Технология проблемного обучения (Е.Л.Мельникова, Т.В. Кудрявцев, М.И.Махмутов)
методическая разработка на тему
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Что же исследователи сегодня относят к проблемному обучению?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 54.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
(Е.Л.Мельникова, Т.В. Кудрявцев, М.И.Махмутов)
Стандарт устанавливает «личностную ориентацию содержания образования; деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности»
Отвечающие новым целям технологии обязательно должны включать следующие действия самих учащихся:
l постановку проблемы, формулирование задачи;
l обсуждение критериев желаемого результата (продукта);
l поисковую работу с информационными источниками;
l самостоятельное, коллективно-распределенное создание продукта;
l предъявление своего результата другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка;
l самооценку, коррекцию результата.
Рассмотрим одну из технологий - технологию проблемного обучения.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Что же исследователи сегодня относят к проблемному обучению?
В работах М.И. Махмутова проблемное обучение рассматривается как вид развивающего обучения, сочетающий самостоятельную систематическую, самостоятельную поисковую деятельность обучающихся с усвоением ими готовых знаний, а структура методов выстроена на основе целеполагания и принципа проблемности.
В. Оконь утверждает, что проблемное обучение – это ряд таких действий, как создание проблемных ситуаций, формулирование задач, контролирование учеников при решении данных задач, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
По мнению И.Я. Лернера, проблемное обучение характеризуется тем, что ученики под руководством педагога принимают участие в поиске решения новых для них познавательных и практических задач.
Данные определения отражают следующие основные признаки проблемного обучения:
- особым образом организованная деятельность учащихся, предполагающая стимулирование их самостоятельности и творчества в познании;
- специфическая организация содержания обучения, при которой учебный материал не преподносится «в готовом виде», а требует от ученика самостоятельного поиска, «домысливания», «достраивания» содержания учебного материала до целостной системы знаний и умений;
- деятельность педагога, выстроенная на основе принципа проблемности (создание для учащихся ситуаций затруднения, найти выход из которых для них вполне по силам, но требует отступить от готовых решений, по-новому применить имеющиеся знания и умения).
В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции. К общим функциям проблемного обучения относятся следующие:
- усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике;
- развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности;
- формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи;
- создание условий для всестороннего развития личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности;
- формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации;
- накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практических проблем и задачи художественного отображения действительности;
- формирование мотивов, потребностей учения, т.е. создание таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных.
Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Она представляет элемент проблемного обучения, пробуждающий у учащихся мысль, познавательную потребность. Наиболее подробно данное звено проблемного обучения было разработано А.М. Матюшкиным, выделившим в проблемной ситуации следующие компоненты:
- неизвестное достижение знаний;
- познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;
- интеллектуальные данные человека, а также творческие способности и прошлый опыт.
Проблемная ситуация может быть создана при организации практической деятельности учащихся, формулировании гипотезы, в исследовательских заданиях и т.д.
Различается четыре основных типа проблемных ситуаций:
1) ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);
2) ситуация новых условий (необходимые знания у детей, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);
3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);
4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.
Наряду с проблемной ситуацией специфическими терминами, используемыми в описании технологии проблемного обучения, являются проблемный вопрос и проблемная задача.
Приемы создания проблемных ситуаций.
Прием 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории, чьи-то точки зрения.
Прием 2. Состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новом материале.
Прием 3. Выполняется в два шага. Шаг 1. Учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляется научный факт.
Казалось бы, всё достаточно ясно, однако на практике организация технологии проблемного обучения имеет определенные сложности.
Перед планированием проблемного изучение темы следует установить возможность учащихся и целесообразность именно такого изучения. Также необходимо учитывать содержание изучаемого материала, изначальный уровень его сложности, специфику содержащейся в нём информации. Не менее важно определить «внутренние условия мышления» учащихся: уровень знаний в конкретной теме и интеллектуальные данные учащихся. В зависимости от определенного уровня «внутренних условий мышления» учащихся формируется система конкретных заданий. К таким заданиям относятся вопросы, требующие объяснения того или иного явления, задания на сопоставление и др.
Вместе с тем, при организации проблемного обучения не следует полностью отказываться и от традиционных методов обучения: репродуктивного и объяснительно-иллюстративного.
Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
Прогнозировать результативность технологии проблемного обучения можно, если преподаватель, во-первых, владеет содержанием своего предмета; во-вторых, умеет моделировать учебное занятие в режиме адаптивных технологий обучения, в-третьих, обеспечен учебными и методическими пособиями; в-четвертых, целенаправленно осуществляет опытно - экспериментальную работу; в-пятых, умеет формально и неформально общаться с учениками.
