Рабочая программа для 2 класса УМК Школа России
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Рабочая программа в соответствии с ФГОС по всем предметам 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1-4_klass_fgos_umk_shkola_rossii.docx | 90.09 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1-4классов, авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей, эмоциональной, образной сферы учащегося, чувство сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое, сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дать ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников произведениями искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Цель обучения – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление на основе восприятия музыки интонационно-образного словаря, багажа музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребёнка в сложном мире музыкального искусства.
Место предмета в базисном учебном плане:
В примерной программе общее число часов 138, из них в 1 классе – 33 ч, во 2 – 35 ч, в 3 -35 ч, в 4- 35 ч, в каждом классе по 1 часу в неделю. В течение ученого года при необходимости будет проводиться коррекция программы.
10 % учебного времени, т.е. 13 ч, используется для изучения Национально-регионального компонента:
1 класс – в изучении тем «Образ Родины в музыке», «Народные праздники и традиции»;
2 класс- «Музыкальные образы родного края», «Фольклор – народная мудрость»;
3 класс – «Праздники русского народа», «Образ защитников Отечества», «Образы природы»;
4 класс – «Особенности жанров русской народной песни», «Музыкальные инструменты России».
Форма обучения – традиционная.
Методы обучения:
- метод художественного, нраственно-эстетического познания музыки,
- метод интонационно- стилевого постижения музыки,
- методы эмоциональной драматургии,
- метод концентричности организации музыкального материала,
- метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»,
- метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и р.),
- метод игры,
- метод художественного контекста.
- Использование ИКТ
Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся:
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
- умеет ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- умеет ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях, содержание и характер исполняемых произведений.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к учащимся начальной школы
II класс
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Календарно-тематическое планирование -2кл
№ п/п | Тема урока. Тип урока. | Цель. Задачи. | Содержание | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Текущий и промежут. контроль | Дата проведения | ||||
Предметные | Метапредметные, личностные | ||||||||||
Родина моя (3 ч ) | |||||||||||
1 | Мелодия. Повторение основных музыкальных понятий. Вводный урок. | Осознание мелодии как основы музыкального произведения. 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. 3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение. | Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал: .«Рассвет на Москве -реке» из о. «Хованщина Мусоргского; 2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой; | Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. | Научатся правилам поведения на уроке музыки, правилам пения, определять общий характер музыки | продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; Отклик на звучащую на уроке музыку. Заинтересованность; Участие в коллективной работе. | наблюдение | ||||
2 | Здравствуй, Родина моя! Освоение нового материала. Урок-концерт | Познакомить детей с песнями о Родине. 1.Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному. 2.Создание в классе атмосферы «концертного зала». 3.Побудить к выразительному исполнению. | Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал: .«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков; 2. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой | Размышлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др. | Научатся определять характер, жанровую основу музыкального произведения, выполнять задания творческого характера, узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, распознавать особенности народных песен. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; -Понимание смысла духовного праздника. - Освоить детский фольклор. | наблюдение | ||||
3 | Гимн России. Закрепление нового материала. Урок-размышление | Осознание гимна как главной песни страны. 1.Понять значение гимна для страны. 2.Воспитание чувства патриотизма. 3.Накопление слушательского опыта. | . Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал: «Гимн России»; 2.«Патриотическая песнь» М. Глинки; 3. «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой | Знать особенности исполнения Гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. | Учащиеся научатся понимать особенности вокальной и инструментальной музыки, выявлять характерные особенности гимна, использовать различные приёмы вокального исполнения. | продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | наблюдение | ||||
«День, полный событий» ( 6 ч) | |||||||||||
