Представление собственного педагогического опыта по теме "Активизация познавательной активности учащихся путём использования ИКТ"
опыты и эксперименты на тему
Применение ИКТ позволяет каждому присутствующему в классе быть активным участником урока - работать в интерактивном режиме. Благодаря привычной и более наглядной форме, дети и учителя быстро осваивают новые технологии, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером или испытывает перед ним робость. Это снижает психологический барьер, позволяя учителю преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Применение ИКТ позволяет каждому присутствующему в классе быть активным участником урока - работать в интерактивном режиме. Благодаря привычной и более наглядной форме, дети и учителя быстро осваивают новые технологии, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером или испытывает перед ним робость. Это снижает психологический барьер, позволяя учителю преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. В данной статье я попытаюсь рассказать, как учителю начальных классов продуктивно использовать ИКТ в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_moy_gotovo.docx | 674.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного
инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Волковой Натальи Владимировны
Тема инновационного педагогического опыта | «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» |
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) | В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. Решение данной проблемы и определило тему моего исследования «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы доказать, что использование информационно-коммуникационных технологий обучения способствует формированию активной, самостоятельной, творческой личности младшего школьника. |
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) | Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты, представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения. Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся. |
Наличие теоретической базы опыта | Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова. Несомненно, нформационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников. |
Ведущая педагогическая идея | Основу опыта составляют важные особенности применения основ информационно-коммуникационных технологий обучения как средства создания условий для развития познавательной активности обучающихся. По своей сущности данный подход отличается от ранее существовавшего традиционного подхода к обучению и воспитанию школьников. В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали: научные исследования Г.И. Щукиной, раскрывающие пути формирования познавательного интереса учащихся через содержание учебного материала, самостоятельную деятельность школьников, создание положительной эмоциональной атмосферы; идея практико-ориентированного подхода (Ялалов Ф.Г.), предполагающая изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности; идея развивающего обучения (Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов). Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потребность в познании; идея использования новых информационных технологий (И.В. Роберт, П.И. Самойленко). Опираясь на теорию активизации познавательной деятельности школьников и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель моего педагогического опыта:
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
|
Оптимальность и эффективность средств | Применение ИКТ позволяет каждому присутствующему в классе быть активным участником урока - работать в интерактивном режиме. Благодаря привычной и более наглядной форме, дети и учителя быстро осваивают новые технологии, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером или испытывает перед ним робость. Это снижает психологический барьер, позволяя учителю преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Опыт показал, что дети, начиная с начальной школы, имеют в этом отношении преимущество перед взрослыми, они быстро привыкают к ПК, самостоятельно догадываются о его возможностях. ИКТ предоставляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной ("ответ у доски") работы учащихся. Однако для того, чтобы грамотно использовать на уроке все богатство возможностей ИКТ, учителю необходимо самому знать эти возможности. С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат и на других уроках. Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться программа PowerPoint. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки.. Очень удобно в процессе объяснения или проверки выделить отдельные элементы, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, словарного диктанта. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы. Интерактивная доска является мощным оборудованием, стимулирующим и привлекающим интерес учащихся к урокам в силу новизны. Например, теперь можно индивидуально работать с учащимися не только на уроке, но и при их подготовке домашнего задания: учащиеся для устного ответа самостоятельно готовят презентации ключевых понятий. Детям интересен такой вид работы, который способствует лучшему запоминанию и усвоению материала, развитию самостоятельности в использовании сети Интернет. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный. Создание новых средств получения информации дает толчок для развития активной творческой деятельности учащихся. Кроме того, такой подход стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в своих возможностях. Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются следующие: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык» по ФГОС. Используются при подготовке и на уроках возможности Интернета. Я использую мультимедиа на уроках тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаю в презентации для сообщения новых знаний. Кроме этого, разрабатываю и активно внедряю в практику работы следующие материалы: презентации «Словарные слова», тренажёр «Таблица умножения», игры «Путешествуем по природным сообществам» и «Путешествуем по России. Природные зоны» Мною разработаны уроки с использованием интерактивной доски SmartNoard: «Части речи. Закрепление», «Закрепление изученного по теме «Состав слова», «Мир растений», «Мир животных»
|
Результативность опыта | Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться. При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты: активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний; формируются такие качества личности, как настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности; вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике; формируется потребность личностного роста и самообразования. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Установлено, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15%, визуальных – на 25%, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65%. Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала. Бесспорно то, что уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий развивают познавательную активность, повышают качество обучения, так как для одних легче усвоить видеоинформацию, для других важную роль играет звук. Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. С использованием ИКТ-технологии уроки делаются интересными, увлекательными яркими эмоционально насыщенными, позволяют уйти от рутинной работы, дают возможность индивидуализации образования; повышают мотивацию обучения позволяет показать в динамике сложные для понимания процессы, выполнять небольшие исследования и проекты. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Ежегодно принимаем участие в сетевых проектах, играх, организованных порталом nachalka.com, tim.ecobiocentre.ru. Каждый год учащиеся успешно участвуют во всероссийских конкурсах и олимпиадах, организованных на сайтах vot-zadachka.ru, art-talant.org,http://www.prodlenka.org/и т. п. |
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Все презентации, ЦОР, другие доступные мультимедийные информационные объекты помещены в медиатеку начальных классов. Это комплекс материалов, помогающих учителю в подготовке и проведению уроков. Медиатека является открытой, постоянно пополняется и редактируется. –Своими наработками делюсь с педагогами на педагогических советах и методических объединениях учителей начальных классов школы и района, публикую на образовательных сайтах в сети Интернет Некоторые из моих разработок представлены на личном сайте: по адресу: http://nsportal.ru/nat301080 |
Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с учащимися
Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью я использую в своей практике различный, занимательный материал, подготовленный с использованием ИКТ. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.
Тренажёры, электронные тесты | Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. | |
Мультимедий ные презентации | Применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. | |
Интерактивные плакаты | Использование на уроках интерактивных плакатов позволяет повысить познавательную активность учеников и эффективность восприятия ими изучаемого материала. | |
Работа на интерактивной доске | при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебного предмета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообобщение опыта учителя начальных классов Щербаль Светланы Александровны Тема: «Активизация познавательной активности младших школьников на уроках природоведения»
Много приходится поработать учителям начальных классов над тем, чтобы приучить детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участникам...
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе."
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе." Содержит методические приёмы,пути и способы активизации с помощью которых учитель мож...
Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»
Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"
Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...
Обобщение опыта работы "Развитие познавательной деятельности учащихся путём использования технологии проблемного обучения".
Опыт работы по использованию в учебном процессе технологии проблемного обучения. Фрагменты уроков с применением проблемного обучения .Приемы создания проблемных ситуаций. Структура проблемного у...
Выступление на педагогическом совете по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы"
Выступление на педсовете...
Выступление на тему: Активизация познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать...