Самообразование 2014
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_klyuchareva_2014.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

   

Обособленное школьное подразделение 425 Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №1474

Тема по самообразованию:

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе».

Работу выполнили:

Ключарева И.В.

Махонова А.А.

Москва,2013-2014 уч.год.

Скажи мне — и я забуду,

                                                                         Покажи мне — и я запомню,

                                                                         Дай сделать — и я пойму.

                                                                                         Китайская притча.

         « Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения...» ( М. Поташник, действительный член Российской  академии образования).

          «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» воплощение в жизнь нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования требует создания организационных механизмов проектирования информационно-образовательной среды (ИОС) начальной школы и поиска средств эффективной реализации ее развивающей и воспитательной функций.

         Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

      Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

       Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

       Неотъемлемой частью нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», « надпредметные действия» и т.д.

      Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).

      Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного Стандарта.

               Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметные: освоение обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), метапредметные понятия.

 Предметные: освоение деятельности для получения новых знаний, их преобразование и применение, системы основополагающих элементов научного знания.

               Что изучается с использование ИКТ?

 Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста.

       Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдение,  и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, микроскопов, фотоаппарата и видеокамеры.

   В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации,  в том числе, в доступном Интернете.

    Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового Стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа может, продолжена на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением природных зон РФ. Результатом такой деятельности становится, например, видеорепортаж, видео зарисовка, описывающая выбранную природную зону.

         

 Использовать компьютерные модели можно на уроках различных видов:

  1. Интегрированный урок  - закрепления знаний.

    Здесь возможны как индивидуальные, так и групповые задания: тесты с автоматической проверкой, теоретические вопросы, на которые можно найти ответ в интернете и т.п. Здесь важно продумать систему оценки работы обучающихся и довести ее до их сведения.  

  1. Урок-исследование.

    При этом необходимо сформулировать тему и цель исследований, теоретические вопросы, на которые необходимо ответить обучающимся в процессе работы.

  1. Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой.

    Эти задачи могут быть предложены как для работы в классе, так и дома.

Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерной программы усиливает познавательный интерес обучающихся, т делает их работу творческой.

  1. Контроль знаний.

     Преимущества компьютерного контроля:

  • индивидуальный контроль
  • повышается объективность оценки
  • детальная картина собственных недоработок
  • минимум времени на оценку выполненной работы

5. Домашнее задание.

         Применение новых информационных технологий в школьном образовании является неотъемлемой частью современной методики обучения. Огромные  возможности  представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования. С помощью компьютера возможно в несколько раз повысить интенсивность урока, использовать вариативность материала и индивидуализацию обучения.

    Компьютер —  это, прежде всего

  1. источник учебной информации
  2. наглядное пособие
  3. тренажер
  4. средство диагностики и контроля

    Дидактические возможности компьютера разнообразны:

  • усиливает мотивацию учения
  • способствует моделированию реальных процессов
  • помогает видеть причины, следствия и смысл изучаемого
  • развивает познавательные способности обучающихся : не учит знаниям, а учить учиться.
  • развивает метапредметные связи
  • прививает навыки самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок
  • расширяет возможности для творческой деятельности обучающихся
  • интегрирует обучение предмету

      Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом ребенок выполняет различные функции: учителя, объекта обучения, субъекта обучения, сотрудника коллектива.

      Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использования компьютера: если 100% времени урока ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя ( это компьютерное обучение). Если компьютер совсем не используется - это обыкновенный урок. При частичном использовании ПК — компьютерный урок.

        Все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично.

