Технологии в начальной школе
учебно-методический материал по теме

Студеникина Маргарита Николаевна

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии.

      Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств  при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий.

Применение новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.

       В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

       Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

•        игровая деятельность;

•        создание положительных эмоциональных ситуаций;

•        работа в парах;

•        проблемное обучение.

        За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

        Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

          Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

         Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.

        В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

        В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

 - развитие коммуникативных способностей;

 - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

 - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

 - повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

 - обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

 - углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. 



Предварительный просмотр:

Групповая технология

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие  осуществляется   на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка.

   Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества  как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель, и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших  школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу.

Групповая работа реализует гуманно- личностный подход к ребенку, приоритет формирования субъектно – субъектных отношений.

Почему же групповая работа?

Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

Ø научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения;

Ø  помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность;

Ø  воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах;

Ø сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.   

Как объединять детей в группы?

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

5)      Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6)      Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

7)      Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

8)      Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''.  При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.

Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.

На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах.

Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии обучения

В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения полученных знаний на практике,  легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология  обладает средствами, активизирующими деятельность  учащихся, в некоторых же технологиях  эти средства  составляют  главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести  игровые технологии. В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

Для младшего школьного возраста  характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко  вовлекаются в любую деятельность, особенно   игровую. Для младшего школьника  игра имеет  исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью  в усвоении знаний, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе  возникает нечасто. Она является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, т.е. применением педагогической технологии.

Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.

Игра – ведущий  вид деятельности для дошкольного возраста,  все следующие периоды  со своими ведущими  видами деятельности не вытесняют игру.  А продолжают включать её в процесс развития. Способность включаться в игру не связана  с возрастом, но в каждом возрасте  игра имеет свои особенности. Однако не всякая игра  имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности.   Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.

      В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация  по уровню деятельности учащихся.

Прежде всего это:

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

        Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.

Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

              1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

              2)доступность для учащихся данного возраста;

              3)умеренность в использовании игр на уроках.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

     Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.

Дети любят необычные задачи в стихах, которые не только  развивают смекалку, но и математические способности.

В этих заданиях сочетается учение и развлечение. Ученики никогда не отказываются выполнять их.

Учебные задания с нематематической информаций – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

Названные игры, как я уже сказала,  представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает  фундамент для обучения дальше. По результатам диагностик ученики готовы к переходу на новую ступень. Они умеют применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, ключевых компетенций.

Во внеклассной работе применение игровых технологий должно стать основным средством воспитания младших школьников. Особенно игра важна в группе продленного дня, так как ученики проводят целый день в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а порой и раздражение. Например, "Кто скорее?", "Кто больше?", "Угадай-ка!". 



Предварительный просмотр:

Технология сотрудничества

           В  настоящее время, как никогда ранее,   система образования  должна учитывать возможности и потребности человека.   Характер образовательной системы должен быть  личностно – ориентированным.          Младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой он занимается,  осознаёт важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно  анализирует свою деятельность, оценивает свои успехи,     определяет причины ошибок   и   анализирует   неудачи.  Для этого процесс обучения должен  делать ученика субъектом,  его надо учить учится, осознавать личную   ответственность за результаты обучения. Приоритет   образования  в период информатизации требует  замены старой парадигмы: «учитель – учебник – ученик» -  на новую. Исходя из этого, учитель должен  организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить  самостоятельно добывать знания  и применять их на практике.        В  процессе обучения учитель должен опираться на индивидуальные особенности школьника,  а для этого  надо изучать личность каждого ученика, его взаимоотношения с одноклассниками,   родителями.   

  Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

  Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

по уровню применения - общепедагогическая технология;

по философской основе - гуманистическая;

по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;

по концепции усвоения - ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;

по ориентации на личностные структуры -  всесторонне развитая и  гармоничная;

по характеру содержания - обучающая и воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

по типу управления -  система малых групп;

по организационным формам -  академическая и клубная, индивидуальная и групповая, дифференцированная;

по подходу к ребенку - гуманно-личностная, субъект-субъектная;

по преобладающему методу - проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

по категории обучаемых - массовая.

