«Безотметочный контроль и оценка в начальной школе»
учебно-методический материал на тему
Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_2.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Безотметочный контроль и оценка в начальной школе»
Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса
В.М.Полонский
В условиях введения Федерального государственного стандарта каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Система оценки это сложный многофункциональных организм, который включает и учителей, и учеников, и их родителей в особую деятельность.
В современной школе система работы учителя направлена на максимальное раскрытие и развитие личностных качеств каждого ученика. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие.
В одну школу, в один класс приходят очень разные дети, но все они, начиная учиться, получают установку, на то, что в школе их ждут новые знания и открытия. Продвижение по этому непростому пути у каждого ребенка индивидуально. Успешность ребенка должна определяться не пресловутыми «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Если бы все педагоги смогли договориться и не сравнивать детей между собой, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей.
Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно. Одно из направлений по совершенствованию содержания и структуры образования поиск путей к безотметочному обучению в начальной школе. Современная традиционная пятибалльная система оценивания не дает полноценной возможности для формирования у обучающихся оценочной самостоятельности.
Она выполняет функцию внешнего контроля, не предполагает ни самооценки ученика, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней. Система оценивания затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальное достижение каждого учащегося; учителю приходится лавировать между фиксацией результатов ребенка по определенным нормативам и фиксацией успешности данного ребенка по сравнению с ним самим.
Система оценивания является малоинформативной. Учителю и учащимся трудно определить направления дальнейших усилий – над чем надо еще поработать, что улучшить. Система часто имеет травмирующий для ребенка характер. Нередко отметочная система является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Все это приводит к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащихся в обучении, повышению тревожности и как следствие к - ухудшению физического здоровья школьников.
Очевидно, что все указанные недостатки не могут быть устранены путем замены пятибалльной системы каким-нибудь эквивалентом «отметочной» системы – ни десятибалльной,,ни стобалльной ,ни количеством заработанных «звездочек» и т.д.
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Было бы преждевременно говорить о том,что такая система оценивания разработана на уровне технологии. Вместе с тем учеными уже определены и сформулированы некоторые общие подходы к ее построению, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Для управления учебной деятельностью контроль и оценка должны носить процессуальный и рефлексивый характер. Для улучшения результативности обучения контроль и оценка должны иметь диагностико-коррекционную направленность. Для определения перспектив развития учащихся оценка должна быть практической, а контроль – планирующим. В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
- что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
- как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
- каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
- что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
Безотметочное обучение в 1 классе Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить: «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Основными принципами безотметочного обучения являются: критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе; критерии должны быть однозначными и предельно четкими; • приоритет самооценки – самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся –прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы); может применяться методика А.И.Липкиной «Три оценки» • гибкость и вариативность – содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения. Всестороннее видение способностей учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является • определение учеником границ своего «знания - незнания», осознание тех проблем, которые предстоит решить; • сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, творчески решать учебную задачу). Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку, полной ответственности обучаемого за процесс и результат. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и личностного развития учащихся. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников;своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.). В период безотметочного оценивания я в своей практике частично использую принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А. Цукерман.
Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:
выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);
задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять "заменителей" отметочной системы. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов индивидуальных достижений", в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).
Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.
Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий. Право ребенка на сомнение и незнание должно быть оформлено не только устно. Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий,специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).
Поясню некоторые формы, которые наиболее часто использую на уроках.
1. «Хорошие слова и комплименты»
В первом классе просто необходимо в эмоциональной форме формулировать словесную оценку деятельности учащегося. Функция оценки: стимулирование к успеху, важно показать удовлетворение от успеха ученика. Кроме того, в процессе такого оценивания учитель показывает ученику, что он уже достиг, а что ему предстоит освоить:
«Молодец! Но…» Поэтому оценка деятельности ученика в этом случае будет выполнять следующие функции: указывать на ошибки в учебной деятельности и обеспечивать согласие учащегося с выставляемой отметкой в последующий период отметочного оценивания. Эффективны также невербальные виды помощи: важно упомянуть и о таких видах похвалы, как улыбка, прикосновение к ребёнку, ободряющий жест. Такая атмосфера создаёт ситуацию успеха и здоровый психологический климат.
2. «Сосед по парте» - взаимооценка.
Оценивание чужой работы – необходимый способ работы. Не секрет, что очень многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку. При организации взаимопроверки ориентирую учащихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, учатся друг от друга. Учу детей сопереживать, радоваться за успехи одноклассника, критично подходить к выполненной работе. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи и взаимоподдержки.
Ученик сначала оценивает себя, затем идёт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок.
Для оценивания и самооценивания выбираются только те задания, где существует объективно однозначный критерий оценивания (например, количество слов в предложении).
3. «Самооценка»
Возможность для самооценивания вводила с первых дней обучения.
Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания я выбираю только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например: посчитать количество звуков в слове).
Выполнив задание, ребёнок оценивает правильность выполненной работы, для чего использую «Волшебную линеечку», разработанную Т.В. Дембо и С.Я, Рубинштейн.
В своей работе я использую ретроспективную и прогностическую самооценку. Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы; она проще прогностической, поэтому формирование самооценки следует начинать с нее.
Прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагать детям оценить себя возможно только тогда, когда ретроспективная самооценка ими осознана, адекватна и дифференцирована.
Возможны два варианта такого самооценивания:
ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный "Лист индивидуальных достижений", который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В "Листе индивидуальных достижений" полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
В этом же листе можно отмечать ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Регулярность заполнения листа может быть и еженедельной. Заполнять лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем.)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.: Рассказов, 2002
.
3.Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников. Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, 2001.
4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999. Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000...
5.Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск 4. М.: УМЦ "Школа 2000...", 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормы оценок в начальной школе
Нормы оценок в начальной школе за контрольные работы по математике и русскому языку. ...
Нормы оценок в начальной школе
Эффективность использования десятибалльной шкалы оценивания ЗУНов учащихся:1. Повышается надёжность процедуры определения фактической степени обученности учащихся.2....
Памятка для родителей "Нормы оценок в начальной школе"
В памятке представлены оценки за различные виды работ по математике и русскому языку с 1-4 класс...
Нормы оценок в начальной школе
Как оценивают учащихся в начальной школе...
Нормы оценок в начальной школе
Методические рекомендации...
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Презентация к докладу....