Метод активного слушания в разрешении школьных конфликтов.
статья на тему
Выступление на РМО классных руководителей. Доклад сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_aktivnogo_slushaniya.docx | 31.55 КБ |
metod_aktivnogo_slushaniya.pptx | 624.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Доклад
на РМО классных руководителей
«Метод активного слушания
в разрешении школьных конфликтов»
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Бродулева Н. В.
2014г.
Мы почти всегда извиняем то,
что понимаем.
М. Ю. Лермонтов
Каждый, я думаю, согласится с тем, что в школьной жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто. Столкновения школьников друг с другом, школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта будущих граждан России.
Разрешение конфликта является творческим актом, и здесь не может быть уникального рецепта.
Одной из техник разрешения школьного конфликта является техника активного слушания.
Наверняка вы уже где-то слышали про метод активного слушания. Автор метода - Карл Роджерс - американец, гуманистический психотерапевт. Он советовал следовать следующим принципам активного слушания:
- Слушай сопереживая - старайся понять и форму, и содержание.
- Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме.
- Задавайте вопросы и все выясняйте.
Активное слушание принесет следующую пользу:
- Усилит чувство собственного достоинства.
- Поможет взаимодействию.
- Определит проблемы и способы их решения.
Освоение данной техники способствует расширению арсенала способов выхода из конфликта, делает возможным прекращение конфликта на самой начальной стадии.
Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность, но и умение слушать.
Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто.
Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии как только вы увидите результаты. Их по крайней мере три.
- Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
- Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Как построить фразу при «активном» слушании?
- Озвучить то, что чувствует или переживает ребенок.
- Повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
- Не следует задавать вопросы. Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме. Например, ученик с мрачным видом заявляет вам: «Не буду больше разговаривать с Ванькой». Вы, используя форму утвердительного предложения отвечаете: «Ты на него обиделся». Если ребенок расстроен и огорчен, не следует сразу задавать ему вопросы. Желательно, чтобы слова взрослого звучали в утвердительной форме. Разница между утвердительным и вопросительным предложением очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» — огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если сказать: «Что-то случилось…» — то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся, потому что эта фраза сразу показывает, что учитель настроился на «эмоциональную» волну ученика, что он слышит и принимает его огорчение. В противном же случае ученик может подумать, что учитель интересуется только фактом, выспрашивает о нем.
Беседа в рамках выяснения обстоятельств конфликта должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы себя как можно свободнее.
Владея технологией активного слушания и используя его позитивную роль в разрешения конфликта, учитель получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе. Он должен себя рассматривать как посредника, помощника в разрешении конфликта.
Правила активного слушания:
1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.
2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.
3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.
4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.
5. Зрительный контакт: глаза собеседников находятся на одном уровне.
6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:
1. Поощрение, одобрение, активизация собеседника.
- Кивание головой в такт речи, контакт глаз.
- Угу... ага... да...
- Это интересно...
- Понятно...
2. Уточнение — просьба дать дополнительные, более точные разъяснения.
Уточняющий вопрос задается, если есть двусмысленные, многозначительные, непонятные моменты:
- Вы не могли бы повторить...
- Я, видимо, неправильно понял. Вы хотели сказать, что...
- Что Вы имели ввиду...
- Что в Вашем понимании...
3. Повтор — дословное повторение слов собеседника.
4. Пересказ — повторение мысли говорящего своими словами:
- Как я Вас понял...
- Вы считаете, что...
- Другими словами...
- Правильно ли я вас понял - вы сказали что...?
- Повторить с вопросительной интонацией
- То есть...
5. Развитие мыслей собеседника — проговаривание подтекста высказывания, нахождение истинного смысла высказывания.
6. Отражение чувств собеседника — высказывание о том, как я понял чувства другого:
- Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько...;
- Вы, видимо, переживаете...;
- У меня сложилось впечатление...
- Похоже это очень вас взволновало!
7. Разделение чувств, сопереживание.
- На вашем месте я бы тоже себя так чувствовал...
- Да уж, понимаю ваши эмоции...
- Я тоже по этому поводу испытываю уверенность...
8. Обобщение, итоги (резюме).
- Итак, в целом вы сказали...
- В нашей беседе мы пришли к тому , что...
- Из всего услышанного мною получается...
Анализируя метод, мы получаем простую схему для общения: внимание, выраженное в позе – повторение фраз - утверждающая фраза – пауза – обозначение чувства – выражение своего восприятия - итоги.
Если вы искренне интересуетесь словами и чувствами других, то вы в праве рассчитывать на успех процессе решения конфликтной ситуации. Итак, активное слушание — это путь к решению школьных конфликтов.
Но есть моменты, которые мешают активному слушанию и которые следует избегать в беседе с ребенком, это:
- приказы, команды;
- предупреждения, предостережения, угрозы;
- морализация, нравоучения, проповеди;
- готовые советы и решения;
- доказательства, приведение логических доводов;
- критика, выговоры, обвинения;
- использование догадок;
- выспрашивание, расследование;
- сочувствие на словах, уговоры, увещевания,
- отшучивание, уход от разговора.