4 | Музыкальные инструменты. Освоение нового материала. | Роль фортепиано в музыке. 1.Познакомить с детской музыкой Чайковского и Прокофьева. 2.Сопоставить контрастные пьесы и произведения с одинаковыми названиями. 3.Воспитание грамотного слушателя. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано. Природа и музыка. Музыкальный материал: «Вальс»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Вальс»; 4. «Марш» Прокофьева | Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. | .Умение сравнивать музыку; 2.Принимать участие в пластическом интонировании; 3.Слышать настроение звучащей музыки.. | эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; | наблюдение; выбор движений для пластического интонирования | ||||
5 | Природа и музыка. Расширение знаний Урок-путешествие | Значение выразительных средств в музыке. 1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении различать выразительные средства музыки. 2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: «Утро»; 2.«Вечер» Прокофьева; 3 «Прогулка» Мусоргского; 4 «Прогулка» Прокофьева | Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. | Научатся выделять характерные особенности марша, понимать термин «регистр» и определять, в каком регистре звучит музыкальный отрывок. Понимание значения регистра в музыке , исполнять песни, понимать термин «увертюра», узнавать на слух основную тему увертюры, выполнять задания творческого характера. | чувства, характер и мысли человека; Отклик на звучащую на уроке музыку | Наблюдение; Выбор наиболее удачных сочинений. | ||||
6 | Танцы, танцы, танцы Расширение знаний. Урок-концерт | Знакомство с танцевальными жанрами 1.Развивать ритмический слух. 2.Расширять представление детей о танцевальном многообразии. 3.Выявить характерные особенности в прослушанной музыке. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: «Вальс»; 2.«Полька»; 3.«Русская пляска»; 4.«Мазурка» Чайковский; 5«Тарантелла» Прокофьев | 1.Отличать танцевальные жанры. | Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни Музицирование; 2.Выбор характерных движений для танцев. | взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | .слушание; 2.Поиск нужных танцевальных движений. | ||||
7 | Эти разные марши. Расширение знаний. | Умение находить отличия в музыке для ходьбы. 1.Осмысление детьми разнообразия музыки для ходьбы. 2.Накопление детьми интонационно-слухового опыта. 3.Сравнение музыки Чайковского и Прокофьева. | Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: . «Марш деревянных солдатиков»; 2.«Марш» Чайковского; 3. «Ходит месяц над лугами» Прокофьева; 4. «Вальсы» Чайковского, Прокофьева. | Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | Определять своеобразие маршевой музыки. Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | .наблюдение; 2.рассуждение | ||||
8 | Расскажи сказку. Колыбельная. Мама. Изучение нового материала. Урок-путешествие по школе. | Установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой. 1.Развивать выразительную сторону вольного исполнения. 2.Определить значение музыки в отражении различных явлений жизни. | . Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Музыкальный материал: «Нянина сказка» Чайковский; 2.«Сказочка» Прокофьев; 3. «Спят усталые игрушки» А. Островский; 4. «Сонная песня» Р. Паулс | Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. | Сопоставлять музыку, находить общие черты и различия. Сочинить сказку. 2. Выбор характерных движений для музыки. 3. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. | Отклик на звучащую на уроке музыку. охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | Контроль за выразительностью интонирования и фразировки. 2.Выбор наиболее удачных сказок и движений | ||||
9 | Обобщающий урок 1 четверти Закрепление знаний. Урок – концерт. | Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей. | Произведения, звучащие в 1 четверти. | Научатся определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию, оценивать результаты своей работы. Уметь выражать себя в разных формах деятельности. | - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания | ||||||
«О России петь – что стремиться в храм» (5 ч) | |||||||||||
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. Изучение нового материала. Урок-обращение к духовной музыке. | Вводный урок в тему духовной музыки. 1.Рассказать о значении духовной музыки. 2.Расширять слуховой опыт учащихся. 3.Воспитание любви к Родине, ее истории. | Колокольные звоны России. Музыкальный материал: Звучание колоколов из пролога о. «Б.Годунов»; 2.«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»; 3. «Вечерний звон» р.н.п.; 4.«Богатырские ворота» Мусоргского; 5.«Вставайте, люди русские» Прокофьев | Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. | Принятие духовной музыки как части музыкальной культуры страны. 2.Понимать новые слова. Уметь слышать звучание колоколов в имитации на других инструментах.. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | Наблюдение. | ||||
