, 18 век), а также в усадьбе Пушкиных в Михайловском.

 Задача № 4.

 Из - за чего ( в силу каких факторов) цветочные часы могут «сломаться», начать показывать время неправильно?

 Возможный ответ. Причин может быть несколько. Во- первых, необходимо учитывать географическую широту. Например, цветочные часы Пушкиных «шли» неверно, так как установленное Карлом Линнеем в условиях города Упеала время открытия и закрытия того или иного цветка в других местах требовало корректировки. Во-вторых, сказываются метеоусловия. Даже хорошо составленные цветочные часы показывают относительно точное время только в ясный, солнечный день, в дождливую или пасмурную погоду они «сбиваются с ритма».

 Задача № 5.

 Для леса характерно ярусное расположение растений. Вырубили растения верхнего яруса (полога леса). Назовите возможные последствия. Перечислите факторы, действие которых изменится.

 Возможный ответ. Изменятся условия жизни других ярусов: часть растений погибнет, часть  приспособится к новым условиям. В первую очередь изменится освещенность нижних ярусов, а также - водный режим почвы и отчасти - минеральный состав (за счет изменения количества «потребителей»). Все это приведет к изменению растительного сообщества на этом участке.  Велика вероятность того, что погибнут тенелюбивые растения, оказавшиеся на свету. Светолюбивые, напротив, будут расти лучше. Под их пологом разовьется новое поколение тенелюбивых растений.

 Задача № 6.

 Весной и осенью часто можно видеть костры, в которых сжигают побуревшие прошлогодние листья растений, сухую траву. Считается, что при этом будет лучше расти новая трава. Согласны ли вы с этим? Почему?

 Возможный ответ. Повреждение верхнего слоя почвы в месте, где горит этот костер. Все это приводит к тому, что многие газоны в городах представляют собой черные безжизненные  площадки.

 Задача № 7.

 В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

 Возможный ответ. В мороз птицы сидят, нахохлившись, распушив перья и тем самым создав возле своего тела воздушную рубашку. В полете воздух у тела птицы все время меняется, отнимая тепло. Эта потеря может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает.

         Пожалуй, любое задание можно выразить в виде логической задачи. Например, сказку Г. Скребицкого «Всяк по-своему» можно представить в виде логического рассказа загадки. Дети слушают чтение и отвечают на вопрос: «С кем разговаривал заяц?» Учащиеся должны оживить свои представления, вспомнить, какие животные таким образом готовятся к зиме, каким животным несвойственно такое поведение.

 «Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это …….?.... хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

 – Здравствуй, косой, — ответил …? …

 – Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

 – А зачем ты ее выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.

 – К зиме нору чищу, чтобы просторнее была. Вычищу, потом мох, опавшую листву туда натаскаю — устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полеживай...

 Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки.

 – Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.

 – Да вот тружусь, — подгрызая осинку, не спеша отвечал …? …. — Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом замазаны, внутри у меня тепло, уютно...»

 Если дети затрудняются ответить, можно показать им рисунки животных, о которых идет речь, — барсука, бобра.

 Этот принцип можно использовать и при чтении других произведенийД. Сладкова, С. Скребицкого, Э. Шима, М. Пришвина и др.

         В первом классе с целью проверки умения решать логические задачи можно использовать самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идет о загадках.

 Приведу некоторые примеры загадок о природе.

 Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок (белка).

 Зимой спит, летом малинник да ульи ворошит (медведь).

 Эта ягодка такая: сначала горькая, но после морозца сладкая (рябина).

 Низок да колюч, сладок да пахуч. Если ягоды сорвешь, руку больно обдерешь (крыжовник).

 На болоте росла, очень кислая была (клюква).

 Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник).

 На дне реки всегда лежит и усами шевелит (сом).

 Ночной охотник эта птица — большая голова, говорят, она мудра (сова).

 Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина).

         Одним из видов логических задач являются вопросы-тесты на сообразительность, смекалку, детскую эрудицию. Они могут быть в виде игровых упражнений, которые объединяются в коллективные игры типа «Что, почему, когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес» и др. Проводить их можно, естественно, с 1 по 4 класс, но характер заданий должен соответствовать знаниям и уровню интеллекта детей. Целесообразно проводить их как часть урока, подчинив содержание проходимой программной теме. Приведем примеры.

 Тема «Человек и его здоровье» (3 класс.)

 1. Во время дальней прогулки ты натер ногу. Как облегчить боль?

 а) подержать ногу в воде;

 б) помазать больное место йодом;

 в) приложить к больному месту чистый лист подорожника.

 (правильный ответ — в)

 2. Отвар, какой травы пьют при бессоннице?

 а) валерианы;

 б) одуванчика;

 в) полыни.

 (правильный ответ — а)

 Тема «Животные — живые существа, организмы» (3 класс.)

 1. Какая птица умело подражает голосам других птиц?

 а) кукушка;

 б) трясогузка;

 в) скворец.

 (правильный ответ — в)

 2. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?

 а) чтобы громче кричать;

 б) чтобы родители видели, что они хотят есть;

 в) чтобы отпугивать врагов.

 (правильный ответ — б)

 3. Кто из насекомых считается самым прожорливым хищником?

 а) бабочка;

 б) стрекоза;

 в) муравей.

 (правильный ответ — б)

 4. Кто помогает распространять семена растений?

 а) только птицы;

 б) птицы и мыши;

 в) птицы, звери, насекомые, человек.

 (правильный ответ — в)

 Тема «Дикорастущие растения» (3 класс.)

 1. У каких растений семена-парашютики?