Проблемное обучение - один из путей развития интеллектуальных способностей учащихся. Главное в этой методики - исследование, поиск, решение проблемы.
Что такое интеллект - это прежде всего ум, разум, мыслительная способность человека. Эти качества дала нам природа, и наша задача (учителя, школы) их развить.
Что такое проблема - это вопрос, требующий исследования.
Отсюда вывод: чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем больше будет развиваться интеллект.
Литература.
1. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе Методическое пособие по спецкурсу Л.1973.
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения М. Педагогика 1977.
3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М. Педагогика 1972.
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики
5. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. –М., 2004.
Урок математики 3 класс
Тема урока: Площадь прямоугольника.
Цель: 1. Вывести формулу нахождения прямоугольника, упражнение в определении площади прямоугольника.
2. Повторить значение математического действия «умножение», свойства сложения и вычитания, формулы нахождения периметра геометрических фигур.
3. Развитие мыслительных операций.
Ход урока.
I Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | |
1.Самостоятельная проверка домашнего задания с самостоятельным выставлением оценок 2.Чем занимались на предыдущем уроке? 3. Чем будем заниматься сегодня на уроке? 4. Кто готов приобрести новые знания? | Познакомились с операцией умножение, решали задачи на умножение, повторяли свойства сложения и вычитания, находили периметр геометрических фигур, определяли площадь фигур при помощи палетки. Варианты ответов детей. Варианты ответов детей |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 мин) | |
- Этим и займёмся, но сначала вспомним материал прошлых уроков и выполним задания. -Какие величины знаете? -Докажите, что длина, масса, площадь, объём являются величинами. -Как можно назвать изображения? - Какие из данных величин нельзя определить у фигур и почему? - Какие из известных величин можно определить у данных фигур? - Что значит определить длину? - Возьмите белые листочки у вас на партах. Найдите Р треугольника. - Как нашли? - Чем воспользовались? - Найдите Р квадрата. - Как нашли? - Почему заменили умножением? Чем воспользовались? - Найдите Р прямоугольника.. - Как нашли? - Чем воспользовались? -Почему легко могли найти Р фигур? - Выберите из предложенных мерок единицы измерения длины. - Для измерения какой величины используются оставшиеся величины? - Что такое площадь? - Что такое мм2, см2, дм2, м2, км2? - Как надо поступить для того, чтобы определить площадь? - Площадь какой фигуры можно определить сразу? Почему? - Определите площадь 4-го прямоугольника на вашем листочке. | - Длина, масса, площадь, объём. - Их можно измерять, сравнивать, складывать, вычитать. - Геометрические фигуры, многоугольники. - Нельзя определить массу, объём, потому что измеряется другими мерками, другая величина.
- Сумму длин сторон (Р), S. - Найти сумму длин всех сторон, т. е. найти периметр. - 21 + 79 + 45 = 145(см) а + b = b + a (a + b) + b = a + (b + c) 6 + 6 + 6 + 6 = 6 · 4 = 24 (см) а + a +… +а = a· b
b раз 4 + 4+ 3 + 3 = 12 (см) - Знаем формулы, др. варианты ответов. - мм, см, дм, м, км - Площади. Ответы детей. - Единицы измерения площади, квадрат со стороной… . - Использовать палетку, наложением. - Уже разбита на квадраты. |
III Постановка учебной задачи (2-3 мин ) | |
-Мы получили разные ответы. А что же мы делали? -Какая тема урока? - В чём отличие этого задания от предыдущего? - Чем пользовались, когда определяли периметр фигур? - Можем ли мы воспользоваться формулами нахождения периметра при нахождении площади прямоугольника? Почему? - Какова цель урока? | - Определяли площадь прямоугольника. - Площадь прямоугольника. - Определяли периметр, а сейчас определяем площадь. - Формулами. -Нет, т. к. используем другие единицы измерения, измеряем другую величину. - Вывести формулу нахождения площади прямоугольника. |
IV Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин) | |
- Как же мы будем находить площадь, при помощи чего? - Чем можем воспользоваться? - Как записать? - Как математическим языком обозначается длина? Ширина? - Как математическим языком можно записать равенства, которые мы получили? - В чём отличие формулы нахождения периметра, от формулы нахождения площади прямоугольника? | Предложения детей.