        Разнообразие «компьютерных уроков» зависит от :

  • общей дидактической структуры урока
  • какие средства ИКТ используются: мультимедийный ПК, интерактивная доска, проектор и т.д.
  • объем тех функций, которые должен выполнить компьютер

         Варианты использования средств ИКТ:

  1. полная замена деятельности учителя компьютерными программами, электронными учебными пособиями; (данный вариант практически не применим в начальной школе)
  2. частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (учитель использует свой сценарий изучения учебного материала с применением частичного компьютерного обеспечения по предмету)
  3. фрагментарное, выборочное использование компьютерного материала
  4. использование тренинговых программ для закрепления материала
  5. использование диагностических и контролирующих материалов, что улучшает контроль за деятельностью обучающихся, позволяет вести мониторинговый режим, сохранять ход и результаты решений и исследований.
  6. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий с последующей демонстрацией на уроках
  7. использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки

                    Таким образом, ИКТ с правильными технологиями обучения, создают высокий уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

            Использование ИКТ возможно на различных этапах обучения.

Этап усвоения новых знаний: активизируются такие процессы обучающихся, как восприятие, внимание, память, мышление; повышается познавательный интерес. Более 80% информации у людей воспринимается им через зрительное восприятие. При использовании ИКТ создается эффект присутствия («Я это видел»).

            Для использования ИКТ существует множество электронных учебников, программ-тренажеров, словарей, справочников, виртуальных экскурсий, игр, видеосюжетов и т.п. . Но преподавателю необходимо продумывать и соблюдать логическое преподнесение изучаемого или повторяемого материала.

Этап первичной рефлексии: обучающиеся, используя ИКТ, имеют больше времени для отработки новых полученных ими знаний.

Заключительная рефлексия: использование ИКТ повышает познавательный интерес, развивает личностные и коммуникативные действия обучающихся.

           Эффективность применения ИКТ зависит от этапа урока.

  • 1-5 минут сокращает подготовительный период и сдвигает усталость и потерю внимания на 5-10 минут позже обычного.
  •  15-20 минут;  30-35 минут - позволяет поддержать устойчивое внимание обучающихся практически в течение всего урока.

                         Соблюдение санитарных норм.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам» составляет для обучающихся начальной школы 10-15 минут.

   

       Таким образом, использование современных цифровых инструментов и коммуникативных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, куда включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Поэтому, использование компьютера на уроках - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий  труд учителя, а лишь одно из средств позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

Пример использования ИКТ на уроках в начальной школе может быть открытый урок по теме  «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Планируемые результаты

Личностные результаты.

1.Формирование личностного смысла учения.

На этапе актуализации, выработки навыков каждый обучающийся знает, зачем ему нужно заниматься данным видом деятельности.

2.Формирование внутренней позиции школьника: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

В работе парами и по группам при формировании умений ребята умеют разделять обязанности, учатся слушать мнение других, доказывать свою точку зрения в вежливой форме.

Формирование самооценки: знания о себе закрепление темы.

Метапредметные

Личностные

1.Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне: самоопределение (мотивация учения: зачем мне нужно учиться)

2.Смыслообразование: «какое значение имеет для меня учение» и уметь находить ответ на него.

Познавательные

1.Общеучебные: ребята учатся использовать и обобщать нужную информацию.

2.Логические: умение обосновывать выбранный вариант ответа, выстраивать логические цепи рассуждения.

3.Умение формулировать проблему,

Коммуникативные

1.Обучающиеся инициативно сотрудничают в использовании и обобщении информации.

2.Определяют способы взаимодействия, оценивают действия партнёров и точно выражают свои мысли.

Регулятивные

1.Целеполагание: умение поставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися, составить план работы на уроке.

2.Контролировать свои действия с помощью сличения их результатов с заданным эталоном.

3.Умение вносить коррективы в случае расхождения с эталоном.

4.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Предметные

  1. Сформировать навыки умения делать  обобщения по пройденному материалу, использовать новые знания в своей учебной деятельности.
  2. Продолжить формирование навыков по работе с макбуками и учебным материалом
  3. Совершенствовать умение обучающихся использовать правильную речь.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, MacBook


№№

Этап урока

            Ход урока

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемый результат

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

9

10

Введение в урок

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

Словарная работа

Тренировка в безошибочном выборе буквы

Обобщение и систематизация

Совершенствование умений обучающихся

Работа над решением поставленных задач)

Практическое применение умений ребят

. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Дифференцированное задание – закрепление умений обучающихся.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание

Мы знаем знания – нужны,

Для жизни каждого важны!