11 | Святые земли Русской. Князь А. Невский. С.Радонежский. «Утренняя молитва». Расширение знаний. Урок-путешествие | Образы героев в музыке и церкви. 1.Рассказать о национальных героях страны. 2.Развивать эмоционально-образное чувство детей. 3.Расширять слушательский опыт. | Святые земли Русской. Музыкальный материал: .«Песня об А. Невском» Прокофьев; 2.Песнопение о Сергее Радонежском; 3.«О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни. Молитва. Хорал. Музыкальный материал: 1.«Утренняя молитва»; 2 «В церкви» Чайковский; 3. «О, Преславногочудесе» напев Оптиной пустыни | Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.) | 1.Отклик на звучащую на уроке музыку. 2.Называть характерные особенности духовной музыки. Определение на слух духовной и композиторской музыки 1. Знать правила поведения в церкви. 2.Уметь проводить сравнительный анализ муз.произведений | Отклик на звучащую на уроке музыку продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; Отклик на звучащую на уроке музыку охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | Наблюдение за эмоциональным откликом на музыку. Наблюдение. | ||||
12 | «С Рождеством Христовым!» | Познакомить с двунадесятым праздником Русской православной церкви – Рождеством Христовым. 1.Вспомнить историю праздника. 2.Разучить славянские песнопения, посвященные празднику. 3.Развивать исполнительские качества. | Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Музыкальный материал: 1.«Тихая ночь» Грубер; 2.«Колыбельная» польская н.п; 3.новогодние песни | Исполнять рождественские песни. Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений. | 1.Совместно исполнять песни. 2.Уметь находить верные пластические движения под музыку | Отклик на звучащую на уроке музыку | Совместное пение; Слуховой контроль. | ||||
13 | Рождество Христово. Закрепление знаний. Урок-концерт | ||||||||||
14 | Обобщающий урок четверти. Закрепление знаний. Урок – концерт | Закрепить знания и навыки, полученные в 2 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Музыка по выбору детей. | 1.Желание принимать участие в играх, песнях, танцах. 2. Умение определять музыку композиторов 3.Эмоционально откликаться на музыку. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | Наблюдение за эмоциональным фоном. | |||||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4ч ) | |||||||||||
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Расширение знаний. Урок-игра | Значение фольклора в жизни каждого народа. 1.Развивать исполнительское качество. 2.Научить определять голоса музыкальных инструментов. 3.Воспитывать любовь к народной музыке. | Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.«Выходили красны девицы»; 4. «Бояре, а мы к вам пришли» р.н.п. | Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. | Уметь совместно исполнять песни; Понимать графическое изображение мелодии. Придумывать свои движения при исполнении песен. 2.Нарисовать инструменты. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; Отклик на звучащую на уроке музыку | Совместное пение и разыгрывание р.н. песен. Наблюдение. | ||||
16 | Проводы зимы. Расширение знаний Урок-игра | Познакомить детей с приметами народных праздников 1.Рассказать о народных праздниках и их приметах. 2.Расширять эмоционально-смысловой словарь учащихся. 3. Воспитывать уважение к народным традициям. | Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Музыкальный материал: 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.импровизации | Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. | 1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке. 3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование. .Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок. | Понять связь между речью музыкальной и разговорной передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; | 1.Выразительное исполнение. 2. Наблюдение, эмоциональный отклик детей. | ||||
17 | Встреча весны. Углубление знаний. Урок-концерт. | Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь 1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека 2.Развивать исполнительские качества, творческие способности. | Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Музыкальный материал: 1.«Светит месяц» р.н.п; 2.«Камаринская» р.н.п; 3.масленичные песни; 4. весенние заклички; 5.игры; 6.импровизации | Разыгрывать народные, игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать впроцессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. Знать особенности традиционных народных праздников. | 1.Исполнение в характере. 2.Умение высказываться о музыке. 3.Знать масленичные песни. 4.Музицирование. .Изобразительное и прикладное творчество-отклик на урок. 2.Предлагать свои весенние игры. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | 1.Слуховой контроль; 2.наблюдение; 3.эмоциональный отклик детей. | ||||
18 | Народные песенки, заклички, потешки. | Привести детей к пониманию того, что искусство имеет общую основу – саму жизнь 1.Формировать знания о значении музыки в жизни человека 2.Развивать исполнительские качества, творческие способности. | Знать особенности традиционных народных праздников. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши. | 1.Слуховой контроль; 2.наблюдение; 3.эмоциональный отклик детей. | |||||||
19 | Сказка будет впереди. Детский муз.театр. Опера. Балет. Расширение знаний. Традиционный, с элементами игры. | Заинтересовать детей произведениями крупных муз.жанров. 1.Учить детей понимать муз.драматургию произведения. 2.Развивать творческие способности детей. 3.Воспитывать любовь к прекрасному. | Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал:«Песня-спор» Г. Гладкова; 2. фрагменты о. «Волк и 7 козлят» М. Коваля; 3.«Вальс» из б. «Золушка» Прокофьева | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов | 1.Иметь представление о крупных музыкальных жанрах. 2.Понять связь между речью музыкальной и разговорной. 3.Выразительно исполнять песню-спор. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; Отклик на звучащую на уроке музыку | 1.Пластическое интонирование; 2. Контроль за выразительностью исполнения. | ||||