 а) у одуванчика, чертополоха, тополя;

 б) у мать-и-мачехи, ромашки, осота;

 в) у полыни, колокольчика, одуванчика.

 (правильный ответ — а)

 2. Что изучает ботаника?

 а) ботаника изучает растения;

 б) ботаника изучает неживую природу;

 в) ботаника изучает насекомых.

 (правильный ответ — а)

         Очень интересны учащимся задания проблемного характера. Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания.

 «Распределите слова по столбцам»

 это свойственно животным

 (это умеют делать животные)

 это свойственно человеку и животным

 (это умеют делать и человек, и животное)

 это свойственно только человеку

 (это умеет делать только человек)

Можно дать подсказку в виде подборки слов:

 дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными.

 «Дай ответ на вопрос»

 Какие свойства воздуха использовал человек для своиз изобретений? ( на рисунке воздушный шар и парусное судно)

         Каждый учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету.

         Получая творческие задания, ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере активно участвует в каждом шаге обучения - принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и результативным. Следует отметить, что в этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим помощником мышлению и воображению. Построение процесса специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности:

 Задание 1 «Рассказать о природном сообществе»

 Один ученик показывает маршрут путешествия по плану местности и сообщает через какие природные сообщества он проходит; второй называет животных и птиц, которых он встретит на своем пути; третий рассказывает о растениях, которые он увидит в пути.

 Задание 2  Прочитать рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?» и написать сочинение на тему «Прав ли писатель?».

 Задание 3 Учитель предлагает детям послушать музыкальное произведение, сравнить его настроение с тем, которое возникло у каждого школьника во время прогулки в лес (парк, на водоем). Это может быть музыка П.И. Чайковского или Й. Гайдна из «Времен года», народная мелодия «Во поле береза стояла» или любая подходящая по настроению музыкальная пьеса, имеющаяся в классной фонотеке.

 Задание 4 «Письмо зеленому другу»

 Ученик вводится в следующую ситуацию:

 «Представь, что где-то'в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц - поют, суетятся, дерутся... и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга - человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо...»

         Учитель предлагает детям: «Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами?»

         Работа может быть проведена как небольшое сочинение, лучше - с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунками, заполняется адрес.

 Задание 5.  Составьте коллаж «Природное сообщество»

 Важным условием развития творческих способностей детей, углубления и закрепления учебного материала считаю проведение серии экологических проектов.

 "Экологическая профессия"

 Цель проекта - дать волю" фантазии детей и потренировать их в оценке разного рода воздействия человека на природу, вызвать интерес к спорным вопросам, потребность в новых знаниях.

         Первый этап проекта - узнать о профессиях, которые можно считать экологическими. К их числу можно отнести работников лесных хозяйств, заповедников, зоопарков, сотрудников экологических служб, зеленстроя (врач, водитель, космонавт, дворник, садовник, лаборант, и др.). Дети собирают материал о людях этих профессий, проводятся встречи с ними. Вторым этапом проекта является защита профессии. Группы ребят доказывают, что предложенная ими профессия считается экологической: для подтверждения рассказывают о людях этой профессии, приводят факты, демонстрируют рисунки, плакаты, фотографии, разыгрывают сюжеты.

         Ребята других групп, которые в это время являются слушателями, должны задавать вопросы и приводить примеры, ставящие под сомнение утверждение ребят об экологической значимости той или иной профессии.

 «Жалобная книга» природы.

         Цель проекта - записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих на территории Саратовской области.

 Первый этап проекта - экскурсия с целью наблюдения за состоянием окружающей среды (животные, растения), изучение дополнительной научной литературы.

         Второй этап проекта - рассказ - описание жалобы, который ведется от имени животного или  растения. Обсуждение поступивших жалоб и ответ на них.

         Третий этап - оформление материалов, создание книги, куда помещаются творческие выступления и рисунки детей.

         Это длительный проект, который по мере прохождения тем, дополняется.

 Разновидностью этого проекта может быть длительная игра «Лесные детективы».

         Чрезвычайными происшествиями, на которые откликнутся лесные детективы, являются любые изменения в природе ( срубили деревья, сорвали много цветов на любимой полянке, засорили- родник).

 Птичья «столовая».

         Цель проекта - создание и организация регулярной работы птичьей «столовой» на территории школы и дома.

         Первый этап проекта - изучение литературы по изготовлению кормушек для птиц, обмен опытом, накопление корма.

         Второй этап проекта - выставка изготовленных кормушек.

         Третий этап проекта - торжественное открытие «столовой». Организация дежурства, наблюдение за птицами.

 На классных часах дети сообщают о том, как работают их домашние «столовые» для птиц.

 Метод проектов способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

         Мои ученики с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Игры и логические задачи, проблемные вопросы и исследовательская работа должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока познания мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...

Представление собственного педагогического опыта по теме "Активизация познавательной активности учащихся путём использования ИКТ"

Применение ИКТ позволяет каждому присутствующему в классе быть активным участником урока - работать в интерактивном режиме. Благодаря привычной и более наглядной форме, дети и учителя быстро осваивают...

Реализация ИКТ как средство активизации познавательной активности на уроках окружающего мира

В статье рассматриваются особенности применения ИКТ на уроках окружающего мира как средство активизации познавательной активности младших школьников....

Активизация познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т....

Активные формы работы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся

Опыт работы.Активные формы работы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся...

Тема «Активные формы работы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся

Выступление на ШМО учителей начальных классов.Активные формы работы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся...

Мастер-класс "Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения (АМО) на разных этапах уроков в начальных классах и в основной школе в работе с детьми с ОВЗ....