Доклад: "Приёмы устного опроса"
статья на тему

Лехова Наталья Игоревна

Доклад: "Приёмы устного опроса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_ustnogo_oprosa.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

                      Приёмы устного опроса.

         Передо мной стояла задача: решить проблему повышения эффективности устного опроса. Помогают в этом следующие приемы.

  1. «Светофор»

      Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем «светофор». «Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зеленая.

 Формула: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

     Способ применения «светофора» зависит от типа опроса. Есть два совершенно разных типа устного опроса – назовем их условно А и Б. Они требуют разных видов умственной деятельности, которые лучше не смешивать. Тип А – опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» Это сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!»

     При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить!» Красный цвет – «Не хочу!». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от «светофора» опять - таки в активной позиции ученика: он вынужден снова фиксировать свою готовность ответить по каждому вопросу.

  1.  Показательный ответ.                      

Формула: один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться.

  1.  Опрос по цепочке.

Применим в случае, когда предполагается  развернутый, логически связный ответ.

Формула:  рассказ  одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Например: учитель разобрал на доске задачу. Теперь проверить и закрепить её понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий полезно по цепочке.

  1.  Тихий опрос.

Формула: беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время, как класс занят другим делом, например групповой работой.

  1.  Программируемый опрос.

Формула: ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений, в котором «переплавится» непонимание. Не запрещено и самому учителю защищать  один из неверных ответов – пусть поспорят. Пример: учитель показывает картонку, вырезанную по контурам какого–то материка. Этот материк: А – Евразия, Б – Австралия, В – Африка, Г – Южная Америка.

  1.  Взаимоопрос.

Формула: работа в паре, ученики опрашивают друг друга по базовым листам.  

Темы – по собственному усмотрению либо их указывает учитель. По завершении работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие – то вопросы…»

-Как  выставляются оценки за взаимоопрос?

- Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Взаимоопрос можно сделать непродолжительным - 3-5 минут. Оценки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.

7. Защитный лист.

В 4 классе ученик приходит в класс неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло… Такая игра в «кошки – мышки» порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности приврав что–нибудь про  головную боль, забытые ключи… Добрый учитель пожурит, пообещает проверить знания потом, но может забыть. Такая ситуация плохо  действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

Формула: перед уроком в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель держит ситуацию под контролем.

8.Отсроченная  реакция.

Формула: учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика.

Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос – ответ) иногда допустим, но чаще он способствует «забиванию» самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос – пауза секунд 30 – ответ.

- А как быть с ребенком, который аж из парты выскакивает, так хочется первым ответить?

- Это бывает в младших классах. Причем часто ученик начинает отвечать не по теме или вообще встает и молчит. Мы сами приучаем детей к этому. Для маленького ребенка внимание к нему, участие в процессе очень важны, и , если его поощряют за опережение других, это быстро усваивается. Поэтому нужно просто дать понять, что поднятая рука замечена, кивнуть или назвать имя – обычно этого достаточно.

9. Щадящий опрос.

Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников.

Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему «+» или «-». На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего , и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

10. Идеальный опрос (почти шутка).

Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

          Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет, - значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»?  (Ученики поднимают руки.) на «4»? на «3»?  Спасибо…

Говорят: хорошего  - понемногу. А идеального – еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто.

       11. Базовый  лист контроля.

         Формула:  на первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.

       

        12. Магнитофонный опрос.

         Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы опроса в начальной школе.

Применение новых технологий и совершенствование форм, методов и средств обучения напрямую влияет на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Одним из таких ярких средств обучения является о...

Доклад: "Приёмы устного опроса"

Доклад: "Приёмы устного опроса"...

Опрос-голосование.Источник : Независимый Сервис для Проведения Опросов и Голосований

http://<form method="post" action="http://www.rupoll.com/vote.php"><input type="hidden" name="poll_id" value="tzpspgxy"><table align=center style="font-family:Tahoma; font-size:12pt" wi...

Доклад "Приёмы активизации родителей и школы"

Есть новые приёмы, которые ещё не использовались....

Доклад "Приёмы повышения мотивации учащихся"

Приёмы повышения мотивации учащихся...

Доклад "Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе по математике"

Мотивационный аспект является одним из главных показателей личностных УУД. Поэтому в настоящее время формирование мотивации учения младших школьников можно назвать одной из главных задач школы....

Карточки для устного опроса по русскому языку, 3 класс

Карточки пригодятся для устного опроса по пройденным темам и выполнения  практических заданий на уроках русского языка....