20 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Углубление знаний. Традиционный, с элементами игры. | Заинтересовать детей произведениями крупных муз.жанров. 1.Связать жизненные впечатления детей с музыкальными образами в произведениях Чайковского, Глинки, Прокофьева. 2.Уметь определять характер и настроение музыки. 3.Воспитывать умение вслушиваться в произведение. | Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: 1.«Марш» из «Щелкунчик» П.И. Чайковского; 2. «Марш» из о. «Любовь к 3апельсинам» С. С. Прокофьева; 3. «Марш Черномора» М.Глинки; 4. «Песня-спор» Г. Гладкова. | Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. | 1.Характеризовать музыкальные образы. 2.Принимать участие в играх, пластическом интонировании. | Знать правила поведения в церкви охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | .Пластическое интонирование. 2.Работа с учебником. | ||||
21 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал. Углубление знаний. традиционный | Познакомить с фрагментами оперы. 1.Охватить целостность увертюры через сравнение разных эмоциональных состояний. 2.Выделять характерные интонационные особенности музыки, изобразительные и выразительные. | Песенность, танцевальность, маршевость в опере . Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал: 1.Увертюра; 2. Финал. 7 урок: 1.«Первая песня Баяна» 2. хор «Лель таинственный»; 3. «Марш Черномора». | Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | 1.Уметь определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику. Принимать участие в различных формах музицирования на уроке. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | 1.Пластическое интонирование с элементами инсценировки. 2.Работа с учебником. 3.Имитация игры на гуслях. | ||||
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Комбинированный урок. | Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. | Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. Уметь: узнавать изученные музыка-льные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; Отклик на звучащую на уроке музыку | |||||||
23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила» | Знать/понимать: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | |||||||
24 | Симфоническая сказка «Петя и Волк». Расширения знаний. Традиционный. | Познакомить детей с новым жанром – симфонической сказкой. 1.Расширять знания детей о многообразии муз.жанров. 2.Равивать способность сопереживания муз.образам. 3.Воспитывать чуткое отношение к «братьям меньшим». | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: Темы из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. | 1.Уметь определять по характеру музыки героев. 2. Знать тембровое звучание инструментов. 3. Знать состав симфонического оркестра | Отклик на звучащую на уроке музыку, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | 1.Слуховой контроль; 2.Наблюдение; 3.Работа с учебником. | ||||
25 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Углубление знаний. Урок-экскурсия | Продолжить знакомство детей с циклом «Картинки с выставки» Мусоргского. 1.Развивать эмоциональное восприятие музыки. 2.Учить позитивно-эмоциональным отношениям. 3.Воспитание в атмосфере добра, любви. | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: 1.«Богатырские ворота»; 2.«Балет невылупившихся птенцов»; 3.«Избушка на курьих ножках»; 4.«Лимож. Рынок» Мусоргского. | Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | 1.Назвать понравившиеся пьесы, звучащие на уроке и объяснить свой выбор. 2.Узнавать пьесы. Изобразить впечатления от музыки в цвете, рисунках. | воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, | 1.Наблюдение; 2.Работа с учебником. | ||||
26 | Звучит нестареющий Моцарт! Симфония №40. | Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти. 1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту. 2.Формировать общие понятия о жанрах. 3.Продолжить работу над вокальными умениями детей. | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: Произведения, звучащие в 3 четверти. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | 1.Уметь выражать себя в разнообразных формах деятельности. 2.Музицировать на уроке. .Анализировать муз.произведения, определять настроение, выделять характер построения: инструментальное или вокальное, тембровое звучание тем. 2.Закрепление муз.понятий, умение оперировать ими на уроке. | воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, Отклик на звучащую на уроке музыку | 1.Викторина; 2. Письменное тестирование. | ||||
