Доклад «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Редкий урок проходит без пересказа, поэтому в данной работе особенно велика опасность шаблона. Дети должны знать, какие требования школа предъявляет к пересказу. Прежде всего в пересказе должна звучать живая речь самого школьника. Это значит, что прочитанный образец не должен быть заучен, зазубрен. В пересказе должны быть соблюдены последовательность оригинала, переданы все основные факты и описания.
Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, произвёл ли он впечатление на ученика, правильно ли он понят.
Изложения- это письменные пересказы образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то к нему предъявляются более высокие требования: и к содержанию, и к логической структуре, и к языку. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником, тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.
В сущности любой вид пересказа может быть выполнен в письменной форме: в начальных классах проводятся изложения, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческим дополнением. Однако трудность изложений по сравнению с устными пересказами, а также медленный темп письма в начальных классах вынуждают учителей задавать для письменного изложения тексты и размерами меньше, и структурно проще, чем для устного пересказа.
Программа предусматривает: для 1 класса- изложение под руководством учителя небольшого текста ( 30- 40 слов) по вопросам или по данному плану из 2-3 пунктов.
Для 2 класса- изложение текста ( 40-60слов) по плану, составленному коллективно, из 3-5 пунктов.
Для 3-4 классов – изложение текста подробное и сжатое из 70-90 слов, по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменением формы лица.
От письменного пересказа простых по сюжету рассказиков дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.
Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутьё.
Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Надо также учитывать грамматические умения учащихся: в тексте не должно быть малознакомых морфологических форм, усложнённых типов предложений.
Самый простой вид изложения- подробное, близкое к тексту изложение ( по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка. Такие изложения проводятся во всех классах.
Обучая детей письму в 1 классе, нельзя ограничиваться готовых слов и текстов. Надо, чтобы первоклассники на самых ранних ступенях обучения письму создавали текст сами, сами подбирали слова по прочитанным рассказам или по своим наблюдениям, впечатлениям. Как ни примитивны самые первые изложения в 1 классе, но именно они определяют начало письменной речи учащихся. Творческая и самостоятельная речевая деятельность повышает интерес к учению, даёт учащимся удовлетворение, уверенность в своих силах, развивает мышление, подготавливает к дальнейшим ,более сложным работам по развитию речи.
Сравнительно частое проведение письменных изложений вырабатывает у детей умение точно выражать мысль.
Изложению помогают другие речевые упражнения, такие, например, как составление предложений, восстановление деформированного текста. Как же повышать активность школьников, как внести элемент творчества? Во- первых, глубоким усвоением текста, но не заучиванием его. Предложение, которое записывает школьник, взято из книги, но оно так усвоено, что школьник считает его своим, он пережил его содержание и составил его сам.
Доклад
«АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИЗЛОЖЕНИЮ».
Районное м / о учителей начальных классов.
Учитель: Чернышева Н. А.
МОУ СОШ п. Соцземледельский.
5 января 2004 года.
Во 2 классе работа над подробным изложением усложняется. Подбирая текст, учитель предусматривает ознакомление школьников с новыми для них особенностями в области логики, лексики, синтаксиса, композиции текста с повествованием и элементами описания.
Проанализировав текст для себя, учитель намечает работу с учащимися:
1.Сообщение цели. Перед учащимися ставится задача передать рассказ близко к тексту образца.
2. Чтение. После прочтения каждого абзаца делается небольшая пауза.
3. Беседа по содержанию.
4. Коллективное составление плана.
5. Самостоятельное составление фрагментов текста по пунктам плана (составление предложений, выбор слов и словосочетаний, связывание их между собой).
6. Орфографическая работа.
Предварительный разносторонний анализ выбранного для изложения текста позволяет придать работе целенаправленность на этапах.
Сравнение детского текста с оригиналом раскрывает перед учителем мир детского речевого творчества, помогает правильно оценить изложение и понять, что школьника увлекает, что затрудняет.
Хотя подробное, близкое к тексту изложение считается сравнительно лёгким упражнением, но оно проводится и в 3 классе, и в последующих классах, так как у него собственные задачи в развитии и совершенствовании детской речи. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Всё это развивает детей умственно.
Сжатые изложения вводятся во 2 классе и продолжаются и усложняются в3-4 классах. Подготовка к ним состоит в следующем: учитель или дети прочитывают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляется главное- то, что обязательно надо отметить в тексте сжатого пересказа, и то, что можно опустить. Краткий пересказ прочитанного становится школой сжатого изложения. Но постепенно устная подготовительная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе учащихся.
Готовя детей к сжатому изложению, учитель особенно тщательно работает над планом, над последовательностью материала, так как при сокращении текста могут нарушиться логические связи, может потеряться общий смысл рассказа, его идея, исказиться тема.
Подготовка к сжатому изложению текста проводится так:
1.Чтение рассказа учащимися ( один раз тихо, второй раз вслух).
2. Беседа по содержанию- 5-6 вопросов.
3. Работа над языком: над словами, изобразительными средствами, отдельными предложениями.
4. Краткое, в нескольких предложениях, выражение содержания рассказа.
5. Подробный пересказ одного- двух фрагментов.
6. Составление плана.
7. Сжатый пересказ фрагментов по пунктам плана.
8. Самостоятельное составление текста изложения и его запись.
9. Самопроверка. Завершение работы.
Сжатые изложения обладают не одними лишь достоинствами, но часто сжатое изложение превращается в сухое перечисление фактов.
Письменные изложения с творческими изменениями и дополнениями представляют собой продолжение соответствующей устной работы. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями.
В изложении сталкиваются две на первый взгляд противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Нужны условия, чтобы ученик мог выражать свои мысли самостоятельно.
Изложения проводятся в 1 классе по вопросам учителя.
Во 2 классе 30- 40 слов по данному плану.
В 3 классе -изложения ( текст 40-75 слов ) по плану, составленному коллективно.
В 4 классе -70-95 слов по плану, составленному самостоятельно
2класс 3-4кл.
1.Чтение текста уч-ся (2 раза). Чтение текста 1 раз уч-ся или учи-
2. Беседа по содержанию. телем.
3.Словарная работа. Составление плана
4.Устный пересказ по плану. 3 класс -коллективное
5. Пересказ всего текста. 4 класс- самостоятельное.
6. Орфографическая подготовка.
7. Написание изложения. 8. Самопроверка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активное слушание в обучении изложению"
В последние годы работы учителем начальных классов я столкнулась с проблемой ослабления словесной памяти у детей 7-10 лет. Приемы, применявшиеся ранее успешно, перес...
Доклад " Активные методы обучения"
В докладе описан опыт работы по использованию активных методов обучения на уроках начальной школы....
Доклад. Активные формы обучения как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся.
Выступление на ШМО, педсовете....
Доклад "Активные методы обучения"
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов. Перед учителем поставлены новые цели: формировани...
Доклад "Активные методы обучения"
Выступление на методическом объединении...
Доклад "Активные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе"
Методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....