Целевые ориентации педагогики сотрудничества:

Ø переход от педагогики требований к педагогике отношений;

Ø гуманно-личностный подход к ребенку;

Ø единство обучения и воспитания.

  В "Концепции среднего образования Российской федерации" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

  В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

 

  В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

 

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

  Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

превращение школы Знания в школу Воспитания;

постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

развитие творческих способностей ребенка;

возрождение русских национальных и культурных традиций;

сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели.

  Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования.

 

4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.  Педагогика сотрудничества  представляет собой  систему методов и приёмов  воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

 

Основные положения:   отношение к обучению как к творческому взаимодействию учителя и ученика, обучение без принуждения, идея постановки трудной цели и внушение уверенности её преодоления,  самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), творческое  самоуправление учащихся,  личностный подход к воспитанию, сотрудничество с родителями.            Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя.  Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы  помогать учиться.  Учитель должен стать создателем развивающей среды, побуждающей ребёнка  добывать знания.          Педагогика сотрудничества предполагает хорошее знание индивидуальных особенностей учеников, их интересов, взаимоотношений. Когда дети работают самостоятельно и у них возникают трудности, учитель приходит на помощь и оказывает её с учётом индивидуальных особенностей, т. е. учитель выступает как помощник, помогающий в преодолении трудностей.  В случае затруднения обратиться можно и к своим одноклассникам.  Работая, учитель должен помнить о том, что внимание должно уделяться каждому ученику, а радоваться даже самому маленькому успеху ребёнка.  Хорошее слово учителя – один из главных инструментов для создания доброжелательного психологического климата на уроке и создания в классе развивающей среды. Как же  радуются дети. Когда слышат в свой адрес слова похвалы. Зная особенности детей своего класса,  даю возможность всем чувствовать себя уверенно, быть востребованным, не бояться высказывать свои мысли, своё мнение даже если оно ошибочно.  Вместе и сообща, путём рассуждений мы дойдём до  истины. А она, как известно, рождается в споре.

              Педагогика сотрудничества  вырабатывает такие приёмы, при которых  каждый ученик чувствует себя личностью.  Он ощущает внимание учителя лично к нему.  Необходимо помнить, что обучать надо так, чтобы ученик был подготовлен к жизни, умел отстаивать свою точку зрения, установку на  дальнейшую деятельность. Ориентация  на потребности   конкретных детей в их индивидуальном развитии может осуществляться только в непосредственном сотрудничестве учителя. Родителей и самих детей. В младшем школьном возрасте  дети очень привязываются к нам педагогам, устанавливается  естественная внутренняя связь. Дети стараются подражать нам во всём,  копировать манеры, следуют за авторитетным и любимым взрослым. Поэтому педагог должен быть союзником, помощником и, может быть, даже другом. Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся к  взрослым – в школе и в семье.  Для этого нужны  не единые требования, как принято говорить, а дружелюбные,  товарищеские отношения с детьми в семье. Способности всех детей различны, искусственно форсировать развитие их  невозможно, тем более, достигая при этом больших успехов, чем сама создавшая их природа.   Учителю необходимо проявить мудрость и терпение и в случае малейшей удачи поощрить ребёнка. Как принято считать, мы воспитываем  личным примером,  собеседничеством и сотрудничеством. Процесс обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Учить надо так, чтобы ученику удобно было учиться, а для этого надо искать способы,  с помощью которых можно осуществить это учение. Главное мерило обучения – это возбуждение интереса детей к учению. Интересно детям учиться, светятся их глаза,  значит, учат великолепно, и потому ученики чувствуют себя свободными .Как мы видим. Два понятия «свобода» и «сотрудничество» находятся совсем рядом, а движение по пути сотрудничества есть движение к гуманизму. Но если предоставить детям полную свободу, не создавать при этом отношения сотрудничества, то  выпадает главное, обострение совести.                      Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе,  тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, рождается совестливое отношение к людям,   работе, обязанностям. Сотрудничество умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное. Очень хороший результат даёт общение намёками, улыбками, полусловами. Как можно меньше делаю замечаний ученикам. Считаю, что это не только бесполезно, но и вредно. Психологи  давно установили, что всякое представление о движении вызывает движение. Очень вредны замечания типа: «Не вертись!» вредны,  потому что вводят в сознание ученика  предположение о возможности свершения такого поступка.  Обучая  и воспитывая, надо приучать детей к самостоятельности. Не надо переделывать ребёнка,  не надо переделывать и себя. Все усилия надо направлять не на ребёнка, не на себя, а на главное – отношение к ребёнку. Известно давно, что человек меняется не от манипуляций, которые с ним проделывают, не от воздействий,  а только от собственных душевных усилий, возникающих в его отношениях с людьми.   Антуан де Сент – Экзюпери  писал, что человек – это узел отношений. В каждом слове, в каждой интонации, в каждом маленьком поступке отражаются все наши убеждения. Учителю надо иметь очень чуткое сердце. У нас должно хватать способностей, сил и времени на каждого ребёнка, надо добиваться лишь того, чего мы можем добиться от ученика,  не посягая на него.   Для того чтобы сотрудничать,  необходимо ставить общие цели, которые объединяют,  побуждают работать дружно и  во имя достижения успеха. Отношения сотрудничества нельзя установить в один день и в одну неделю. К этому нужно идти постепенно и последовательно.