27 28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Расширение знаний. Урок – цирковое представление. | Познакомить детей с музыкой Моцарта 1.Продолжить знакомство детей со звучанием симф. оркестра. 2.Показать значение муз.средств для раскрытия содержания произведения. 3.Развивать слуховую активность детей. Какие чувства передает нам музыка композитора XVIII века? | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: Урок 1: симфония №40 экспозиция 1 часть. Урок 2: 1.Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»; 2.Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Глинки | Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. | .Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке. 2.Уметь определять национальную принадлежность музыки., Определить настроение музыки и передать ее особенности через словесные характеристики. 2.Рассказать о понравившейся музыке, услышанной на уроке. | передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений; | 1.Пластическое интонирование; 2.Наблюдение. | ||||
29 | Волшебный цветик-семицветик. И все это – Бах. Музыкальные инструменты (орган). Расширение знаний. Урок – путешествие. | Познакомить детей с органной музыкой. 1.Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. 2. Познакомить с музыкой Баха. 3.Воспитание грамотного слушателя. Где мы встречаемся с музыкой? | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы. Музыкальный материал: 1.«За рекою старый дом»; 2.«Волынка»; 3. «Менуэт» А. М. Бах. | Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра»,. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках. | .Назвать произведения, которые понравились и объяснить свой выбор. 2.Различать мелодию и аккомпанемент. 3. Узнавать звучание органа. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Слуховой контроль; 2. Наблюдение; 3.Устный опрос. | ||||
30 | Все в движении. Попутная песня. Закрепление знаний. Урок – путешествие. | Изобразительная сила музыки. 1.Учить понимать изобразительный язык музыки. 2.Характеризовать своеобразие раскрытия музыкального образа, его эмоциональное состояние, образ-портрет. 3.Воспитывать грамотного слушателя. | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: 1.«Тройка» Свиридов; 2. «Попутная песня» Глинки; 3.«Карусель» Кабалевский | . Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | .Уметь определять характер музыки. 2. Уметь подбирать цветовой фон. 3. Выражать стремление к осмысленному общению с музыкой. | Отклик на звучащую на уроке музыку, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | .Конкурс на лучший цветовой фон, подходящий по настроению каждой части «Попутной песни»; 2.Пластическое интонирование. | ||||
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. Закрепление умений. Урок-импровизация. | Музыка – язык понятный всем. .Раскрыть слушательские и исполнительские качества детей. 2.Формировать слушательский опыт детей. 3.Включить детей в осмысленную певческую деятельность. У музыки есть свой язык? | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Кавалерийская»; 2. «Клоуны»; 3. «Карусель». Составление композиций, в котором сочетаются пение, пластическое интонирование, музицирование.. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации). Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. | .Уважительно относиться к творчеству своих товарищей. 2. Владеть приемом соучастия в сочинении | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; | Ролевые игра «Карусель»; 2.Наблюдение; 3.Слушание | ||||
32 | Два лада. Природа и музыка. Расширение знаний. традиционный | Выразительность лада в музыке. .Учить детей различать музыкальные лады. 2.Учить заинтересованно слушать, исполнять, обсуждать. 3.Воспитывать грамотных слушателей. | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Рассвет на Москве-реке»; 2.«Вальс» из б. «Золушка»; 3.«Весна. Осень» Свиридов; 4. Конкурс любимой песни. | Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества. | Научатся различным приёмам дирижирования, давать определения характера музыки. Выполнять задания творческого характера. | Отклик на звучащую на уроке музыку, продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; | 1.Наблюдение; 2.Слушание; 3.Контроль за выбором цветового фона в («Весна.Осень»). | ||||
33 | Печаль моя светла. Первый. Закрепление знаний Традиционный. | Лирическая музыка в творчестве композиторов. .Закрепить знания детей. 2.Познакомить с новым произведением Чайковского. 3.Воспитывать грамотных слушателей. Нужна ли лирическая музыка? | Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы Музыкальный материал: .«Жаворонок» Глинки; 2.«Весенняя песня» Моцарта; 3.Мелодия 1ч. Концерта; 4.Музыка на выбор учителя. | Узнавать изученные на уроках музыкальные сочинения и называть их авторов. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. | .Узнавать знакомую музыку. 2.Уметь рассуждать о знакомой музыке. | охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | .Наблюдение; 2.Слушание. | ||||
34 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок Закрепление знаний. Урок – концерт. | Обобщение музыкального стиля. Определение уровня музыкальной культуры. .Повторить изученную ранее музыку. 2.Учить детей выражать собственное отношение к музыке. 3. Воспитание грамотного слушателя. Не иссякнет ли музыка? | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал: Пьесы из «Детского альбома». 2.Пьесы из «Детской музыки». 3. Конкурс любимой песни. | Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта | Через различные формы деятельности показать свои знания и умения .Заинтересованное отношение к музыке. 2. Запас музыкальных впечатлений. 3. Знание понятий, терминов. | многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; Отклик на звучащую на уроке музыку | Конкурс: 1.Исполнение любимых песен. 2.Наблюдение. |