Друг другу будем помогать,

И друг друга уважать.

- Назовите тему нашего предыдущего урока

- Какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке?

- Что мы должны для этого сделать?

- Сформулируйте учебные задачи сегодняшнего урока

 

Вот и составили план нашего сегодняшнего урока.

И начинаем нашу тренировку со словарной работы.

Попробуйте составить словосочетания из двух колонок, вставив пропущенные буквы ЭКРАН

             

.тдыха.шь                    на  .кскурсии

встрет.ли                 т.пор  

вспомн.м                     ч.л.века

подерж.т                  ф.милии

ПРОВЕРКА: экран, сигналы

- Кто объяснит окончание у первого глагола?....

-Какое слово не подходит для нашего урока? Почему?

- Какие ещё умения проверяли?

Продолжим упражняться в безошибочном написании безударных личных окончаний глаголов

В программе МИМИО выполните задание по алгоритму, работая ПАРАМИ.

Алгоритм:

Постройте пирамиду из слов:

-нижний (четвёртый ряд) 4 глагола-исключения на –ать

-третий ряд : 3 глагола-исключения на  -еть

-второй ряд: 2 обычных глагола

- первый ряд: глагол, не требующий проверки

ПРОВЕРКА с экрана, сигнал, объяснение по алгоритму

Продолжаем выполнять составленный вами план в начале урока и потренируемся в правильном выборе безударных  личных окончаний глаголов в программе УМК «Гармония».

Откройте макбуки в уроке №4 часть 13, выполните задание, работая парами

(Проверка в уроке)

- Что вы использовали для правильного выбора буквы для безударных личных окончаний глаголов?

- Повторите его

- Зачем же необходимо определять спряжение глагола?

- Когда нужно определять спряжение глагола?

- Что же помогло правильно выполнить данную работу?

- А зачем надо уметь грамотно и без ошибок писать?

- Где можно услышать красивую правильную образную речь?

- А кто помнит, как называется раздел по литературному чтению, который мы сейчас с вами изучаем?

- Почему такое красивое название, о чём оно говорит?

- Каких поэтов вы можете назвать?

-Выполняя цель нашего урока: научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов предлагаю вам в следующем задании отрывки из изучаемых вами произведений.

- Предположите, какое задание надо будет выполнить в этих отрывках?

- РАБОТА ГРУППАМИ: (6 групп по количеству отрывков)

В МИМИО выложены строки из стихов известных поэтов. Вставьте буквы в пропущенные морфемы, попытайтесь вспомнить автора, название и, может быть, продолжить стихотворения.

Розы расцвета.т,         Сквозь волнистые туманы

Сердце отдохни;         Пробира.тся луна.

Скоро засия.т            

Благодатны дни.         И тихонько плач.т он в пустыне.

И дыш.т непонятная        Всход.т солнце над землёю

Святая прелесть в них.     С каждым днём всё выше.

ПРОВЕРКА : каждая группа объясняет выбранные буквы, называет автора, название, пробуют продолжить стихотворение.

- Что  помогло справиться  с заданием?

-Вспомним его (цепочкой)

- Что являлось целью нашего урока?

Наступило время попробовать свои силы, применить свои умения в небольшой диктовке: Учащимся предлагается текст под диктовку: записать, отметить окончания, спряжения.

День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся река. Прилет…т первый вестник весны: грач.

Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.

ПРОВЕРКА : Самопроверка с экраном + 3 тетради для оценки.

- Сейчас наступило время самостоятельно поработать с карточкой.

Прочитайте задание и задайте вопросы, если что-то непонятно.

Задание: 1. Вставить  буквы в пропущенные морфемы и определить спряжение

2. Выбрать карточку того уровня, который вам больше подходит.