Педагогика сотрудничества – это благо для учителя, родителей и самих учеников.  Она имеет  корнем труд, которым держится,  к труду зовёт, трудом и награждает. Её главное орудие – успех. Сотрудничать могут пары, группы,  классы, но все используется для того, чтобы дети приобретали  навыки коммуникации и умели рефлексировать.

                  

                  Основные элементы обучения сотрудничества:

-  работа ученика контролируется учителем;

- в группе должен быть сильный ученик и слабый;

- группы не должны быть постоянными( это подготовка к жизни, в ней не всегда приходится работать с теми людьми, с которыми комфортно)   

-  учитываются интересы всех детей;

-  каждый имеет право голоса.

               Правила поведения при работе:

- будь  корректным по отношению к товарищу;

- высказывай свою мысль четко и кратко;

-соблюдай очерёдность;

- не спеши  с ответом, сначала всё обдумай;

-   будь активен  и любознателен;

-  справедливо относись к другим.

           В организации работы  должна быть положительная взаимосвязь:

- общая цель:  научить каждого в отдельности и всех вместе;

- распределить роли в  каждой  группе – подводящие итоги,  одобряющий, а так же поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающей идеи.

            Парное «взаимообучение» предполагает, что учащиеся помогают  и поддерживают друг друга в стремлении учиться.  Учитель организует пары таким образом,  чтобы учащиеся сидели рядом и могли обсудить каждый аспект задания.   При этом   должна быть индивидуальная ответственность.  Учитель постоянно следит за уровнем знаний каждого, может индивидуально проверить каждого ученика  или выбрать одного.            Умение сотрудничать – это умение лидировать, но не притесняя и не ущемляя интересы других,  умение принимать решения, умение разрешать конфликты, если они возникли.   При организации такой работы должен быть труд каждого в отдельности, из которого складывается совместный результат.

          Т. о.   это работа каждого в отдельности, это работа всех, это взаимодействие учителя и учащихся.  Очень важно, чтобы  все были активны, обсуждали, высказывали своё мнение, слушали друг друга,  сами задавали вопросы товарищам.  Одарённые дети и так всегда на виду и у учителя, и у своих одноклассников, а те, кто менее способен,  не так заметны.  Вот их самый малейший   успех  и надо отмечать. Прежде, чем  поставить перед детьми проблему, учитель должен чётко себе представить, а почему  я хочу, чтобы дети научились этому,  как я могу побудить их к мышлению?  Очень важно поощрять у школьников собственное мнение.  Воспитывать и направлять на умение слушать других,  делать выводы.              Такой подход позволит ученикам ощущать себя полноправными участниками процесса обучения, основанного на демократическом подходе.                 Распределяя детей на группы для работы, учитываю уровень развития,  чаще всего это 4   -  5 человек. Предлагаю объединиться по интересам.