№ п\п | № в теме | Раздел | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Вид контроля | Дата | Примечание | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||
1. | 1 | Россия – родина моя (5 часов) | Мелодия – душа музыки Мелодизм – основное свойство русской музыки. Композитор П. Чайковский (2-я часть Симфонии № 4) | Наблюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Применять словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя) Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнёра в коллективном пении. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы: | Текущий | ||
2. | 2 | Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. Лирический пейзаж в живописи («Звучащие картины») | Текущий | |||||||
3. | 3 | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. Образы защитников Отечества в музыке. | Текущий | |||||||
4. | 4 | Кантата «Александр Невский» С.Прокофьева | Текущий | |||||||
5. | 5 | Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки. Особенности музыкального языка сольных (ария) и хоровых номеров оперы. | Текущий | |||||||
6. | 1 | 4День, полный событий (4 часа) | С утра до вечера: музыкальные впечатления ребенка. Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов (П.Чайковский, Э.Григ) | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. | уважительное отношение к культуре других народов: эстетические потребности, ценности и чувства развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. | Познавательные УУД: Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество. Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия. Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений. Регулятивные УУД: Постановка и выполнение учебной задачи. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать. Коммуникативные УУД: Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен. | воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; | Текущий | ||
7. | 2 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Детские образы С.Прокофьева («Петя и волк», «Болтунья», «Золушка») | Текущий | |||||||
8. | 3 | Детские образы М.Мусоргского («В детской», «Картинки с выставки» и П.Чайковского («Детский альбом») | Текущий | |||||||
9. | 4 | Образы вечерней природы. Обобщение темы «День, полный событий». | Текущий | |||||||
10. | 1 | Ороссии петь, что стремиться в храм (7часов) | Два музыкальных обращения к Богородице («Аве Мария» Ф.Шуберта, «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова) | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | Текущий | ||
11. | 2 | Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства. Эмоционально-образное родство образов | Текущий | |||||||
12. | 3 | Образ матери в современном искусстве | Текущий | |||||||
13. | 4 | Праздники Православной церкви. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) | Текущий | |||||||
14. | 5 | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке | Текущий | |||||||
15. | 6 | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии. | Текущий | |||||||
16. | 7 | Обобщение по темам первого полугодия. Музыка на новогоднем празднике. Итоговое тестирование учащихся. | Текущий | |||||||
17. | 1 | гори, гори ясно, чтобы не погасло (3часа) | Былина как древний жанр русского песенного фольклора. Былина о Добрыне Никитиче. Былина о Садко и Морском царе | Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. | целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий уважительное отношение к культуре других народов: | Познавательные УУД: Умение строить речевое высказывание в устной форме. Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения. Регулятивные УУД: Осознание качества и уровня усвоения (оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя) Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнёра в коллективном пении. | воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; | Текущий | ||
18. | 2 | Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля | Текущий | |||||||
19. | 3 | Масленица – праздник русского народа. Звучащие картины. Сцена «Прощание с Масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова | Текущий | |||||||
20. | 1 | В музыкальном театре (6 часов) | Опера «Руслан и Людмила» М.Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. | Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша. | эстетические потребности, ценности и чувства развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. | Познавательные УУД: Формирование устойчивого интереса к уроку через творчество. Учиться давать оценку результатам деятельности - рефлексия. Извлечение необходимой информации из исполняемых произведений. Регулятивные УУД: Постановка и выполнение учебной задачи. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже сделано и что ещё надо сделать. Коммуникативные УУД: Продуктивное сотрудничество со сверстниками в процессе коллективного исполнения песен. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | Текущий | ||
21. | 2 | Опера «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. | Текущий | |||||||
22. | 3 | Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюка. Контраст образов (Хор фурий.Мелодия). | Текущий | |||||||