I-й уровень – самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II-й уровень – сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим (мысленно)

Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III-й уровень – еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

IV уровень – самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.

______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.

- Какую цель мы ставили сегодня на нашем уроке?

-Достигли ли мы поставленной цели? И что мы для этого делали?

 – Со всеми поставленными задачами вы справились?

– На  шкале оцените своё умение,  которым вы сейчас, в конце урока, обладаете  при  написании безударных личных окончаний глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

– При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? (Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения.)

Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение.

Ребята вместе говорят слова, глядя друг на друга с улыбкой.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

-научиться правильно, без ошибок писать безударные личные окончания глаголов.

- Вспомнить алгоритм определения спряжения

- Упражняться в применении нового знания

-Тренироваться в безошибочном написании безударных личных окончаний глаголов.

«встретИли», потому что это глагол прошедшего времени, а эти глаголы имеют родовые окончания.

Правописание безударных непроверяемых гласных в корне

Ребята строят пирамиду, одна пара – на компьютере учителя

Глаголы:обид.т(они), ненавид.шь, терп.те, гон.шь, держ.т(он), дыш.м, слыш.те, се.т(они), игра.шь, сид.те.

Ребята работают в уроке №4, осуществляют самопроверку.

Алгоритм

- Вопрос к глаголу

-Вопрос к н.ф.

-Глагол в н.ф.

- на  -ить?   - исключ?

-спряжение

- окончание

- Чтобы правильно написать безударное окончание

- Если личное окончание безударное.

Умение правильно пользоваться алгоритмом.

Чтобы речь была правильной, красивой и понятной.

- В произведениях  поэтов и писателей.

МИР ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ

Эти звуки – стихи известных русских поэтов.

А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,  ит.д.

Вставить безударные личные окончания глаголов.

Ребята, работая в группах, применяют алгоритм, вставляя пропущенные окончания. Соединяют автора и названия с отрывками.

Чёткие действия по алгоритму

Повторяют алгоритм.

Научиться правильно писать безударные личные окончания глаголов

Научиться без ошибок писать безударные личные окончания глаголов

Достигли, так как весь урок выполняли разные упражнения, чтобы научиться писать без ошибок безударные личные окончания глаголов.

Повторяли для этого алгоритм

-Отрабатывали умения работы в парах, в группах

-Сами спланировали свою работу, свою деятельность

-Отрабатывали навыки самопроверки

-Совершенствовали ИКТ компетентность

Хороший настрой на урок

Ребята пишут составленные словосочетания, указывая и объясняя орфограммы.

Ребята должны правильно составить пирамиду:

                 Сидите

           Сеют, играешь  

   обидят, ненавидишь,терпи-

те,

Гонишь, держите, дышим,

слышите.

Алгоритм должен быть хорошо усвоен и чётко применяется при определении окончания.

Дети правильно отвечают на поставленные вопрос

Правильно вставили пропущенные окончания и вспомнили-продолжили стихи

Дети должны выполнить задание без ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2013-2014

План работы по самообразованию 2013-2014...

План самообразования на 2014-2015 учебный год

Тема самообразования: Использование современных образовательных технологий в формировании ключевых компетентностей младшего школьникаЦель профессионального самообразования: Реализация  современны...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов Бутенко Елены Эдуардовны 2014-2015 учебный год

        С сентября 2014 года работаю с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по адаптированным образовательным программам.  Перед собой я поста...

Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя начальных классов Хафизовой Миляуши Фаязовны на 2014-2019 учебные годы

"Учитель"- это не только профессия,  призвание, но и стиль жизни человека. Наша профессия подразумевает постоянное стремление к получению новых знаний.В нашей работе не всегда удаётся найти для э...

План самообразования на период с 2014-по 2019 гг.

индивидуальный план самообразования на период с 2014-по 2019 гг. по теме "Развитие проектных навыков у младших школьников" с кратким отчетом....

План самообразования 2014-2019

План самообразования 2014-2019...