ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
статья (4 класс) на тему
В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_poznavatelnoy_aktivnosti_uch.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ,
ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Шишлянникова С.А.
Учитель начальных классов
МАНОУ «Гимназия№2»
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.
Традиционный урок – это не единственная форма обучения для достижения качественного образования. Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных.
Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д.
Например: «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении. Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами.
Идеи для домашних заданий учитель может найти в методических рекомендациях к УМК по ОРКСЭ (например, издательств «Просвещение» и «Дрофа», даже если на уроках используются другие учебники). Бывает, что сами ученики подсказывают темы и формы домашних заданий, проявляя на уроке интерес к какому-то вопросу или виду деятельности.
Особая роль принадлежит творческим домашним заданиям.
- Составить коллаж, аппликацию на определенную тему.
- Нарисовать герб своей семьи.
- Написать мини-сочинение после изучения темы курса. Например, «На кого я хочу быть похож в реальной жизни?», «Если бы я был чудодей, что бы я сделал для людей?», «Мой лучший друг».
- Подготовить презентацию по теме ( в конце I и II полугодия), понравившейся в процессе изучения курса. Например, «Россия – Родина моя», «Символы российского государства», «Совесть», «Этикет», «Семейные праздники».
Применение творческих работ на уроках ОРКСЭ и при выполнении домашнего задания позволяет младшим школьникам не только продуктивно работать на уроках, развивать их творческий потенциал, но и учит детей проявлять более высокую степень самостоятельности, задавать вопросы и находить на них ответы, формирует волевые качества, а также учит сопереживать, понимать чужие мысли, чувствовать настроение других
Педагогу следует пересмотреть не только структуру урока, т.к. традиционный урок – это не единственная форма обучения для достижения качественного образования, но и пересмотреть домашние задания, которые должны быть разнообразными, и интересными, четкими, доступными, творческими.
Требования к домашним заданиям
Домашнее задание должно быть:
- Четко структурированным. Учитель должен тщательно продумать, что именно
из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что - для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы.
- Дифференцированным по уровню трудности. Домашнее задания нужно дифференцировать по уровню трудности с делением на группы, где одна группа выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).
- Разумным по объему и реальным для запоминания. Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная –должна быть привлекательной для всех, ее выполнение должно поощряться (призами, участие в интересном разговоре, в игре)
Большинство количество мелких заданий к уроку нежелательно, так как дает повод для конфликтов, связанных с еще недостаточной произвольностью действий детей, выражающейся в излишней исполнительности. Учителю следует четко формулировать основное задание, а мелкие дополнительные считать необязательными или же найти способ тактично напоминать о них детям.
- Увлекательным. Домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным, даже веселым: подготовка к празднику, путешествию на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту.
Виды домашних заданий
- Работа со статьей
- Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение).
- Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).
- Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).
- Составление опорных конспектов к пересказам, планов, конспектов статьи, учебника.
- Выписка из текста определений и понятий.
- Работа с иллюстрациями учебника
- Рассматривание и соотнесение к теме урока.
- Составление рассказа по иллюстрации.
- Поиск информации о людях, представленных на странице учебника.
- Ответы на вопросы и выполнение заданий после статьи учебника.
- Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье
- Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?
- Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представление людей о добре и зле в разные исторические эпохи .
- Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье .
- Возьмите интервью у родителей по изученной теме.
- Работа с пословицами
- Объяснить смысл пословиц (например, «не делай другим того, что себе не желаешь», «доброе дело без награды не остается», «теплое слово в мороз согревает»).
- Продолжить пословицы по началу:
Родина – мать, … (умей за нее постоять)
Иди в родной край - … (там и под елкою рай)
Та земля мила, … (где мать родила)
- Найти в литературе и интернет- источниках пословицы по изученной теме.
- Нарисовать пословицу.
• Где сосна взросла, там она и красна.
• На чужой сторонушке рад своей воронушке.
• Родина мать – умей за нее постоять.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.
Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще : придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
В качестве заключения: на мой взгляд, данные виды домашних заданий позволяют реализовывать основные методические принципы, лежащие в основе оптимизации и повышение качества обучения, а именно:
- Диалогическое взаимодействие;
- Приоритет личностного развития учащихся;
- Опоры на самостоятельность мышлений учащихся;
- Вариативность;
- Деятельностное обучение;
- Соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
- Органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности
Думаем, творческие задания на занятиях курса «Основы религиозных культур и светской этики» не являются развлечением, а позволяют преподавать курс более эффективно. И данная проблема актуальна для современного образования и нуждается в дальнейшей разработке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самопрезентация опыта "Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе
1 тур района конкурса "Современный учитель"...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "
Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...
«Игровые технологии как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира».
использование игровых технологий на уроке окружающего мира...
Применение информационных технологий, как средство повышения познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей на уроках
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:Развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;Овладевать практическими способами раб...
Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...
Работа с текстом на уроках чтения и литературы как средство повышения познавательной активности учащихся.
ВЫступление на ГМО...
«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для ...