23. | 4 | Опера «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Образы природы в музыке Н.Римского-Корсакова | Текущий | |||||||
24. | 5 | «Океан – море синее» вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.Чайковского | Текущий | |||||||
25. | 6 | Мюзиклы: «Звуки музыки» Р.Роджерса. «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова | Текущий | |||||||
26. | 1 | В концертном зале (5 часов) | Жанр инструментального концерта. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского. Народная песня в Концерте. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки. | развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности | Познавательные УУД: Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем. Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения) Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения. Анализ музыкального сочинения. Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт) Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | Текущий | ||
27. | 2 | Музыкальные инструменты –флейта, скрипка. Образы музыкантов в произведениях живописи. Обобщение. | Текущий | |||||||
28. | 3 | Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г.Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития: «Утро», «В пещере горного короля». Женские образы сюиты, их интонационная близость: «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг» | Текущий | |||||||
29. | 4 | Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена (1 и 2 части) Особенности интонационно-образного развития образов. | Текущий | |||||||
30. | 5 | Финал Симфонии № 3. Мир Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора(инструментальные и вокальные сочинения) | Текущий | |||||||
31. | 1 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4часа) | Музыка в жизни человека. Песни о чудодейственной силе музыки. Джаз – одно из направлений современной музыки. | Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий уважительное отношение к культуре других народов: развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Регулятивные: Постановка и выполнение целей. Познавательные: Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительство и игру на музыкальных инструментах. Формулирование цели своей деятельности. С какой целью мы поработали с этой песней? Формирование умения структурировать знания. Обобщать знания о средствах музыкальной выразительности. Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач. | воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; | Текущий | ||
32. | 2 | Мир композиторов: Г.Свиридов (маленькие кантаты) и С.Прокофьев («Шествие солнца»), особенности стиля композитора | Текущий | |||||||
33. | 3 | Особенности музыкального языка разных композиторов: Э.Григ («Утро»), П.Чайковский («Мелодия»), В.Моцарт («Симфония № 40») | Текущий | |||||||
34. | 4 | Призыв к радости (Ода «К радости» из Симфонии № 9 Л.Бетховена). Обобщение изученного. Диагностика музыкального развития учащихся 3 класса | Текущий |
Список литературы для учащихся:
1. Учебник «Музыка» 1 класс
2. Учебник «Музыка» 2 класс
3. Учебник «Музыка» 3 класс
4. Учебник «Музыка» 4 класс
5. «Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс»
6. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс»
7. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс»
8. . «Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс»
Список литературы для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.
2.Рабочая программа. Музыка 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М: Просвещение, 2009
4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М : Просвещение, 2009
5. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. М: Просвещение, 2009 г.
6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе в 2-х частях. М: Просвещение, 2009
7.Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.- М : Просвещение, 2009
8. Кондаков А.М. Примерные программы по учебным предметам . Начальная школа. В 2-х частях. М : Просвещение, 2009
9. «Уроки музыки. 1-4 классы»
10.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 1 класс
11.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 2 класс
12.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 3 класс
13.Фонохрестоматия музыкального материала. Е.Д.Критская. Музыка 4 класс
Табличное представление листа корректировки учебной программы
№ урока в теме | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2 класс УМК "Школа России"
Рабочие программы по всем предметам для 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России"
Рабочие программы составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и...
рабочие программы 4 класс УМК "Школа России"
Русский язык. Зеленина, Хохлова.Математикалитературное чтение 2 часа в неделиОкружающий мир...
рабочие программы 3 класс УМК "Школа России"
математикарусский язык по Зелениной, Хохловойлитературное чтение 2 часа в неделюИЗОокружающий мир...
Рабочие программы 4 класс УМК Школа России
Рабочие программы для школ с татарским языком обучения....
Рабочие программы 1 класс УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России" ФГОС...
Рабочая программа 1 класс УМК "Школа России" по русскому языку
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...