Приведу примеры типовых фраз при разрешении конфликтной ситуации с использованием техники «активного слушания»
Что сказано другим человеком | Что он чувствует или подразумевает | Что можно сказать, чтобы раскрыть чувства |
«Делай что хочешь» | «Мне не нравится то, что ты собираешься делать, но мое мнение тебя, не волнует. Я думаю, ты сделал бы это в любом случае» | «Мне кажется, что тебе это не нравится. А чего ты в действительности хочешь?» |
«Мне все равно» | « Мне не все равно, но говорить об этом нет смысла, ведь ты меня не слушаешь» | «Но тебя же раздражает случившееся, и меня заботит это» |
«Поступай так, как считаешь нужным» | «Я слишком устал спорить с тобой. Поступай, как хочешь, хоть я и против» | «А как читаешь нужным ты? Я хочу, чтобы мы оба достигли желаемого» |
«Ладно» или любое другое слово внешнего одобрения, сказанное неохотно или с гневом в голосе» | «Я не согласен и на самом деле обижен и зол на тебя» | «Но тебе это не нравится. Я действительно хочу знать, как ты к этому относишься» |
Важно помнить одно простое правило – любой метод, теория, методика – оживет только тогда, когда вы будете ее применять каждый день. Сначала вам придется одергивать себя, поправлять, чтобы не вернуться к прежним, привычным реакциям. Но вскоре, вы почувствуете, как метод активного слушания становится частью вашей манеры поведения. Вот тогда-то и начнутся самые настоящие чудесные превращения: отношения с детьми и между детьми перейдут на новый качественный уровень: понимания друг друга.
Мы думаем, что применяем эту методику к детям, но на самом деле она меняет нас самих.
Желаю Вам успехов!
Библиография:
http://detkivsadu.ru/texnika-aktivnogo-slushaniya/
http://b-uchet.ru/article/35655.php
http://peregovorshiki.ru/priemy/aktivnoe-slushanie.html
http://psihologijablog.ru/detskaya-psixologiya/aktivnoe-slushanie.html
http://www.prosto-club.ru/blog/blog_detail/?UserKey=4
http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/aktivnoje_slushanije.php
http://www.coolreferat.com/Активное_слушание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы почти всегда извиняем то , что понимаем. М. Ю. Лермонтов
Одной из техник разрешения школьного конфликта является техника активного слушания.
Автор метода – Карл Роджерс.
Принципы активного слушания: Слушай сопереживая - старайся понять и форму, и содержание. Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме. Задавайте вопросы и все выясняйте.
Польза активного слушания Усилит чувство собственного достоинства Поможет взаимодей-ствию Определит проблемы и способы их решения
Результаты АС Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Как построить фразу при «активном» слушании? Озвучить то, что чувствует или переживает ребенок. Повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Не следует задавать вопросы. Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме.
Правила активного слушания: 1. Доброжелательный настрой. 2. Не устраивать расспросы. 3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать. 4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. 5. Зрительный контакт. 6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.
Основные приемы АС Поощрение, одобрение . Уточнение Повтор Пересказ Развитие мыслей собеседника Отражение чувств собеседника Сопереживание Обобщение
Обобщающая схема
АС мешают: приказы, команды; предупреждения, предостережения, угрозы; морализация, нравоучения, проповеди; готовые советы и решения; доказательства, приведение логических доводов; критика, выговоры, обвинения; использование догадок; выспрашивание, расследование; сочувствие на словах, уговоры, увещевания, отшучивание , уход от разговора.
Примеры. Что сказано другим человеком Что он чувствует или подразумевает Что он чувствует или подразумевает «Делай что хочешь» «Мне не нравится то, что ты собираешься делать, но мое мнение тебя, не волнует. Я думаю, ты сделал бы это в любом случае» «Мне кажется, что тебе это не нравится. А чего ты в действительности хочешь?» «Мне все равно» « Мне не все равно, но говорить об этом нет смысла, ведь ты меня не слушаешь» «Но тебя же раздражает случившееся, и меня заботит это»
Что сказано другим человеком Что он чувствует или подразумевает Что он чувствует или подразумевает «Поступай так, как считаешь нужным» «Я слишком устал спорить с тобой. Поступай, как хочешь, хоть я и против» «А как читаешь нужным ты? Я хочу, чтобы мы оба достигли желаемого» «Ладно» или любое другое слово внешнего одобрения, сказанное неохотно или с гневом в голосе» «Я не согласен и на самом деле обижен и зол на тебя» «Но тебе это не нравится. Я действительно хочу знать, как ты к этому относишься»
Желаю Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ»
Доклад по работе об изложении текста...
Разрешение социального конфликта
Разрешение социального конфликта...
"Активное слушание в обучении изложению"
В последние годы работы учителем начальных классов я столкнулась с проблемой ослабления словесной памяти у детей 7-10 лет. Приемы, применявшиеся ранее успешно, перес...
Квалификационная работа "Разрешение межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников"
Решение конфликтных ситуаций в учебном процессе среди младших школьников...
Система работы по разрешению межличностных конфликтов как условие формирования опыта взаимоотношений младших школьников
В данном опыте представлено описание работы по разрешению межличностных конфликтов между одноклассниками и отдельными группами детей....
Правила активного слушания (памятка для родителей)
Нужно уметь правильно слушать своего ребёнка. И только тогда он расскажет значительно больше. Вы начнёте лучше понимать друг друга....
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье говорится об одной из важнейших проблем, проблема разрешения конфликтов младших школьников и налаживания добрых отношений между ними. ...