Проектные задачи в начальной школе
материал на тему

Семенова Ольга Павловна

Сообщение на тему "Проектные задачи в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnye_zachachi_vnachalnoy_shkole.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ

Уважаемые коллеги!

    Мне хотелось бы  обратиться к Вам именно сегодня, когда начата серьезная работа по практической реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С 1 сентября 2011 года новые стандарты пришли в каждую школу России. Новизна перехода состоит в изменении деятельности педагогов, в их массовом  переходе от «знаниевой» к деятельностной парадигме образования. Новый стандарт предъявляет существенно более высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы – мы идем навстречу качественным изменениям, а значит в первую очередь, должны измениться мы сами.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • Воспитание  и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
  • Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика, на формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстником в учебном процессе.

 ГЛАССАРИЙ: (листать) Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. В основе такой деятельности лежит развитие.

Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы.

   Дети от природы – народ любознательный и интересующийся.  К сожалению, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?

Чтобы такой ситуации не случилось в наших образовательных учреждениях необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе.  В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Термин «задача» имеет несколько значений, трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения». (Ожигов).   

 Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога— создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Учебная задача всегда новая, до нее подобных  дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена обучающимися. Это поисковая задача:

  1. Конкретно-практические задачи ориентированы на   применение   (отработку)   уже   освоенных   способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета.
  2. Творческие  задачи —  которые не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения.

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы?

Они не позволяют:

  • научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
  • стимулировать   получение   принципиально   нового «продукта», которого    никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
  • содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения,  формами         учебного сотрудничества;
  • оценить возможности детей действовать в незнакомой,  нестандартной ситуации,  но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
  • задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий был введен еще один тип  — проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем ту, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение группы детей. Она принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Почему задачи такого типа получили название «проектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для её решения  школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

  • Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью обучающихся в группе.
  • Учит (без   явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.
  • Дает   возможность   посмотреть,   как   осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий модельную ситуацию,         где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,    выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в  коммуникацию (взаимодействовать  при решении задачи,  отстаивать свою  позицию,  принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение  проектных задач благотворно сказывается на развитии обучающихся младшей школы.

Педагогическая цель проектных задач – увидеть возможности, способности, готовность детей для следующего шага  в обучении.

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

   Л. Выготский

Особая педагогическая задача учителя – организация групповой работы обучающихся. Взаимодействие « учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой  учебного сотрудничества в классе.

Групповая работа позволяет:

1) детям:

  • получить   эмоциональную   и   содержательную   поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса         без         принуждения,         у         робких и   слабо   подготовленных   детей   развиваются   симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • приобрести опыт выполнения   важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

2) учителю:

  • использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • вести систематическое  наблюдение (мониторинг)  за формированием учебного сотрудничества в классе.

Как же устроено проектное задание, где его место в образовательном процессе, как могут оцениваться его результаты? Структура проектной задачи как прообраза полноценного проекта.

  1. Должна быть описана модельная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача.  Задача  должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.  Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, возможных вариантов конечного продукта было несколько.
  2. Должен быть составлен набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. (план подготовки)
  3. Задача должна быть решена, т.е. создан конечный продукт, который можно представить публично и оценить (отчет о проделанной работе).   Результат  может быть представлен в любой форме. Обучающиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий с их точки зрения способ представления результатов работы.
  4.  Самооценка организована в следующем виде:

-оценка друг друга

-оценка учителем.

-итоговая оценка

В процессе проектной деятельности обучающиеся приобретают  общеучебные  умения и навыки

1.Интеллектуальные умения:

  • целеполагание
  • планирование
  • моделирование

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  •  умение запросить недостающую информацию у учителя;
  •  умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  •  умение выдвигать гипотезы;
  •  умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

     Результативность: 

      Работая над проектными задачами у учителя  появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем обучающиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.

В результате работы  можно   убедиться, что проектное обучение даёт хорошие результаты  воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей обучающихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности обучающихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

То есть, именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.     

  • Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
  • Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
  • Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
  • У обучающихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
  • Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
  • Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
  • Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

        Мы рассмотрели построение проектной деятельности школьников, вернее её первого этапа, ориентированного на начальную школу. Отойдя от традиционной системы обучения и систематически внедряя в образовательный процесс новые  образовательные технологии,  в частности проектные задачи, позволит создать необходимые условия для плавного перехода к проектной деятельности, как ведущей деятельности в  подростковом возрасте, то есть  к основной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи в начальной школе

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно ...

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Решение проектных задач в начальной школе

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....

"Проектная задача в начальной школе"

Данный материал был использован при проведении семинара для учителей начальной школы по теме "Проектная задача". Семинар проходил в два этапа: теоретическая часть (материал о том, что такое проектная ...

Проектная задача в начальной школе

Сравнительный анализ понятия "проект" и "проектная задача", применение в начальной школе проектных задач....

Проектные задачи в начальной школе

Статья рассказывает о применении проектных задач в обучении детей в начальной школе....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выступление на ШМО

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...