1+1+…+1 = 1·12 = 12 (см 2) 4 + 4 + 4 = 4 · 3 = 12 (см 2) 3+3+ 3 + 3 = 3 · 4 = 12 (см 2) а, b a · b = b · а = S |
V Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин) | |
| |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин). | |
- Сколько прямоугольников вы видите? - Найти площадь каждого из них по вариантам. - Самопроверка. -Воспользоваться результатами друг друга и найти общую площадь прямоугольника. | |
VII Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин). | |
Задача № 4 (самостоятельно). - Где можем применить умение находить площадь? - Для чего нужно умение измерять площадь и нужно ли оно? | |
VIII Рефлексия деятельности (2-3 мин) - Какова была цель рока? - Достигли ли мы её? В чём было затруднение? С помощью чего оно было снято? - В чём заключено правило нахождения S? Кого можем отметить в классе? - Дайте оценку собственной деятельности, используя слова |
Конспект урока с использованием проблемно-диалогической технологии.
Внеклассное мероприятие
Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.
Класс: 3
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия для формирования первичного представления об аквариуме как искусственной
экосистеме;
- познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира аквариума, их в э ролью в экосистеме;
- закрепить степень усвоения учащимися нового материала и ранее изученной информации о поле;
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся через установление причинно – следственных связей;
- развивать речь, память, представление, воображение, фантазию, интерес к предмету окружающего мира друг и другим наукам;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презинтация, карта полушарий, тест тесты «Экосистема поля».
Технология, используемая на уроке: проблемно – диалогическая, технология оценивания учебных умений.
Ход урока
1. Оргмомент. | - Урок «Окружающий мир». - Ребята, сегодня нам предстоит интересная, но очень серьезная работа. |
2.Актуализация знаний. «Блиц-опрос» | - А это мы сейчас узнаем, ответив на серьезные вопросы. - Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). - Из каких частей состоит экосистема? (Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители). - Какие бывают экосистемы? (Природные и искусственные). - В чём разница? (Природная экосистема существует сама по себе, а искусственная создаётся человеком). - С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? ( Экосистема поля). |
3. Проверка домашнего задания. Тест. | - Сейчас проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест. Тест «Экосистема поля». 1. Поле – это… природная система; искусственная система. 2. Культурные растения – это… одуванчик, вьюнок, осот; подсолнечник, лён, рис. 3. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это… сорняки; яркие цветы. 4. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием … ядохимикатов; живых помощников. - Сравните свои ответы с ответами на доске. В каких вопросах возникли затруднения? |
4. Постановка проблемы. | - Итак, к какой экосистеме мы отнесем поле? Почему? - Легко ли создать искусственную экосистему? (Наверное, трудно). -Что для этого нужно? (Нужны знания). - Сегодня мы попытаемся создать искусственную экологическую систему. - А какую, попробуйте отгадать! Этот дом не деревянный, Не из камня этот дом. Он прозрачный, Он стеклянный, Нет и номера на нём. И жильцы в нём не простые, Не простые, золотые. Эти самые жильцы Знаменитые пловцы. - Что это? (Аквариум). - К какой системе можно отнести аквариум? (К искусственной). - Почему вы так считаете? (Аквариум содержит человек). - Что можно сказать о размерах этой экосистемы? (Она маленькая). |
5. Тема, цель урока. | - А кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Аквариум-маленькая искусственная экосистема). - Что бы вы хотели узнать, об этой маленькой экосистеме? (Всё). - Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями аквариума. |
6. Совместное открытие знаний. (Объяснение нового материала.) 7. Физпауза. 8. Первичное закрепление изученного материала. 1)Беседа. 2)Работа в группах. 9. Итог. Рефлексия. 10. Домашнее задание. 11. Итог работы. | - Давайте узнаем, как устроен аквариум? Для этого выполним задание на с.74. Рассмотрите иллюстрацию. - Назовите все части экосистемы, которые мы можем найти в аквариуме. неживые профессии живых компоненты: организмов: 1. воздух 1. производители - водоросли 2. вода 2. потребители – рыбы и рачки 3. почва 3. разрушители – улитки и микробы - Итак, что должно быть в аквариуме? Зачитайте части экосистемы. - Наша помощница - Лена тоже попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Давайте поможем ей их решить. - Какая у Лены возникла проблема? - Какую экосистему создала Лена? (Экосистему – аквариум). - Какая она – природная или искусственная? Почему? (Аквариум - искусственная экосистема, потому что её создаёт человек). - Почему в аквариуме Лены рыбкам трудно дышать? (Нет водорослей – производителей. Они насыщают воду кислородом). - Итак, без чего не может существовать аквариум? Давайте познакомимся с растительными обитателями аквариума на с.75 - Все ли растения аквариума называются водорослями? Прочитайте названия цветковых растений. - Ребята, в аквариумной практике растения играют очень важную роль - прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта; служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений поглощают из воды кальций – снижая ее жесткость; многим рыбам – растения незаменимая пища или витаминная добавка. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Физминутка. Рыбки весело резвятся В чистой, тепленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. - Неслучайно мы сегодня рыбки. Что вы можете рассказать о потребителях аквариума. Давайте поговорим о них. Ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. 1 ученик Один из представителей отряда сомообразных – СОМИК. Родом он из Южной Америки, был завезен в Европу в 19 веке. Сомиков насчитывается более 2 тысяч видов. Тело рыбки окрашено темными пятнами – у самок брюшко белое, а у самцов – серо-фиолетовое; рот маленький, верхняя губа выдается вперед и оканчивается с каждой стороны двумя усиками. По характеру эти рыбки миролюбивы, живут стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма, за это аквариумисты называют их «санитарами», очищающими аквариум. Интересной особенностью сомиков является еще и то, что они дышат воздухом атмосферы, для этого они изредка поднимаются на поверхность воды, высовываются и заглатывают воздух для дыхания. 2 ученик Северная и Южная Америка являются родиной красочных, стайных, живородящих рыбок –гуппи и меченосцев. Рыбки эти были завезены в Россию в 1909 году. Они очень неприхотливы и легко приживаются в аквариуме. Меченосцы своим названием обязаны «мечу», на нижнем крае хвостового плавника у самцов, у самочек – меча нет. Аквариумистов привлекает их ярко-красная окраска и простота в содержании и кормлении. Но следует знать, что самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом, особенно когда в него сажают вновь приобретенных рыбок. 3 ученик Скалярия – представитель отряда окунеобразных, родом из Южной Америки. Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник. Рыбка эта очень изящная, грациозная, кокетливая, американцы называют ее «рыба-ангел». Однако, при всем изяществе скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть. Но скалярии очень доверчивы к своим хозяевам, которых привыкли видеть каждый день. А видят они прекрасно и сразу подплывают к переднему стеклу, извиваются и «просят» корм. Скалярии любят чистую теплую воду, поэтому ее следует менять в аквариуме 2 раза в неделю. 4 ученик Предками многих аквариумных рыбок являются золотые рыбки, родиной которых является Китай и Япония. После многих сотен лет настойчивого труда, из них были выведены несколько оригинальных типов, таких как: вуалехвост, барбус, львиноголовка, телескоп. ВУАЛЕХВОСТ – имеет очень красивый, тонкий и прозрачный вуалеобразный хвост, который иногда бывает в 6 раз длиннее тела самой рыбки. Но длинный хвост служит рыбке большой помехой при плавании и делает ее неповоротливой. Тело рыбки короткое, яйцеобразное; глаза немного больше обыкновенных, но отличаются разнообразием радужины, которая может быть всех цветов, кроме зеленого. 5 ученик Еще один потомок золотых рыбок – БАРБУС, насчитывающий около 200 видов. По своей золотой окраске и форме тела, он напоминает карася, при этом поперек его тела идут 5 – 6 полосок – зеленовато-черного или бледно-красного цвета. По характеру барбусы очень спокойные, мирные и не требуют особого ухода. 6 ученик ЛЬВИНОГОЛОВКА – очень необычная на вид рыбка – тело ее имеет вздутую форму, а голова покрыта наростами, придающими ей вид головы льва – отсюда и ее название. Короткий куцый хвост приподнят кверху. Тело львиноголовки покрыто ярко-желто-лимонной чешуей с красным ободком, а голова – ярко-красная. Рыбка эта является настоящим украшением аквариума. - Итак, кто является главными жителями аквариума? На карте полушарий найдите места обитания данных рыбок. - Но чтобы они жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания. - С чего начать? Как вы думаете? (С подготовки грунта) 1 ученик: - Для этого специально подбирают промытый крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, т. к. вода будет от них жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт. - Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. - Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы, различные бактерии, простейшие водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания. - Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в одинаковых условиях окружающей среды. Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных. Рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов. - Кого не хватает в нашем аквариуме? ( Разрушителей) - Для чего они нужны? - Какое условие важно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ). -Докажите, что аквариум – маленькая искусственная экосистема. (Его создаёт человек). -Почему аквариум не может существовать без человека? (Здесь мы наблюдаем незамкнутый круговорот веществ, который замыкается человеком). - А сейчас поработаем в группах. (Дети делятся на 4 группы, каждая получает задание. - Вы верно, ребята, подметили, что основное отличие экосистемы аквариума от других экосистем – это связь с человеком. Круговорот веществ в аквариуме незамкнут, поэтому аквариум не может жить без помощи человека. Это – искусственная система. - Мы заканчиваем знакомство с экосистемой – аквариум, его обитателями. Это частица подводного мира, перенесённого в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. Благополучие аквариумного мира целиком в руках его владельца. - Давайте улыбнёмся на прощание всем обитателям аквариума. Улыбнёмся друг другу, порадуемся окружающей нас природе. - С каким настроением вы заканчиваете урок? - У кого всё получилось? - Урок закончен. Спасибо за работу! |
Конспект урока "Имя прилагательное"
Русский язык. 2 класс. Урок – исследование.