Но обязательными для всех являются условия:

- каждый должен слушать своих товарищей;

-каждый должен принимать участие в работе;

- каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна;

- каждый должен оказать помощь, если его об этом просят.

Такой подход к работе детям нравится, они ощущают себя не простыми  исполнителями воли учителя, а активными участниками процесса обучения.          Педагогика сотрудничества позволяет учить  хорошо всех,  предоставляя возможность каждому ученику учиться  на пределе своих сил, а это ведёт к развитию ребёнка. Очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми во многом  определяет   результативность. В таком общении складываются гибкость мышления, преодолеваются стереотипы, формируется  творческая, критическая, самостоятельная и  самокритичная личность. Эффективность общения  во многом зависит от взаимоотношений педагога и ученика. Ребёнок должен иметь право на свою точку зрения и не бояться её высказывать, в ожидании наказания или замечания учителя, страха осуждения. Иногда умение отстаивать своё мнение  важнее, чем получение правильного ответа в готовом виде. Сотрудничая с детьми,  необходимо не только ставить перед ними учебную  проблему, но и самому  являться активным участником диалога, мудрым помощником. Важно не только и не столько  получить правильный ответ от ученика,   но и сделать эмоционально значимым и ценным для ребёнка  путь поиска этого ответа.  При работе в классе должна быть создана атмосфера доброжелательности. Уделено внимание каждому,  там, где сотрудничают, не бояться насмешек при неправильном ответе,  не опасаются плохой отметки. Педагогика сотрудничества помогает развивать мышление каждого ребёнка.   Ученик  должен быть не потребителем знаний, а  активным их добытчиком, участником их приобретения. Педагог и родители при такой организации обучения и воспитания – добрые и мудрые советчики и помощники.               Организуя    обучение,    стараюсь обеспечить каждому ребёнку чувство радости познания,    развитие его  способностей, чувство психологической защищённости. В непринуждённой обстановке дети смело высказывают свои мысли, принимают участие в  обсуждении рассматриваемого вопроса. А если ошиблись, то  ищем правильный ответ все вместе.



Предварительный просмотр:

Проектная технология

            Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых.

    В связи с этим я использую в обучении метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач.

Проектная технология – это исследовательская деятельность.

Цель проектной технологии – это воспитание функционально-грамотной личности.

Проектная технология – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие  познавательных  навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основные принципы проектной технологии:

1.     Направленность на достижение конкретной цели

2.     Координированное выполнение взаимосвязанных действий

3.     Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом

4.     В определенной степени неповторимость и уникальность продукта проектной деятельности.

 

Главными целями  введения проектной технологии  в начальную школу являются:

•        Развитие интереса к предмету;

•        Приобретение исследовательского опыта;

•        Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;

•        Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

•        Получение дополнительных знаний по теме;

•        Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

Проекты, как правило, связаны с несколькими учебными предметами (межпредметные связи). В этом их отличие от учебно-предметных задач.

Проекты не всегда выполняются детьми идеально, но в дальнейшем, изучая знания по предмету. Ученик может вернуться к проекту и улучшить его.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д.

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:

1.      «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.

2.      Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

3.      Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

                 Известно, что проект – это пять П.

Проблема – Планирование  – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Этапы работы над  проектом в  режиме проектного обучения соответствуют этим  принципам «Пяти П».

   Преимущества персональных проектов:

  • план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,
  • у учащегося формируется чувство ответственности,
  • учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,
  • формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

Преимущества групповых проектов:

§  в проектной группе формируются навыки сотрудничества,

§  проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,

§  на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,

§  в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию.

    Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.


     Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка.  Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая  программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...