Тема урока. Имя прилагательное.
Цель: ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных,совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного, формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.
1.Чистописание.
н
нн
Какое правило напоминает вам это соединение? (Написание слов с удвоенной согласной)
На доске учитель открывает слова: длина рано весна
Образуйте от этих слов, слова с удвоенной согласной. Дети на следующей строке записывают слова: длинный ранний весенний
Какой частью речи являются эти слова? Что такое имя прилагательное?
2.Сообщение темы и цели урока.
На доске учитель открывает запись. Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Ребята, сегодня на уроке мы должны ответить на этот вопрос.
3.Работа по проблеме урока.
1)Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: Норка, гладкая, красные, галка, лисичка, рыжие, бантик, пушистая.
Проверка вслух. По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (имена существительные) Назовите орфограммы в словах.
Какой ещё признак объединяет эти слова? Докажите. (Многозначность)
Назовите признаки имен существительных.
Учитель открывает запись на доске.
сущ., одуш., собств., ед. ч., м.р.
сущ., одуш., нариц., ед. ч., ж. р.
сущ., одуш., нариц., мн.ч.
Какие имена существительные из этих слов подходят к морфологическому разбору? Что означает знак вопроса?
Как же уточнить значение многозначности слов? (По смыслу предложения, в котором это слово встретилось)
Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова. Дополните этот столбик своими словами.
Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.
Послушайте текст.
*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.
О чем первый текст? (О весне)
О чём второй текст? (О весне)
Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите.
Что же отличает первый текст от второго? (наличие прилагательных)
Во втором тексте я использовала прилагательное последний для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый, серебристый. (Это точное описание снега)
Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.
Давайте попробуем наиболее точно описать зимний снег и весенний снег.
Задание по вариантам.
1 вариант: из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать зимний снег.
2 вариант: из слов выбирает прилагательные, которые помогут описать весенний снег.
Последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.
Проверка. Коллективное обсуждение. Подчеркнуть орфограммы.
Вывод: Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.
Игра. Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные? ( им.сущ.)
Словарная работа. Подберите к словарным словам 8 блока имена прилагательные. Дайте точное описание предметам. Подчеркните окончание прилагательных.
Взаимопроверка.
Письмо по памяти. Утром запел голосистый соловей.
Задание: написать предложение по памяти, подчеркнуть орфограммы. Выполнить разбор предложения.
Коллективная проверка. Сколько орфограмм подчеркнули? Назовите схему предложения, которая подходит к данному предложению:
1)------- =====_______ . 2) -
Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения предмета)
Что именно уточняют имена прилагательные? (им. сущ.)
Разноуровневая самостоятельная работа.
«5» ….утром Кирилл пош.л в … рощу на травке засверкала …роса запели…птицы.
(Вставить имена прилагательные)
«4» Март-первый в.сенний месяц поб.жали говорливые ручьи
(Подчеркнуть имена прилагательные)
4.Итог урока.
Ребята, смогли мы ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Что нового для себя вы узнали на уроке?
Что понравилось?
5.Домашнее задание: Подготовить описание предмета, не называя его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.
Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения....
Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: технология проблемного диалога
Выступление на МО учителей...
Использование современных технологий в процессе обучения: технология проблемного диалога"
На примере урока окружающего мира...
Статья «Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы»
Знания только тогда знания, когда они приобретаютсяусилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.Л.Н.Толстой...
Тема урока «Знакомство с системой времён глагола». Педагогические технологии: технология проблемного диалога. 3 класс УМК "Гармония"
Тема урока «Знакомство с системой времён глагола». Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок в теме «Глагол»Тип урока: открытие новых знаний.Педагогические ...
Мастер-класс Современные педагогические технологии: технология проблемного обучения
педагогические термины, исполҗзование технологию проблемного обучения...
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....